Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 01:49, курсовая работа
Цель работы – исследование конкуренции на рынке труда в России.
Задачи курсовой работы:
- изучение сути конкуренции на рынке труда;
- изучение специфик конкуренции на рынке труда;
- исследование показателей формирования рынка труда в России;
Введение………………………………………………………………………..2
Конкуренция на рынке труда…………………………………………..4
Конкуренция: понятие…………………………………………...4
Методы конкурентной борьбы на рынке труда……………….7
Неконкурирующие группы на рынке труда……………………9
Поведение работников и фирм на рынке труда……………………...11
Современный рынок труда в России…………………………..11
Эксплуатация труда на рынке………………………………….13
Социальные пакеты…………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………20
Список используемых источников………………………………………….22
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников………………………………………….22
Введение
На современном этапе формирования
России одной из более сложно решаемых
проблем остается слаженное и гармоничное
действие рынка труда. Прочно утвердилось
суждение о том, что отечественный рынок
труда непрерывно сплочен с таким понятием,
как «безработица», а предложение труда
чаще всего ассоциируется с незанятыми
жителями. В какой-то мере данный подход
к проблеме является правильным, ведь
особенности мирового финансово-экономического
кризиса непосредственно воздействуют
на обстоятельство на рынке труда как
в сформированных, так и формирующихся
странах. Прежде всего, это коснулось уровня
и динамики безработицы.
В рыночных отношениях,
которые основаны на частной собственности
и конкуренции, отражают глубокий процесс,
который непрерывно происходит в обществе
и определяет поступательные движения
вперед. Через рынок труда проходит, скрещиваясь
в нем, три взаимосвязанные эволюционные
потока - формирование экономики (материально-технические
элементы и структуры), формирование человека
(общих и профессиональных культур, творческих
возможностей, нравственных качеств),
формирование общественных отношений
(государственные и классовые структуры,
отношения собственности, производственные
связи). Они создают базу прогресса в обществе,
его основное содержание.
Формирование конкурентных
отношений на рынке труда увеличивает
результативность его действия, что актуализирует
выбранную сферу изучения.
Структурные модификации и
дисбалансы, которые характерны для двадцатилетнего
периода присутствия нынешнего российского
рынка труда, остаются его основной проблемой.
При дефиците рабочих профессий отечественный
рынок труда перенасыщен специалистами
с высшим образованием, из которых по специальности
трудоустраивается, в среднем, 48–52 %; при
дефиците инженерных кадров — на рынке
существенный переизбыток юристов и экономистов.
Актуальность темы этой работы
состоит в том, что в нынешних рыночных
условиях жестокая конкурентная борьба
ведется не только между компаниями, но
и на рынке труда между работодателями
и рабочими.
Предмет работы – конкуренция
на рынке труда.
Объект работы – конкуренция
на рынке труда России.
Цель работы – исследование
конкуренции на рынке труда в России.
Задачи курсовой работы:
- изучение сути конкуренции
на рынке труда;
- изучение специфик конкуренции
на рынке труда;
- исследование показателей
формирования рынка труда в России;
- исследование особенностей
конкуренции рабочих и работодателей
на рынке труда России.
Информационной основой выступает
учебная литература и исследовательские
материалы органов государственной власти.
Конкуренция — это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за более наилучшие условия производства и продажи товаров.
В рыночной экономике данное столкновение неизбежно, потому что оно порождается следующими объективными условиями:
- присутствием множества равноправных рыночных субъектов;
- полной экономической обособленностью каждого из них;
- зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
- противоборством со всеми иными рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса [10, 52c].
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание - экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба между продавцами, между покупателями, среди продавцов и покупателей. Продавцы хотят продать свои продукты дороже, но конкуренция принуждает их продавать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Порой на рынке используется демпинг — продажа товаров по особо низким ценам. В конкуренции среди покупателей выигрывает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление купить материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами и покупателями побеждают те, кто больше связан и имеет возможность навязать свою цену.
Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это обусловливается тем, что рыночное соперничество приводит к удаче в той ситуации, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего устремляется улучшать технику и организацию, увеличивает качество товара, уменьшает расходы на производство единицы продукта и тем самым имеет возможность уменьшить цены, расширяет ассортимент товара, совершенствует торговый и послеторговый сервис покупателей. Именно этот фактор разрешил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, которые полагаются на конкуренцию, удачливее других достигают своих целей и что именно конкуренция изображает, как можно результативнее производить вещь. Она способствует вытеснению из производства не результативные предприятия, рациональному применению ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к покупателю. В этом несомненная позитивная роль конкуренции в общественном формировании и результативность конкурентных рынков.
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений заключались в необходимости непрерывной борьбы за наилучшие условия бытия. В итоге этой борьбы были не только выигравшие — счастливые соперники, которые приумножили свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие отрицательные стороны ее выражения, как разорение, обнищание обусловленной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, общественная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д. [9, 154c]
По Смиту, суть конкурентного поведения производителей составляло «честное» — без сговора — соперничество производителей путем, как правило, ценового воздействия на конкурентов. Не соперничество в определении цены, а отсутствие возможности воздействовать на цену является основным моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер полагал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде объединения обусловленных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который содержит следующие последовательные воспроизводственные процессы:
- развитие материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
- организация производства, обеспечение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной базе;
- основание конкурентоспособной продукции;
- продажа продукции, которая включает меры по установлению объемов, времени и места ее продажи;
- основание за счет прибыли инвестиционного фонда и его применение для расширения производства.
Суть конкуренции выражается в ее функциях:
- обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя приобрести прибыльность;
- стимулирование роста результативности производства, которое обеспечивает «выживание» производителей;
- дифференциация
- давление на производство, распределение ресурсов между областями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
- устранение неконкурентоспособных компаний;
- стимулирование уменьшения цен и увеличения качества продуктов. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукта от его создания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
- внедрения, освоения нового товара. Для этой фазы специфичны несущественные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
- роста, когда происходит повышение размеров производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
- зрелости, когда объем производства товара достигает предела, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
- старения — завершительная. На этом этапе спрос на продукцию уменьшается до минимума, объем выпуска снижается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть товара снимается с производства и начинается ее замена новой [4, 134c].
Главными методами
конкурентной борьбы в современных условиях
являются:
1. ценовой;
2. неценовой;
3. недобросовестный
метод конкуренции.
Ценовые способы характеризуются
тем, что в конкурентной борьбе за потребителя
и завоевание рынка основным образом применяется
такой прием как понижение цен. Предприниматель,
который принял такое решение, полагает,
что наиболее низкой ценой на свои продукты
ему удастся победить конкурентов. Завоевав
господствующее положение на рынке, последующим
увеличением цен предприниматель стремится
восполнить временные потери дохода. Такой
способ конкурентной борьбы имел обширное
распространение в прошлом в странах Запада.
В конце ХХ – начале
ХХI ст. этот способ в США и странах Западной
Европы почти не применяется. Рынок в сформированных
странах стабильный, давно мирно разделен
и монополизирован. В силу этого предпочтение
отдается консервативности, стабильности
цен. При таком подходе увеличение дохода
достигается за счет уменьшения издержек
производства и маркетинговых изучений
и приёмов. Так, цена мужских рубашек в
CШA остается стабильной уже второе десятилетие
— 15-20 долларов за штуку.
В нынешних условиях
помимо традиционного уменьшения цен
к главным способам конкурентной борьбы
относится и уменьшение расходов производства
и обращения. Такой приём в идеале является
главной долгосрочной стратегии формирования
любой компании.
Неценовые способы
конкуренции в нынешнее время являются
основополагающими в рыночном механизме
всех сформированных стран мира. Сущность
их состоит в увеличении качества производимых
продуктов, усовершенствованное послепродажное,
допродажное обслуживание.
На рынке труда люди обменивают свою рабочую силу на возможность приобрести заработную плату. Наёмные рабочие предлагают организациям свои трудовые услуги, а организации хотят эти услуги купить для реализации своей деятельности. Цена рабочей силы зависит от опыта и квалификации рабочего. На рынке труда имеются колебания спроса и предложения на отдельные профессии. Дефицит на рынке рабочей силы уменьшается за счёт мобильности и переобучения рабочей силы. В начале 90-х гг. в России резко вырос спрос на бухгалтеров и экономистов, поэтому была открыта масса новых экономических факультетов и курсов. Сегодня предложение на рынке бухгалтерских профессий резко превысило спрос, поэтому работники с дипломом бухгалтера с большим трудом могут найти работу по специальности, а заработная плата рядового бухгалтера является достаточно невысокой.
Спрос на рабочую силу зависит от спроса на товарном рынке. Шахтёр может найти работу по профессии лишь в том случае, если имеется спрос на уголь.
Способы борьбы, которые применяют предприниматели:
- Составление «чёрных списков». Если рабочего зачислили в данный список за создание забастовки, то уже ни один предприниматель не соглашается брать его на работу.
- Локаут - это закрытие компании на несколько недель без сохранения заработной платы для рабочих.
- Наём «штрейкбрехеров». Наём временных работников, согласных работать за прежнюю плату. Забастовщики считали штрейкбрехеров предателями.
- Контракты «жёлтой собаки». Работника принимали на работу только в том случае, если он подписывал контракт о том, что обязуется под угрозой увольнения ни с кем не объединяться с целью борьбы за более высокую оплату [4, 154с].
Способы борьбы, которые применяют наёмные рабочие:
- Забастовка, как метод ведения административного конфликта со стороны наёмных рабочих, который значит приостановку работы до тех пор, пока работодатель не согласится на увеличение заработной платы.
- Работа по правилам. Рабочие работают в медленном темпе, как бы в полусне, что резко уменьшает производительность труда и приносит убытки предпринимателю.
- Основание политических партий.
- Организация профсоюзов. Рабочие профсоюза ведут переговоры с предпринимателями об увеличении заработной платы, усовершенствованию условий труда и увеличение его безопасности. В ситуации неудачи таких переговоров они организуют забастовку. [5, 56с]