Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование ценовой политики на примере предприятия. Объектом исследования является ООО «Раевсахар».
Задачами курсовой работы являются следующие: рассмотреть сущность, функции и виды цен; раскрыть понятие, цели и виды ценовой политики; рассмотреть этапы формирования ценовой политики; рассмотреть ценовую политику ООО «Раевсахар»; разработать рекомендации по совершенствованию ценовой политики ООО «Раевсахар».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. РОЛЬ ЦЕНЫ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………...5
Сущность, функции и виды цен на продукцию………………………….5
Понятие и цели ценовой политики………………………………………..9
Этапы формирования ценовой политики на предприятии……………..11
2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ООО «РАЕВСАХАР»……………………………15
2.1 Изучение местонахождения и экономических условий…………………..15
2.2 Общая экономическая характеристика деятельности ООО «Раевсахар»..16
2.3 Ценовая политика предприятия…………………………………………….19
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ...22
3.1 Конкретизация направлений усовершенствования ценовой политики предприятия……………………………………………………………………...22
3.2 Рекомендации по совершенствованию ценовой политики предприятия..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….33
Ценовая политика является важным элементом системы управленческого учета. Она подразумевает не только установление цены на продукцию, товары, услуги и работы, но и процесс управления ценами в различных рыночных ситуациях. Система ценообразования организации должна иметь своей целью определение наиболее эффективным способом цены, которую покупатель готов заплатить, а также исследовать возможности реализации продукции по цене, включающей определенную прибыль. При разработке методики ценообразования в конкретной организации необходимо учитывать следующие основные факторы [1, с. 11]:
– Внутренние: сложившиеся цены, структура затрат прямых и косвенных, общие и конкретные цели организации, опыт установления цены, степень изученности рынка сбыта, реакция работников отдела сбыта.
– Внешние: степень конкуренции и ее влияние на цены, состояние спроса на продукцию, зависимость от поставщиков материалов и субподрядчиков, структура спроса и его зависимость от цены, политика государства.
В настоящее время, исходя из отечественного и мирового опыта, представляется возможным выделить три основных метода (способа) формирования цен [3, с. 62]:
– с ориентацией на издержки;
– с ориентацией на спрос;
– с ориентацией на конкуренцию.
Таким образом, ценовая политика представляет собой важный элемент общей стратегии предприятия, непосредственно входит в такой крупный ее раздел, как рыночная стратегия. Она сочетает в себе как стратегические, так и тактические аспекты и в наиболее общем виде может быть определена как деятельность руководства предприятия по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, осуществляемая в русле общей стратегии предприятия и направленная на достижение его целей и задач. Основные задачи ценовой политики предприятия на выбранном рынке – это обеспечение устойчивой запланированной прибыли и устойчивой конкурентоспособности его продукции. Разработка ценовой политики начинается еще до запуска товара в производство и продолжается на всех этапах жизненного цикла товара на рынке. Ценовая политика должна быть ориентирована на издержки, на спрос и на цены конкурентов.
1.3 Этапы формирования ценовой политики на предприятии
Этапы формирования ценовой политики на предприятии представим в виде таблицы 1.1.
На этапе ценового анализа подготавливается и обрабатывается соответствующая информация о клиентах, конкурентах, затратах и стратегической ситуации.
Таблица 1.1 Этапы формирования ценовой политики
Этапы |
Процессы |
Ответственные подразделения |
1) ценовой анализ |
анализ конкуренции, анализ клиентов, анализ затрат, стратегический анализ; |
маркетинг, исследование рынка, сбыт, производство, НИОКР, контроллинг, высший менеджмент; |
2) установление цен |
составление прайс-листов, дифференциация цен, согласование прайс-листов; |
маркетинг, контроллинг; |
3) организация работы с ценами |
принятие ценовых решений, организационные аспекты реализации ценовой политики; |
высший менеджмент; |
4) продвижение цен (реализация решений) |
ценовая реклама, переговоры о ценах, установление транзакционных цен |
сбыт, рекламное агентство; |
5) ценовой контроллинг |
анализ транзакционных цен, анализ оценок товара клиентами, информационное обеспечение; |
контроллинг, маркетинг. |
На этапе установления цен производится обоснование и расчет всех видов цен с их возможной дифференциацией, модификацией, составление прайс-листов на различные варианты продажи продукции. На данном этапе особенно важным является выбор метода расчета цены. Выбранный метод ценообразования может в дальнейшем подвергаться существенной корректировке, поскольку на него могут оказывать влияние различные факторы (например, традиции ценообразования, принятые в данной отрасли, поведение конкурентов, изменение государственной политики). В этом процессе должны быть учтены все стратегические и оперативно-тактические цели предприятия.
На третьем этапе высший менеджмент принимает подготовленные на предыдущих этапах решения об уровнях и структуре цен и вырабатывает все необходимые организационные решения по реализации принятых ценовых решений и контролю над их исполнением [14, с. 38].
На этапе продвижения цен к процессу ценообразования подключается проведение ценовой рекламы, а так же переговоры о ценах, призванные обеспечить и ускорить успешное внедрение ценовых решений, принятых ранее на предприятии. Процесс реализации ценовых решений – это определенная сфера деятельности сбытовых подразделений. Здесь происходит окончательное установление реальных рыночных цен продаж как для крупных товаров, так и для массы мелких покупателей. В научный оборот в связи с этим было введено понятие транзакционной цены, то есть цены, по которой, в конечном счете, удалось реализовать товар на рынке в отличие от цен прайс-листов или запланированных цен.
На этапе ценового контроллинга проводится анализ всей подготовленной в ходе продаж документации и реальных уровней транзакционных цен, сопоставление оценки покупателей с приоритетами, заложенными в процесс ценообразования на предыдущих этапах. Здесь создаются информационные системы для реализации контроля и управления процессом ценообразования. Ценовой контроллинг не является только системой контроля, он так же включает информационно-управленческие функции и выработку рекомендаций для принятия управленческих решений. Контроллинг – контрольно-регулирующая система, ориентированная на «управление по отклонениям». Система ценового контроллинга – это разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявление причин этих отклонений [14, с. 39].
Завершая рассмотрение возможной ценовой политики и стратегии фирмы, необходимо отметить, что, несмотря на повышение роли неценовых факторов конкуренции, цена остается важнейшим элементом комплекса маркетинга, особенно в условиях инфляции. Правильно выбранная ценовая политика во многом обеспечивают достижение маркетинговых целей предприятия и его рыночный успех в целом.
2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ООО «РАЕВСАХАР»
2.1 Изучение местонахождения и экономических условий
Территория завода расположена в 300 метрах северо-западнее р.п. Раевский Альшеевского района РБ, на коренном склоне и надпойменной террасе р. Дема в 3 км от станции Раевка Куйбышевской железной дороги и 120 км от г. Уфы. Для обеспечения своей деятельности ООО «Раевсахар» имеет круглую печать со своим наименованием, бланки, может иметь товарный знак, знак обслуживания. Фактический адрес 452120, Республика Башкортостан, Альшеевский р-н, с.Раевский, ул. Магистральная 2. Общество является коммерческим предприятием организацией, преследующей в качестве цели своей предпринимательской деятельности извлечение прибыли. Общество обладает гражданской правоспособностью. Оно вправе иметь гражданские права и нести гражданские обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Площадка завода имеет хорошие транспортные связи с районами республики и другими регионами железнодорожным транспортом. К территории завода примыкает дорога Стерлитамак – Давлеканово, в 300 метрах проходит автомагистраль Челябинск – Москва. На площадке имеются подъездные пути: автодороги – 2.6 км, железнодорожные – 2.0 км, подведены промышленные трубопроводы 2.2 км, хозяйственной питьевой воды – 5.2 км, источником энергоснабжения является тяговая подстанция МПС станции Раевка, теплоснабжение обеспечивается от собственной котельной.
Природно-экономические условия предприятия располагают специализации переработки сахарной свеклы.
2.2 Общая экономическая характеристика деятельности ООО «Раевсахар»
ООО "Раевсахар" - самый молодой из четырех сахарных заводов Башкортостана, являющийся в Альшеевском районе градообразующим предприятием. Сырьевая зона ООО "Раевсахар" представлена следующими свеклосеющими районами: Альшеевским, Давлекановским, Миякинским, Ермекеевским, Бижбулякским, Буздякским, Чекмагушевским, Аургазинским. Основную долю заготовки свеклы занимает Альшеевский район, ее доля заготовки - 35%. Основные поставщики - это агрофирмы ООО "Раевская", ООО "Красный Клин", ООО "Миляш" в Альшеевском районе и ООО "Салават" в Давлекановском. Посевные площади сахарной свеклы у них составляют около 5 тыс. га, план заготовки свеклы в 2011 году от агрофирм - 80 тыс. тонн. В целом по сырьевой зоне планируем нынче заготовить 240 тыс. тонн, в структуре общей заготовки ниша агрофирм составляет 30 %.
На способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления. Организационная структура предприятия — это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними. Между структурой управления и организационной структурой существует тесная связь: структура организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами и людьми, а структура управления создает механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации.
Рисунок 2.1 Схема структуры управления ООО «Раевсахар»
ООО «Раевсахар» имеет линейную структуру управления во главе с директором предприятия.
В таблице 2.1 приведем анализ производства продукции
Таблица 2.1 Анализ производства продукции
Наименование показателей |
2010 г. |
2011 г. |
2012 |
2010/2012гг., % | |
Заготовка свеклы |
226005 |
66521 |
347181 |
153,6 | |
Переработка свеклы |
219225 |
64899 |
336659 |
153,5 | |
Переработка сахара - сырца |
- |
9890 |
66522 |
- | |
Производство сахара всего |
29479 |
18462 |
110432 |
374,6 | |
в том числе из свеклы |
29479 |
9007 |
45458 |
154,2 | |
из сырца |
- |
9445 |
64974 |
- | |
Производство патоки свекловичной |
8215 |
2204 |
11775 |
143,3 | |
Производство сухого жома |
3345 |
1235 |
5287 |
158 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, заготовка свеклы проходила неравномерно. Например, в 2012 г по сравнению с 2010 г заготовка свеклы увеличилась в 153,6 %. Производство сахара всего увеличилась также в 374,6 раз. Это связано с тем, что 2012 год оказался урожайным. В последние годы наблюдается тенденция расширения площади посевов.
В таблице 2.2 приведем показатели хозяйственной деятельности
ООО «Раевсахар».
Таблица 2.2 Показатели хозяйственной деятельности ООО «Раевсахар»
Показатели |
За 2010 г. |
За 2011 г. |
За 2012г |
Темп роста, % | |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг |
248957 |
328894 |
428140 |
130 | |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг |
203433 |
332110 |
375132 |
113 | |
Коммерческие расходы |
6802 |
15081 |
27703 |
184 | |
Управленческие расходы |
22042 |
33670 |
48923 |
145 | |
Прибыль от продаж |
16680 |
-51967 |
-23618 |
123 | |
Рентабельность продаж |
8,2 |
- |
- |
145 | |
Чистая прибыль, убыток |
1866 |
19 |
245 |
167 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, чистая прибыль за 2010 г составила 1866 тыс.руб, что почти в 8 раз больше чистой прибыли за 2012г. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль.
Анализ финансового состояния предприятия показал, что деятельность ООО «Раевсахар» является рентабельной.
2.3 Ценовая политика предприятия
Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.
Информация о работе Конкретизация направлений усовершенствования ценовой политики предприятия