Конфликты в организации (на примере ОАО «Сбербанк России»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать конфликтные ситуации в организациях на примере ОАО «Сбербанк России». Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть различные понятия и виды конфликтов.
2. Выявить возможные причины и последствия.
3. Определить функции и эффективность конфликтов.
4. Проанализировать конфликтную ситуацию на примерах конкретной организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….....………...... 3
Глава I. Теоретические основы конфликтов в организации…………….…. 5
Понятие и виды конфликтов в организации……………………....….. 5
Функции и эффективность конфликтов в организации…………..…. 19
Управление конфликтами ситуациями в организации…………….... 25
Глава II. Анализ конфликтов на примере ОАО «Сбербанк России»……… 34
2.1. Краткая характеристика организации…………………………….…. 34
2.2. Анализ возникновения конфликтных ситуаций в ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………….….. 35
2.3. Изучение причин возникновения конфликтных ситуаций…….….… 41
Глава III. Мероприятий по преодолению конфликтных ситуаций……….. 44
3.1 Разработка мероприятий по преодолению конфликтных ситуаций…44
Заключение……………………………………………………………………. 46
Список использованной литературы……………………………………….. 48

Файлы: 1 файл

Конфликты в организации.docx

— 86.87 Кб (Скачать файл)

4. Завершение переговоров  или выход из тупика. К этому  этапу уже существует значительное  количество различных предложений  и вариантов, но соглашение  по ним еще не достигнуто. Время  начинает поджимать, увеличивает  напряженность, требуется принятие  какого-либо решения. Несколько  последних уступок, сделанных  обеими сторонами, могут спасти  дело. Но здесь важно для конфликтующих  сторон четко помнить, какие  уступки не влияют на достижение  их основной цели, а какие сводят  на нет всю предыдущую работу.

Таким образом, в сложных  ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными  для принятия здравого решения, появление  конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя  стиль решения проблем.

 

Глава II. Анализ конфликтов в ОАО «Сбербанк России»

2.1.  Краткая характеристика организации

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации  и СНГ. Его активы составляют более  четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26%. По данным журнала  TheBanker, Сбербанк занимает 43 место по размеру основного капитала среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня – современный  универсальный банк, удовлетворяющий  потребности различных групп  клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию  на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 49%, а его кредитный портфель включал  в себя около трети всех выданных в стране кредитов (33% розничных и 30% корпоративных кредитов).

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в  настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в  Белоруссии.

Организационно-правовая форма.

Полное наименование банка: ОАО "Сбербанк России", номер лицензии – 1481.

Учредитель и основной акционер Банка – Центральный  банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2010 г., ему  принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Структура компании.

ОАО «Сбербанк России»– организация с вертикальной структурой управления, т.е. имеет несколько  уровней управления. По типу – это  функциональная структура. Организационная  структура, показывает область ответственности  каждого отдельного сотрудника и  его взаимоотношения с другими  сотрудниками, если все взаимосвязи  организационной структуры применены  правильно, то они ведут к гармоничному сотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед организацией цели и задачи. Функциональная организационная  структура – это деление организации  на отдельные элементы, каждый из которых  имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности, т.е. модель предусматривает деление персонала на группы, в зависимости от конкретных задач, которые выполняют сотрудники.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности  в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим  собранием акционеров Банка в  июне 2002 года.

Органами управления Банка  являются:

Общее собрание акционеров – высший руководящий орган Сбербанка  России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.

 

2.2.  Анализ возникновения конфликтных ситуаций в ОАО «Сбербанк России»

В коммерческом банке, как  и в любой другой организации, существуют различные конфликты. И  это отнюдь не всегда является отрицательным  показателем, какой бы то ни было деятельности этой организации. Из конфликтов можно  взять что-то положительное, с помощью  них можно выявить и исправить недостатки как системы организации в целом, так и разногласия между отдельными членами коллектива. Причем изменения, которые влечет само разрешение конфликта, не всегда могут быть направлены именно на улучшение ситуации, они могут просто нормализовать ее или привести к исходному состоянию.

Рассмотрим несколько  примеров конфликтов, имевших место  в данной организации. Один из них  – конфликт, возникший из-за неточного  определения обязанностей сотрудников  и сроков их выполнения, то есть чисто  производственный конфликт.

Пример №1.

Банк является сложным  механизмом, все части которого должны четко и отлажено работать. Один из отделов – операционный. В  нем особенно тесно переплетается  работа всех сотрудников: сведения, вовремя  поданные одним «операционистом», обеспечивают своевременность и правильность выполнения своих функций вторым «операционистом».

На начальной стадии деятельности банка, именно тогда, когда не было четкой устоявшейся системы организации  труда, происходили нарушения сроков и очередности проведения банковских операций по счетам клиентов, что вызывало их справедливые нарекания. Такие ситуации периодически имели место, а в  некоторых случаях при проведении проверок эти недочеты обнаруживались государственными органами, и банку  начислялись штрафы. В такой ситуации каждый из «операционистов» видел причину этих нарушений в недостаточно четкой работе другого. Выявить действительно виновного работника в каждом конкретном случае не всегда удавалось, и это, безусловно, не способствовало нормальному климату в отделе, соответственно и его работе в целом.

В итоге, для нормализации работы данного отдела руководство  банка приняло следующие меры:

  1. Был проведен тщательный анализ всех случаев допущения «операционистами» ошибок.
  2. На основании проведенного анализа детально распределены и расписаны должностные обязанности каждого «операциониста». Разработан график документооборота в целом по банку, строго регламентирующий время передачи информации внутри банка и четко указывающий ответственных лиц за выполнение каждого пункта.
  3. Введен жесткий ежедневный контроль над всеми выполняемыми операциями.

В результате проведенных  мер банку удалось стабилизировать  работу, полностью исключить нарушения  сроков выполнения банковских операций, также увеличилась производительность данного отдела.

Подобные конфликты указывают  на неблагополучную работу коллектива, и разрешение таких конфликтов возможно только при изменении объективной  ситуации и условий труда, в которых  оказались люди.

Другой пример основан  на «человеческом», субъективном аспекте  конфликта, то есть противоречия заложены в самих людях, их действиях, поступках  и поведении – чисто личностных неблагоприятных проявлениях. К  этим проявлениям относится склонность настаивать на своем мнении, категоричность суждений, импульсивность, неумение слушать  и убеждать, склонность к обвинению  партнера и многие другие отрицательные  качества человека.

Пример №2.

Один из руководителей  банка при общении со своими подчиненными использовал строго приказной, не терпящий никаких возражений стиль. Надо отметить, что все сотрудники отдела – это знающие свое дело, умеющие работать высококвалифицированные специалисты, но, тем не менее, руководитель не учитывал это.

В данном случае наслоение  заданий, неумение или нежелание  определить приоритеты и последовательность выполнения заданий, требование выполнить  все сразу и при том срочно–  все это имеет отрицательный характер: нервирует работников, вносит отрицательный климат в отдел, что, безусловно, отбивает желание трудиться и не способствует качественному и продуктивному труду работников.

В условиях существования  определенных сложностей при устройстве на работу и в силу своей скромности, сотрудники долгое время не решались высказать претензии своему начальнику. Но такая ситуация продолжаться в  скрытой форме бесконечно не могла, и в какой-то момент претензии  были частично высказаны.

Ненормальная, накаленная обстановка в отделе, как и следовало ожидать, в итоге привлекла внимание высшего  руководства банка. Здесь надо также  отметить, что сам этот руководитель является хорошим работником и отлично  выполняет свою работу, и просто увольнять его не было смысла –  хорошего специалиста не так-то просто найти. В этой ситуации была сделана  попытка организовать откровенный  разговор-беседу руководителя и его  сотрудников, но, к сожалению, она  должного результата не имела. Конечно, определенные улучшения появились, но в полной мере устранить конфликтную  ситуацию не удалось. Поэтому для  полной нормализации обстановки в отделе были проведены индивидуальные доверительные  беседы с руководителем отдела и  с каждым из сотрудников.

Из этого примера хорошо видно, что разрешить конфликт, возникший  из-за каких-то личностных проявлений, порой бывает сложнее, чем производственный, поскольку его успешный исход  зависит не только от знаний руководителя и умения правильно вести себя в критической ситуации, но и от желания самих конфликтующих.

Лояльность персонала  – один из скрытых, но важных факторов, влияющих на успешность любой организации. Сегодня вопрос о поддержании  лояльности персонала особенно актуален в такой специфической организации, как банк. Нелояльность работников банка может привести к серьезным  последствиям, нарушить безопасность, снизить его конкурентоспособность. В то же время умелое управление лояльностью персонала позволит повысить эффективность банковской деятельности.

К сожалению, не все руководители понимают значение этого фактора  и считают, что служащие лояльны  к своему банку, если соблюдают инструкции, требования, нормы и правила, действующие  в организации, не совершают никаких  злонамеренных действий и не собираются уходить из банка. Однако лояльность – гораздо более широкое понятие. Она представляет собой идентификацию  сотрудника с организацией, ощущение сотрудником себя как частицы  крупной системы. Преданные организации  работники проявляют готовность выполнять обязанности, возложенные  на них; терпеть ограничения, накладываемые  организацией; не подводить коллег по работе; соблюдать предписанные нормы, инструкции; соглашаться с  политикой и стратегией банка. Уровень  лояльности отражает веру работников в цели и миссию банка, желание  внести вклад в его процветание  и намерение работать в нем.

Руководитель сталкивается с весьма неоднородной лояльностью  работников и различным проявлением  нелояльности, что влечет за собой  целый спектр проблем и конфликтов в организации. При этом руководители не всегда четко представляют, какие  формы проявления лояльности ожидаются  ими и в чем может проявиться нелояльность персонала.

Нелояльность работника  выражается чаще всего в каком-либо преднамеренном нанесении ущерба организации  в разных масштабах, приводящего  к ослаблению или подрыву ее конкурентных позиций. Нелояльное отношение работников к своему банку может повлечь  за собой возникновение ряда проблем. Это и высокая текучесть кадров, и снижение качества работы, и потери рабочего времени, и нарушение коммуникаций и т.п.

Пример №3.

В банке освободилось место  начальника кредитного отдела; временное  руководство осуществлял главный  специалист этого отдела – человек  ответственный, имеющий опыт работы, ценящий свое положение в банке.

Однако на должность начальника отдела был принят человек, занимавший ранее такую же должность в  отделении.

В ответ на это сотрудник, исполняющий обязанности начальника отдела, продемонстрировал обиду  и личную неприязнь, что, несомненно, не способствует успеху общего дела. Налицо конфликтная ситуация. Подобные примеры  показывают, что после приема на работу индивидуальная работа с сотрудниками всех типов существенным образом  снижает риск появления нелояльности.

Безусловно, лояльность работников имеет отношение и к благоприятным  для организации последствиям, таким  как наличие нормального климата  и взаимной поддержки внутри организации. Формированию лояльности способствует уверенность работника, что он может  воздействовать на производственные процессы, свобода в выборе способа и  очередности выполнения задания, возможности  внесения в процесс своего, нового. Немаловажным является информированность  работника о состоянии дел  в банке, совпадение его ожиданий по отношению к работе с реальностью  и т.д.

Хочется подчеркнуть, что  большинство из тех проблем, которые  возникают у многих руководителей  во взаимодействии с работниками, можно  избежать, если в банке будет уделяться  соответствующее внимание формированию и укреплению лояльности работников.

Естественно, существует множество  различных видов конфликтов, но основных все-таки два: возникших по объективным  причинам или возникших по субъективным причинам. Так, например, производственный конфликт может перерасти в межличностный или наоборот. Также могут произойти конфликты между группами людей, целыми организациями, могут развиваться по линии руководитель – подчиненный или подчиненный –подчиненный. Но каков бы ни был конфликт, не стоит его избегать и надо помнить, что он является своего рода сигналом к действиям, которые должны изменить ситуацию и в результате должны в той или иной степени привести к улучшению работы организации, к ее усовершенствованию в целом.

Информация о работе Конфликты в организации (на примере ОАО «Сбербанк России»)