Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать конфликтные ситуации в организациях на примере ОАО «Сбербанк России». Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть различные понятия и виды конфликтов.
2. Выявить возможные причины и последствия.
3. Определить функции и эффективность конфликтов.
4. Проанализировать конфликтную ситуацию на примерах конкретной организации.
Введение………………………………………………………….....………...... 3
Глава I. Теоретические основы конфликтов в организации…………….…. 5
Понятие и виды конфликтов в организации……………………....….. 5
Функции и эффективность конфликтов в организации…………..…. 19
Управление конфликтами ситуациями в организации…………….... 25
Глава II. Анализ конфликтов на примере ОАО «Сбербанк России»……… 34
2.1. Краткая характеристика организации…………………………….…. 34
2.2. Анализ возникновения конфликтных ситуаций в ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………….….. 35
2.3. Изучение причин возникновения конфликтных ситуаций…….….… 41
Глава III. Мероприятий по преодолению конфликтных ситуаций……….. 44
3.1 Разработка мероприятий по преодолению конфликтных ситуаций…44
Заключение……………………………………………………………………. 46
Список использованной литературы……………………………………….. 48
• сдерживание – состояние,
при котором индивид (или социальная
группа) отказывается от удовлетворения
потребности из страха, в надежде
получить определенные блага в другой
области (заменителей) или удовлетворить
потребность спустя какое-либо время
более легким путем, с меньшими издержками.
В этом случае индивид (социальная группа)
перестраивает свое сознание, полностью
подчиняясь требованиям ситуации, и
действует с ощущением
• подавление – уход от реализации
целей при удовлетворении потребности
под воздействием внешнего принуждения,
когда индивид постоянно
Агрессия – это ответная реакция на блокаду, которая может привести к конфликту. Агрессия – враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий по отношению к другому индивиду (или другой социальной группе). Выражается она в поведении, направленном на нанесение физического и морального вреда или ущерба другому. Агрессивные действия вызывают ответную агрессивную реакцию у другого индивида (или социальной группы), и с этого момента начинается социальный конфликт. Но даже очень сильная агрессия может не привести к социальному конфликту, если она не вызывает соответствующей агрессивной ответ ной реакции.
Социологи в структуре конфликтов обычно выделяют:
1) участников конфликта;
2) конфликтную ситуацию как базу конфликта;
З) поведение, направленное на разрушение намерений другой стороны;
4) границы конфликта.
Основные участники конфликта — противодействующие стороны (оппоненты, противники). Это те участники, интересы которых несовместимы и которые совершают активные действия друг против друга. Они как бы составляют стержень конфликта. Если одна из сторон по какой-либо причине «выходит из игры», конфликт прекращается. Кроме непосредственных участников конфликта, существуют и другие участники, которые играют второстепенные, эпизодические роли. Среди них выделяют субъектов конфликта, которые могут влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, и субъектов которые не преследуют собственных интересов и не влияют на исход противоборства как, например, люди, случайно втянутые в конфликт, толпа. Ими манипулируют другие для достижения своих целей.
Понятие конфликтной ситуации
не совпадают с понятием конфликта,
так как характеризует лишь предпосылку,
почву для возникновения
Говоря о природе конфликтных
взаимодействий, социологи отмечают
их кумулятивный характер, т.е. каждое
агрессивное действие приводит к
ответному действию или возмездию,
причем более сильному, чем первоначальное.
Конфликт обостряется и охватывает
все большее число членов организации
или, переходя на внешний уровень, все
боль шее количество организаций. Это
может означать, что даже несущественное
событие, стычка между представителями
различных подразделений
Виды (Типы) конфликтов в организации. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя); межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией в которую она входит; между организациями и группами одного или раз личного статуса.
Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящихся в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные.
Конфликты могут явиться результатом недостаточного общения и понимания, неверных предположений в отношении чьих-либо действий, различий в планах, интересах, оценках.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу из разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы и организации.
Классифицируя организационные конфликты, исследователи (С.С.Фролов и др.) обычно выделяют конфликты внутриличностные, межличностные и социальные.
Внутриличностный (психологический) конфликт затрагивает только структуру сознания личности (члена организации) и психику человека. Поэтому данный тип конфликта нельзя считать социальным конфликтом в чистом виде. Личностные конфликты не могут напрямую воздействовать на процессы, протекающие в организации, однако если они получают распространение и охватывают различные уровни управления в организации, возможны серьезные негативные последствия вплоть до невыполнения организацией своих задач и даже ее распада. Кроме того, личностные конфликты служат основой для межличностных и социальных конфликтов. Среди внутриличностных, или психологических конфликтов наиболее распространены ролевые и мотивационные конфликты.
1. Ролевые конфликты. Их
основу составляют трудности
выполнения членом организации
своей роли, несоответствие ожиданиям,
предъявляемым к члену
• недостаточная, слабая ролевая подготовка;
• неудовлетворенность
• неприятные моменты, сопутствую выполнению работником своей роли (монотонная, нервная, грязная работа);
• предъявление противоречивых требований к результатам работы, что вызывает неопределенность ролевых ожиданий;
• двойственность при выполнении социальных ролей (или двойные стандарты деятельности);
• завышенность предъявляемых требований с точки зрения работника;
• несовместимость ролевых требований с потребностями, установками и ценностями работника.
2. Мотивационные конфликты.
В основе таких личностных
конфликтов лежит
Межличностный (социально-психологический)
конфликт – наиболее распространенная
форма конфликта в
Межличностный конфликт имеет
две разновидности в
1) конфликт охватывает
двух или более членов
2) конфликт затрагивает
отдельного работника и
Возможен конфликт между
отдельным членом организации и
социальной группой, если он занимает
позицию, отличающуюся по ряду параметров
от позиции группы. Например, на собрании
руководителей подразделений
Межличностный конфликт может
возникнуть на почве должностных
обязанностей руководителя, когда необходимо
обеспечивать соответствующую
Выделяют следующие типы межличностных конфликтов:
1. Конфликты как агрессивная
реакция на блокаду
2. Конфликты как агрессивная
реакция на блокаду личностных
потребностей связанных
3. Конфликты, связанные с контролем за соблюдением групповых или организационных культурных норм, возникают, когда работник занимает позицию, отличающуюся от позиции группы; следует нормативным образцам, отличающимся от групповых нормативных образцов; не выполняет нормативные требования, связанные с его статусом в организации, и т.д.
4. Личные конфликты, связанные
с несовместимостью ценностей,
установок, ориентации
Социальный конфликт возникает в тех случаях, когда интересы некоторого числа членов организации, образующих формальную или неформальную группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в противоречие с интересами другой социальной группы, не включающей в себя работников из первой группы. Основой межгруппового конфликта весьма часто бывает межличностный конфликт, так как индивиды всегда пытаются получить поддержку и ресурсы со стороны своего социального окружения.
Конфликты в организации классифицируются также по степени открытости конфликтных взаимодействий, В этом случае различают открытые и скрытые формы конфликта.
Открытые конфликты
Информация о работе Конфликты в организации (на примере ОАО «Сбербанк России»)