Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 21:57, курсовая работа
Конфликты неотъемлемая часть человеческой жизни, так как возникают они только в процессе общения людей. И в какой-то степени их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия.
Слово «конфликт» с латинского языка переводится как «столкновение». И эти столкновения наблюдаются как в повседневной жизни, в бытовом плане, так и в рабочей деятельности. Но всё же большую часть времени человек проводит именно на работе, взаимодействуя с начальством и подчинёнными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнёрами компании. При таком плотном общении возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам и конфликтам. А в условиях современной нестабильной экономической жизни и постоянно развивающихся технологиях, каждая компания стремится к достижению наивысшего результата и получению максимальной прибыли. А для этого необходимо выполнение нескольких условий: во-первых, налаженный рабочий процесс, во-вторых, грамотно подобранный коллектив и, в-третьих, отсутствие разногласий и психологической напряженности в коллективе. Именно поэто
ВВЕДЕНИЕ ………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликтных ситуаций…………..5
1.1 Понятие конфликта, его сущность…………………………………….5
1.2 Основные виды возникающих конфликтов. Их причины и ошибки……………………………………………………………………………..9
1.3 Стратегия поведения при конфликте………………………………....12
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов в ООО «Круиз»…………………………….…14
2.1 Краткая характеристика ООО «Круиз»……………………………….14
2.2 Анализ конфликтных ситуаций на предприятии ………………......15
ГЛАВА 3. Пути совершенствования управления конфликтными ситуациями……………………………………………………………………….18
3.1 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта…20
3.2 Экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий……………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36
1. Управленческие факторы:
-
несовершенство
-
нечеткое распределение прав
и обязанностей между
-
несоразмерность прав и
-противоречия между функциональными обязанностями, закрепленными в должностных инструкциях, и требованиями к работнику.
2. Организационные факторы:
-
неудовлетворительная
-
нарушение режима труда и
- низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
-
чрезмерная загруженность
-неконкретность заданий, что затрудняет выбор средств их выполнения, ведет к неуверенности в действиях;
- отсутствие гласности.
3. Профессиональные факторы:
-низкий профессиональный уровень подчиненных, тормозящий выполнение заданий;
-
несовершенство системы
-неопределенность перспектив профессионального и должностного роста.
4.
Санитарно-гигиенические
- неблагоприятные условия труда;
- нарушение режима работы.
5.
Материально-технические
-
дефицит в обеспечении
-
старое оборудование и
6. Экономические факторы:
- несовершенство системы оплаты труда и премирования;
- задержки в оплате труда.
Своевременное
устранение руководителем перечисленных
причин неразрывно связано с совершенствованием
системы управления организацией, своевременным
разрешением возникающих
Субъективные причины конфликтов связаны с личностью, как самого руководителя, так и работников организации. Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:
1) нарушения служебной этики;
2)
нарушения трудового
3)
несправедливая оценка
К нарушениям служебной этики относятся:
- грубость, высокомерие, неуважительное отношение к подчиненным;
- навязывание своего мнения;
- невыполнение обещаний, обязательств;
-нетерпимость к критике, что может привести к полному оттоку творческих, активных работников и созданию атмосферы лести и заискивания перед руководителем;
-
неумение правильно
-наличие теневой деятельности у руководителя, например, в распределении социальных благ;
-замалчивание информации, необходимой для выполнения подчиненным его обязанностей.
Руководителю полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека присущи конфликтной личности.
Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к ним относятся следующие:
-
неадекватная самооценка своих
возможностей и способностей, которая
бывает как завышенной, так и
заниженной. И в том, и в другом
случае она может
-
стремление доминировать во
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
-
излишняя принципиальность и
прямолинейность в
-
определенный набор
При
общении с конфликтными людьми формы
поведения могут быть самыми разнообразными.
Например, в разговоре с «неудобными»
оппонентами можно
«Вздорный человек» - часто выходит за рамки профессиональной беседы, несдержан, нетерпелив, своей позицией и подходом к ситуации смущает собеседников или сотрудников подразделения и неосознанно подталкивает их к тому, чтобы с ним не соглашались, спорили.
Форма поведения - оставаться в рамках профессиональной беседы и стараться сохранять спокойствие, опровергать его вздорные утверждения следует аргументировано, прибегая к помощи других сотрудников.
«Всезнайка» - всегда все знает лучше других, требует слова, всех перебивает.
Форма поведения - потребовать от остальных собеседников выразить определенную позицию в отношении его утверждений.
«Болтун» - часто и бестактно вмешивается в разговор, не обращает внимания на время, которое он тратит на свои вопросы и отступления.
Форма поведения - с максимальным тактом его остановить, ограничить время выступления, вежливо, но твердо направить на предмет беседы.
«Неприступный собеседник» - замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, так как все недостойно его внимания
Форма поведения - заинтересовать в обмене опытом, признать его знания и опыт, привести примеры из круга его интересов.
Глава 2. Анализ конфликтов в ООО «Круиз»
2.1
Краткая характеристика
ООО «Круиз»
Компания ООО «Круиз» была создана в 2012 году. Основной вид деятельности - оптовая продажа и поставка офисной мебели.
Штат компании насчитывает 42 человека, из них:
Руководители высшего звена - 1 человек
Руководители среднего звена - 1 человек
Бухгалтеры - 1 человек
Координатор - 1 человек
Менеджеры по продажам - 5 человек
Дизайнер- 1 человек
Курьер - 1 человек
Водитель - 1 человек
Сборщики мебели - 3 человека
Грузчики- 2 человека
Возраст персонала варьируется от 21 до 49 лет.
Заработная плата сотрудников отличается в зависимости от выполняемой работы. Повремённая оплата труда (оклад) осуществляется для большинства работников, кроме отдела продаж. Также существуют единовременные выплаты за перевыполнения плана. Разработаны система премирования.
За последние полгода, с приходом нового сотрудника на должность заместителя директора, изменился психологический микроклимат в коллективе. Увеличилось число конфликтных ситуаций.
2.2 Анализ конфликтных
ситуаций на предприятии
Как было сказано выше, за последние полгода в коллективе конфликтные ситуации стали возникать очень часто. Причём, как на профессиональной почве, так и на личностном уровне. Отдельное место занимают конфликты, основанные на недовольстве существующей системой оплаты труда.
Итак, перечень конфликтных ситуаций в ООО «Круиз»:
Ситуация № 1. Отдел продаж располагается в маленькой комнате, на каждого сотрудника не хватает компьютера. Деятельность сотрудников связана с постоянным ведением базы данных в компьютере, и нехватка рабочих мест ведёт к постоянным спорам. Условия труда в целом к недовольству людей.
Ситуация № 2. Некоторые сотрудники всегда опаздывают на работу на минут 15-20, это ни как не наказывается. Другие сотрудники очень этим не довольны.
Ситуация № 3. Было принято решение о сокращении штата. Но кто именно будет сокращен, не говорилось, этот процесс длился около 4 месяцев.
Работники находились в постоянном психологическом напряжении.
Ситуация № 4. Была пересмотрена система оплаты труда. В среднем она была понижена на 15%. Мотивация сотрудников резко снизилась, да и настроение тоже.
Ситуация № 5. Начались задержки заработной платы. Сроки невыплаты достигали 2 месяцев. Сотрудники начинают выяснять отношения с начальством.
Ситуация № 6. С приходом нового сотрудника в организацию изменился микроклимат в коллективе. В человеческом плане новый работник не приятен всему коллективу, он очень груб по отношению к остальным, не считается с мнениями сотрудников и ставит себя выше всех работников. Стали часто возникать ссоры, да и общение с ним, в основном, проходит на повышенных тонах. Тем более что специалист, не особо проявляют себя с профессиональной точки зрения и поэтому недовольство коллектива становится ещё больше.
Вот
самые основные конфликтные ситуации
в компании. Помимо, вышеописанных
конфликтов, возникают, так называемые
микроконфликты, на почве личностной
неприязни отдельных
Рассмотрим
причины возникновения
Ситуация № 1.
1)
Несоответствие санитарно-
2)
Дефицит в обеспечении
3) Низкая организация труда и трудового процесса в целом.
4)
Нежелание руководства открыть
глаза на существующие
Присутствуют
материально-технические, организационные,
санитарно-гигиенические
Ситуация № 2.
В описанной ситуации, основная причина - низкий уровень трудовой дисциплины. Как мне кажется, сотрудники делают это специально, аргументируя это тем, что руководство не относится к ним с уважением.
Ситуация № 3.
1) Самое большое влияние оказали внешние факторы, не зависящие от деятельности руководства (упадок экономики в России).
2)
Но эту конфликтную ситуацию
можно было сгладить или
3)
В компании не нашлось
Следующие причины относятся сразу к нескольким возникшим конфликтным ситуациям:
1) Несовершенство системы оплаты труда и премирования.
2) Задержки в оплате труда.
3)
Непонимание начальством
К примеру, если бы руководитель вышел с обращением к сотрудникам о сложившейся ситуации, разъяснил причины, извинился и пообещал хоть что-нибудь, работники выполняли бы свои обязанности с другим настроением. Поскольку бы, знали, что о них помнят и делают всё для стабилизации положения.
Ситуация № 6.
В данном случае на возникновение конфликта оказал влияние целый ряд факторов:
1)
Управленческие факторы - несовершенство
организационной структуры