Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:10, контрольная работа
Стратегии конкурентной борьбы. Пути определения конкурентных преимуществ предприятия. Зависимость форм конкурентных преимуществ от специфики отрасли, товара, рынка. Средства защиты конкурентных преимуществ.Конкурентные преимущества на основе низких издержек. Необходимые рыночные условия и риски.
Вариант
№ 10
1 Стратегии
конкурентной борьбы. Пути определения
конкурентных преимуществ
Конкурентная борьба – соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров. Термин «конкуренция» происходит от лат. «конкурро» – сталкиваться.
Основным
инструментом управления развитием
фирмы и основой
Экономисты выделяют пять основных стратегий конкурентной борьбы, которые применяют фирмы. Все пять методов конкурентной борьбы можно применять одновременно, однако обычно фирма делает ставку на какой-то один прием, используя другие как дополнительные.
1. Стратегия минимизации издержек.
Заключается в том, что организация, имеющая минимальные издержки, при прочих равных условиях обеспечивает более высокую рентабельность продаж, по сравнению с конкурентами. У такой организации появляется возможность завоевать значительную долю рынка, за счет большей рентабельности, и как следствие более низких цен на производимые товары.
Факторы, благоприятствующие применению стратегии минимизации издержек:
Минимальные
издержки могут в значительной мере
достигаться за счет правильно выстроенных
отношений с поставщиками. Но необходимо
понимать, что в этом случае, организация
попадает в сильную зависимость от своих
поставщиков и их условий поставки, а так
же от их благополучия на рынке. Однако,
если фирма является крупным покупателем
и ее доля на рынке значительна, она может
в определенной степени влиять на поставщиков
получая более выгодные условия поставки.
Организации,
применяющей стратегию
Преимущества так же, могут быть утрачены, если конкуренты освоят производство товаров-заменителй, не уступающих по качеству товарам организации но с существенно более низкими затратами на их производство, либо более предпочитаемые покупателями. В следствии чего организация должна проводить постоянный мониторинг рынка, с целью изучения и своевременного выявления новых покупательских потребностей, а так же вносить соответствующие коррективы в производимые товары, с целью наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей.
Уязвимым местом в стратегии минимизации издержек является величина загрузки производственных мощностей и ее равномерность. Оптимальной считается 95%-ная загрузка производственного оборудования. Так как при более высокой загрузке неоправданно возрастает износ оборудования, при меньшей загрузке значительно повышается себестоимость товаров и услуг, из-за того, что часть капитала, вложенного в это оборудование, не используется, т.е. простаивающее оборудование повышает расходы, на свое хранение и подержание своей работоспособности, без получения прибыли, к тому же оборудование устаревает и со временем станет вообще бесполезным.
Основной слабостью стратегии является ее ориентированность на производство определенного товара т.е. не достаточный уровень дифференциации продукции и услуг. Это происходит потому, что максимальный эффекта масштаба достигаются при значительных объемах производства. Другими словами, наличие сильно диверсифицированного ассортимента производимых товаров не всегда дает возможность достичь минимальных издержек, при производстве каждого товара по отдельности.
Недостатки, присущие стратегии минимизации издержек, могут быть частично или полностью устранены путем повышения гибкости производства.
2. Стратегия дифференциации.
Стратегия
дифференциации подразумевает изготовление
продукции функционально не сильно
отличающийся друг от друга. А широта
ассортимента достигается за счет незначительных
изменений в цвете, форме, технических
характеристиках и т.д. Это позволяет фирме
обслуживать большее число потребителей,
за счет предоставления покупателем возможности
широкого выбора и как следствие, более
полного удовлетворения их потребностей.
«Потребительская ценность товара» – это соотношение между ценой товара и его субъективной ценностью для конкретного потребителя. Клиент совершает покупку, только тогда, когда ценность товара, по его мнению, превышает рыночную цену товара или услуги. При этом стоит отменить, что для одного человека максимальную значимость имеет функциональность (наличие большого числа дополнительных функций), для другого – размеры и технические характеристики, для третьего – цвет и т.д. Следовательно чем больше модификаций товара будет, тем выше вероятность того, что он понравиться большему числу потенциальных покупателей.
Дифференциация бывает двух видов: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной цена продукта или услуги и средний уровень дохода потребителей практически не меняются. В этом случае дифференциация товара должна быть не значительной: в цвете, форме и т.д. Вертикальная же дифференциация предполагает, что и цены, и средний уровень дохода потребителей различны. Такая ситуация позволяет организации получать доступ к различным группам клиентов за счет существенных отличий товара по функциональности, соотношению «цена – качество», изготовление товаров с учетом индивидуальных особенностей клиента и т.д., что увеличивает объем реализации.
С одной стороны, чем больше модификаций товара фирма производит, тем больший объем продукции она может продать, но с другой стороны, тем выше ее себестоимость за единицу товара. Так как при производстве малых партий, большого числа видов продукции не всегда могут быть использованы все достоинства эффекта масштаба.
Применять стратегию дифференциации стоит в тех случаях, когда спрос не эластичен по цене (преобладание неценовой конкуренции) и отраслевой рынок имеет сложную структуру. Именно в таких условиях она имеет набольшие шансы на успех.
Основной слабостью данной стратеги являются возникающие сложности при реализации товаров, так как они связаны с высокими затратами на неценовую конкуренцию (рекламу, создание имиджа, борьбу с товарами-имитаторами и т.д.).
3. Стратегия фокусирования.
Стратегия фокусирования направлена на удовлетворение потребностей потребителей в узком сегменте рынка, для которого присуще наличие особых потребностей отличных от среднестатистических, т.е. захват определенной ниши на рынке и получение прибыли за счет полного удовлетворения потребностей данной ниши. Наиболее успешно данная стратегия может применятся в ситуации, когда:
При реализации данной стратегии могут возникать сложности, например:
4. Стратегия инновации.
Данная
стратегия подразумевает
Предприятия,
применяющие стратегию
Статистика
экономически развитых стран показывает,
что для инновационной
5. Стратегия оперативного реагирования.
Несколько обособленное место занимает стратегия оперативного реагирования, поэтому в она не всегда включается авторами в данную классификацию.
Фирмы,
реализующие стратегию
Преимущества стратегии:
Необходимые условия:
Риски стратегии:
Данная стратегия является наиболее «любимой» организациями-имитаторами, осуществляющими подделку продукции всемирно известных производителей.
Существует множество путей конкуренции и стратегий предприятия: производственная, товарная, ценовая и т. п. Но в основе любой стратегии лежат (или должны лежать) конкурентные преимущества. Стратегическое управление можно определить как управление конкурентными преимуществами.