Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:53, курсовая работа
Цель работы – проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности предприятия и на основе рассмотренных теоретических положений современной социологии конфликта разработать мероприятия по их урегулированию и разрешению.
Задачи работы:
-определить сущность, причины и типы конфликтов в организациях, их функциональные и дисфункциональные последствия;
-изучить процесс управления конфликтами в современной организации.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие, основные стадии, механизм и типология конфликтов…......5
1.1 Понятие конфликта……………………………………………………..5
1.2. Основные стадии конфликта……………………………………………5
1.3. Механизм и типология конфликтов……………………………………8
2. Основные причины и последствия конфликтов……………………....11
2.1. Причины конфликта……………………………………………………11
2.2. Последствия конфликта………………………………………………..13
3. Основные стратегии преодоления конфликтов. ………………………16
Заключение……………………………………………………………………..18
Литература…………………………………………………………………......20
Приложения…………………………………………………………………….21
* выявление
неформальных групп, их
* выработка
у участников конфликта умений
и навыков относительно
* усиление
групповой сплоченности в
Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.
3.Основные
стратегии преодоления
Эффективное стратегическое управление (преодоление) конфликтами включает несколько этапов, которые могут проявляться как по-отдельности, так и в сочетании:
1. Прогнозирование
– направлено на выявление
причин возникновения
2. Предупреждение
– направлено на
- постоянную
заботу об удовлетворении
- их подбор
и расстановка с учетом их
социально-психологических
- применение
принципа социальной
- обучение
сотрудников навыкам
3. Стимулирование
– противоположное действие –
направлено на провокацию
Способы стимулирования конфликтов:
- вынести проблему на общее совещание компетентных специалистов;
- создать
условия для развития
- выступить с критическим материалом в СМИ;
- пригласить
консультанта и провести
- раскритиковать
сложившуюся ситуацию на
Необходимо помнить, что при стимулировании конфликта, основную ответственность за него лежит на менеджере, исключая способ, когда приглашают специальных консультантов.
4. Регулирование
– связано с ограничением и
ослаблением конфликта,
- признание факта существования конфликта;
- установление и принятие норм конфликтного поведения;
- создание
органов (рабочих групп) по
регулированию конфликта
В процессе регулирования конфликта могут осуществляться следующие мероприятия:
- контроль за распространением информации о конфликте для ликвидации информационного дефицита;
- исключение из информации о конфликте неподтвержденных слухов;
- организация
эффективного общения между
- снижение
социально-психологической
- изменение
условий взаимодействия
5. Разрешение – заключительный этап, при котором необходимы следующие условия:
- потребность
участников в завершении
- достаточное количество ресурсов и средств;
- необходимая степень зрелости конфликта.
Обычно разрешение конфликта осуществляется формальными и неформальными способами.
Формальные: обращение в суд, увольнение, перевод, административные решения.
Неформальные: беседа, просьба, убеждение, разъяснение.
Заключение
Объектом исследования данной курсовой являлась крупная розничная сеть ЗАО «Тандер» Саратовский филиал, ММ «Странник».
Необходимо отметить то, что, несмотря на уменьшение численности работников предприятия и снижение производительности их труда, наблюдается тенденция к росту уровня их заработной платы.
Анализируя стиль руководства можно отметить, что директор ММ «Странник» использует демократический стиль руководства, который существенно повышает заинтересованность коллектива в конечном результате работы, мобилизует энергию людей, создает благоприятную психологическую атмосферу. Требования находятся на первом месте, что говорит о жесткости большинства руководителей, независимо от их статусного положения.
Общение друг с другом в коллективе проходит на деловом уровне. Люди, в основном, обращаются за помощью только по поводу работы, общение не включает личных, частных разговоров.
Исходя из оценок качества руководства, сотрудники ММ «Странник» более всего выделили трудолюбие, профессиональные знания, заботу о людях, требовательность, отзывчивость и общительность. Справедливость же и доброжелательность остаются на довольно низком уровне. Это объясняется тем, что сотрудники не видят объективности в оценке руководителей, хотя и принимают их желание общаться и быть в курсе всех дел, но этот стиль не указывает на доброжелательность намерений.
При решении конфликтов директор ММ «Странник» как руководитель использует стиль сотрудничества - при отстаивании собственных интересов, руководитель вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
-необходимо
найти общее решение, если
-у руководителя длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
-основной целью является приобретение совместного опыта работы;
-стороны
способны выслушать друг друга
и изложить суть своих
-необходима
интеграция точек зрения и
усиление личностной
В конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором руководитель мог бы чувствовать себя наиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для руководителя; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.
Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом и улучшению организационной культуры в целях избежания конфликтынх ситуаций в ММ «Странник»:
Совершенствование методов управления коллективом для лучшей мотивации работников и повышения производительности их труда (прохождение семинара-тренинга по вопросам эффективного управления персоналом руководителями, внедрение проекта по разработке положения о стимулировании труда персонала)
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Структура управления ММ «Странник»
Директор
Товаровед
Отдел нарезки Тех. персонал Рядовой персонал