Конфликты в организации (на примере ОАО «Сбербанк России»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать конфликтные ситуации в организациях на примере ОАО «Сбербанк России». Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть различные понятия и виды конфликтов.
2. Выявить возможные причины и последствия.
3. Определить функции и эффективность конфликтов.
4. Проанализировать конфликтную ситуацию на примерах конкретной организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….....………...... 3
Глава I. Теоретические основы конфликтов в организации…………….…. 5
Понятие и виды конфликтов в организации……………………....….. 5
Функции и эффективность конфликтов в организации…………..…. 19
Управление конфликтами ситуациями в организации…………….... 25
Глава II. Анализ конфликтов на примере ОАО «Сбербанк России»……… 34
2.1. Краткая характеристика организации…………………………….…. 34
2.2. Анализ возникновения конфликтных ситуаций в ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………….….. 35
2.3. Изучение причин возникновения конфликтных ситуаций…….….… 41
Глава III. Мероприятий по преодолению конфликтных ситуаций……….. 44
3.1 Разработка мероприятий по преодолению конфликтных ситуаций…44
Заключение……………………………………………………………………. 46
Список использованной литературы……………………………………….. 48

Файлы: 1 файл

Конфликты в организации.docx

— 86.87 Кб (Скачать файл)

 

2.3.  Изучение причин возникновения конфликтных ситуаций

Конфликт – это неизменная составляющая функционирования коллектива. И одной из важнейших задач руководителя является превращение неконструктивного, вредного конфликта в конструктивный, извлечение из него пользы. Очень полезно знать источники конфликтов в организациях. Это позволяет не только вовремя предотвратить проблемы, но и быстро установить способы их устранения.

Выделяют следующие причины  возникновения конфликтов в рабочем  коллективе:

Скудные или ограниченные ресурсы. Основные ресурсы, используемые организациями, это человеческие, материальные и финансовые. Нехватка тех или  иных ресурсов может привести к конфликту, если, например, на одного сотрудника взваливается нагрузка, рассчитанная в обычных  условиях на двоих или троих. В  случае нехватки финансов отдельные  лица могут претендовать на большие  суммы, чем те, которые имеются  в организации.

Разделение на отделы и  специализация. Разделение организации  на отделы является необходимым условием ее успешной работы. Но это также  является и источников возникновения  конфликтов. Каждый отдел, занимаясь  своим делом, в то же время связан со многими другими. Некоторые подразделения  связаны со всеми прочими и  сбой в работе каждого из них приводит к затруднениям в остальных. Это  становится причиной многих конфликтных  ситуаций. Кроме того, сосредотачиваясь на решении сугубо специальных задач, отдел уделяет меньше внимания взаимодействию между подразделениями.

Можно увидеть, что один из выше приведенных примеров конфликтов в ОАО «Сбербанк России» относится  именно к данной группе конфликтов. И благодаря проведенному анализу  руководством банка были детально распределены и расписаны должностные обязанности каждого из участников отдела, а также введен жесткий ежедневный контроль над всеми выполняемыми операциями. Эти меры позволили исключить подобного рода конфликты в дальнейшем.

Взаимозависимая природа  видов деятельности. Каждая организация  на рынке связана с множеством других: поставщиками сырья и комплектующих, покупателями продукциями, инвесторами  и многими другими. Особенно важной представляется это связь для  организаций, продукция которых  является лишь одним элементом в  какой-либо цепочке производства. При  сбоях хотя бы в одном элементе этой цепочки, нарушается весь процесс, а значит, конфликты неизбежны.

Конфликт ролей. Каждый человек  выполняет в организации какую-то роль, а чаще всего даже несколько. Если он не вполне четко представляет, какие обязанности предполагает принятая им роль, то его поведение  может стать источником конфликтов. С другой стороны, различные роли одного и того же человека могут  конфликтовать друг с другом. Так, например, руководитель какого-либо проекта  является для своих подчиненных  контролирующим лицом и в то же время – коллегой. Если такая  двойственная природа должности  ими не осознается, то конфликт почти  наверняка обеспечен.

Пристрастные отношения. Пристрастное отношение одного сотрудника организации к другому часто  становится причиной конфликтов, независимо от того, положительное оно, или отрицательное. В первом случае оно провоцирует  зависть других сотрудников, а во втором – обиду объекта пристрастия. Кроме того, пристрастное отношение  может быть воображаемым – такой  конфликт разрешить еще сложнее.

Во втором примере конфликтов в ОАО «Сбербанк России» был  рассмотрен данный вид конфликта, когда  возникло непонимание между лицами, занимающими разное положение. Как  видно, данный конфликт удалось частично урегулировать, организовав откровенный  разговор-беседу руководителя и его сотрудников. А для полного же разрешения ситуации были проведены индивидуальные доверительные беседы с руководителем отдела и с каждым из сотрудников.

Изменения окружающей обстановки. Изменения всегда вызывают в людях  чувство сопротивления. Поэтому  любые попытки менеджеров внести в структуру организации какие-либо изменения могут спровоцировать возникновение конфликтов.

Нарушение территории. Этот источник конфликта глубоко психологичен. Каждый человек склонен к созданию собственной территории и ее ревностному охранению. Это выражается в оформлении рабочего места различными аксессуарами, принесенными из дома, фотографиями, декоративными растениями. Если территория вдруг нарушается «чужаком», это становится причиной конфликта.

Индивидуальные различия в восприятии. Не существует двоих  совершенно одинаковых людей, так как  нельзя найти два совершенно одинаковых набора генов. Да если бы такое и  случилось, под воздействием личного  опыта люди все равно стали  бы разными. Мы все воспринимаем одинаковые события по-разному, из одних посылок  можем делать различные выводы. Если бы все эти различия признавались и воспринимались как должное, большинства  конфликтов можно было бы избежать. Однако, зачастую люди считают собственное мировоззрение идеальным, а все остальные – неверными. Это и приводит к возникновению конфликтных ситуаций.

Учитывая выше приведенные  причины, руководству ОАО «Сбербанк  России» удается добиться стабильности во внутренней организации банка, благоприятного климата и обстановки, избегать недопонимания  между отделениями банка и  в частности между отдельными его сотрудниками, выполнять поставленные задачи в срок. 

Глава III. Мероприятий по преодолению конфликтных ситуаций

    1. Разработка мероприятий по преодолению конфликтных ситуаций

Для того чтобы разрешить  конфликт руководитель или посредник  должен знать или иметь представление  о психологическом портрете каждого  работника, т. е. знать его слабые и сильные стороны, и тем самым  предвидеть его возможное поведение  в конфликтной ситуации.

В процессе деятельности ОАО  «Сбербанк России» применяются  разнообразные факторы и способы  разрешения конфликтных ситуаций. Разрешение конфликта начинается с того, что  конфликтующие стороны перестают, по возможности, видеть в оппоненте  противника. Для этого проводится анализ собственных позиций и  действий. Признание собственных  ошибок снижает негативное восприятие оппонента, а также оппоненты  стараются понять интересы другого  – это расширяет представление  об оппоненте, делает его более объективным. Потом сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны  следующими приемами:

  • Готовностью идти на сближение позиций.
  • Положительная оценка некоторых действий другой стороны.
  • Критично отнестись к самому себе и уравновесить поведение.

После этого выбирается оптимальный  стиль разрешения конфликтной ситуации.

  • Уклонение.
  • Сглаживание.
  • Принуждение.
  • Компромисс.
  • Решение проблемы.

Проанализировав конфликтные  ситуации, причины их возникновения, руководством ОАО «Сбербанк России»были проведены следующие управленческие и юридические мероприятия:

  • Наибольшее внимание уделяется переподготовке работников служб работы с персоналом по специальным программам. Организована стажировка слушателей в лучших банках за рубежом.
  • Осуществляется постоянная переподготовка различных категорий персонала, проводятся тренинги на смежных должностях.
  • Разработаны должностные инструкции со сбалансированными правами и обязанностями.
  • Разработаны общие условия обслуживания клиентов в виде свода правил и навыков поведения менеджеров по продажам банковских слуг.
  • Постоянное информирование персонала о деятельности банка за определённые периоды об открывшихся вакансиях и используемых элементах кадровой политики.
  • Использование конкурсов при замещении различных должностей.
  • Наличие в штате банка специалистов по менеджменту конфликтов и психолога.
  • Заключен коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, т.е. определен временной цикл, в течение которого стороны могут жить спокойно, без потрясений и конфликтов.
  • Службой безопасности проводятся регулярные проверки лояльности и благонадежности сотрудников банка.

 

Заключение

Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта  или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтами  включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.

Конфликтные ситуации, переходящие  часто в конфликты, являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Обычно конфликты, если говорить не о деловых, а о межличностных конфликтах, возникают по психологическим причинам.2

Без знания причин возникновения  и развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение  системы причин является результатом, главным образом, анализа конфликтных  ситуаций. Необходимо различать причины  конфликтов и причины изменений  в их характеристиках.

Для предупреждения конфликтов важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предотвращение конфликтов в узком смысле заключается в  работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предотвращения есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах  воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.

Предупреждать конфликты  можно, изменяя свое отношение к  проблемной ситуации и поведение  в ней, а также воздействуя  на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам  изменения своего поведения в  предконфликтной ситуации можно отнести:

  • Умение определить, что общение стало предконфликтным.
  • Стремление глубоко и разносторонне понять позицию оппонента.
  • Снижение своей общей тревожности и агрессивности.
  • Умение оценивать свое актуальное психическое состояние.
  • Постоянная готовность к неконфликтному решению проблем.
  • Умение улыбнуться.
  • Не ждать от окружающих слишком многого.
  • Искренняя заинтересованность в партнере по общению.
  • Конфликтоустойчивость и чувство юмора.

Для предотвращения межличностных  конфликтов необходимо оценивать, в  первую очередь то, что удалось  сделать, а затем – то, что не удалось:

  • Оценивающий должен сам хорошо знать деятельность.
  • Оценку давать по существу дела, а не по форме.
  • Оценивающий должен отвечать за объективность оценки.
  • Выявлять и сообщать оцениваемым работникам причины недостатков.
  • Четко формулировать новые цели и задачи.
  • Воодушевлять сотрудников на новую работу.

Соблюдение этих рекомендаций поможет конфликтующим сторонам предотвратить конфликтные ситуации, а если они произошли, то конструктивно  их разрешить и найти оптимальный  выход из конфликта.

 

Список используемой литературы

  1. А. Д. Лазукин. Конфликтология. Учебное пособие – М.: Омега-Л, 2010 – 152 с.
  2. Б. З. Зельдович. Ситуационное обучение управленческим дисциплинам. Учебные пособия для вузов – М.: Экзамен, 2008 – 544 с.
  3. Б. З. Зельдович. Менеджмент. Учебник – М: Экзамен, 2007 – 576 с.
  4. Б. С. Волков, Н. В. Волкова. Конфликтология. Учебное пособие для студентов вузов– М.: Академический проект, 2007–400 с.
  5. В. В. Лукашевич. Основы управления персоналом – М.: КноРус, 2011 – 272 с.
  6. В. И. Ширяев, Е. В. Ширяев. Принятие решений. Динамические задачи. Управление фирмой – М.: Либроком, 2009 – 192 с.
  7. В. Н. Цыгичко. Руководителю о принятии решений – М.: Красанд, 2010 – 352 с.
  8. И. С. Гладков. Менеджмент. Учебное пособие –М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006 – 216 с.
  9.   Н. В. Гришина. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 539 с.
  10.   Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. Управление персоналом организации – М.: КноРус, 2011–432 с.
  11.   О. С. Орлова. Управление персоналом современной организации. Учебное пособие для вузов– М.: Экзамен, 2009–288
  12. А.Я. Анцепов, А.И. Шипилов. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999 – 551 с.
  13. И.А. Бланк. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998 – 416 с.
  14. О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент: Учебник – 3-е издание. – М.: Гардарики, 2000 – 528 с.
  15. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под редакцией профессора Лавриенко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 – 279 с.
  16. З.П. Румянцева, Соломатин Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997 – 432 с.
  17. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам – М.: Вече, 1995.
  18. Деминг В. Выход из кризиса – Тверь: Альба, 1994.
  19. Гришина И.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе – СПб: Лениздат, 1990.
  20. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах – М.: изд-во МГУ, 1992.
  21. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение – М.: Наука, 1991.
  22. Кулиев Т.А., Мамедов В.Б. Руководитель и коллектив: взаимодействие – М.: Знание, 1990.
  23. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 1989.
  24. Поляков В.Г. Человек в мире управления – Новосибирск: Наука, 1992.
  25. Уткин Э.А. Профессия менеджер – М.: Экономика, 1992.
  26. Иосефович Н. Ты – босс!: Как стать толковым руководителем – М.: Вече, 1995.

Информация о работе Конфликты в организации (на примере ОАО «Сбербанк России»)