Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 10:05, курсовая работа
Цель данной работы изучить конфликты организации. Задачи:
изучить общую характеристику конфликта;
познакомиться с причинами конфликтов в организации;
изучить последствия нерешенных конфликтов;
рассмотреть методы управления конфликтами;
изучить профилактику конфликтов.
Введение 3
Глава 1: Конфликты в организациях 5
1.1 Конфликт: общая характеристика 5
1.1.1. Структура конфликта 6
1.1.2. Типы конфликтов 7
1.2 Причины конфликтов в организации 9
1.2.1 Общие причины конфликтов в трудовом коллективе 9
1.2.2 Причины конфликта в звене "руководитель - подчиненные" 11
1.3 Последствия нерешенных конфликтов в организации 14
Глава 2. Методы управления конфликтами и профилактика конфликтов 17
2.1 Методы управления конфликтами 17
2.2 Профилактика конфликтов 19
Заключение 23
Список используемой литература 25
Содержание
У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который – один из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, – предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию. Но часто управленцы, которые не могут сосредоточиться в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе.
Большинство руководителей любых уровней управления на вопрос о том, как они относятся к конфликтам в организациях, ответят, что это плохо, нежелательно, это зло для руководителя. Давайте зададим себе вопрос: «Возможно ли развитие без борьбы противоположностей?» В жизни производственного коллектива конфликты – это отражение борьбы противоположностей на уровне личности, социальных групп, социума (коллектива) в целом. Поэтому правильнее было бы считать конфликт нормой производственных отношений.
Любая организация в
своей жизнедеятельности
Откуда же такая боязнь
конфликтов? Очевидно, что от неумения
разрешать конфликтные
Тема курсовой работы «Конфликты в организации». Цель данной работы изучить конфликты организации. Задачи:
Предметом моего исследования является конфликты, объект - организация. Для написания данной работы были изучены теоретические источники: учебные пособия Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Уткин Э.А., Велькова Н.А. и др..
Работа состоит из двух глав. В соответствии с поставленными задачами первая глава посвящена знакомству с конфликтами в организации: общая характеристика конфликтов, причины конфликтов в организации, последствия неразрешенных конфликтов. Вторая глава посвящена методам управления конфликтами, профилактика конфликтов.
Конфликт - это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Достаточно незначительного повода - и конфликт может вспыхнуть. Развитие конфликта происходит по такой схеме:
Конфликтная ситуация + Повод = Конфликт.1
Производственные конфликты
неизбежны для любой
Производственные конфликты,
по утверждению большинства
В структуре конфликтов обычно выделяют:
1) участников конфликта;
2) конфликтную ситуацию как базу конфликта;
3) поведение, направленное
на разрушение намерений
4) границы конфликта.
Основные участники конфликта - противодействующие стороны, или противники. Это те же участники, интересы которых несовместимы и которые совершают активные действия друг против друга. Они составляют стержень конфликта. Если одна из сторон по какой-либо причине "выходит из игры", конфликт прекращается. Кроме непосредственных участников конфликта, существуют и другие участники, которые играют второстепенные, эпизодические роли. Среди них выделяют субъектов конфликта, которые могут влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, и субъектов которые не преследуют собственных интересов и не влияют на исход противоборства, как, например, люди, случайно втянутые в конфликт, толпа. Или манипулируют другие для достижения своих целей.
Среди субъектов конфликта выделяют:
1) подстрекателей, подталкивающих
участников к конфликтным
2) пособников, содействующих развитию конфликта советами, помощью или другими способами;
3) организаторов, планирующих конфликт, намечающих охрану участников, организаторы могут выступать как самостоятельные участники конфликта;
4) посредников и судей
- строго нейтральных лиц,
Понятие конфликтной ситуации не совпадают с понятием конфликта, так как характеризует лишь предпосылку, почву для возникновения реального конфликта, включающего кроме того реальные действия сторон по отстаиванию своих интересов.
Объективная конфликтная ситуация может сложиться как помимо воли и желания будущих противников, так и быть созданной одной из сторон или обеими. Но в любом случае она определяется происходящими в действительности событиями.3
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя); межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями и группами одного или различного статуса.
Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящихся в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80 % от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.
Конфликты могут явиться результатом недостаточного общения и понимания, неверных предположений в отношении чьих-либо действий, различий в планах, интересах, оценках.
Допустима также классификация по характеру причин, вызвавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р.А. Кричевский в книге "Если Вы - руководитель..." тремя группами причин, обусловленными:
- трудовым процессом;
- психологическими
- личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью и т.д.4
Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу из разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрешимым действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы и организации.5
Для того чтобы конфликт не возникал в организации снова и снова, очень важно понять причины, приведшие к нему. Знание таких причин может предотвратить конфликтную ситуацию в будущем.
Причинами, влияющими
на возникновение конфликтных
Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные причины конфликтов данного типа.