Конкурентная борьба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:10, контрольная работа

Описание работы

Стратегии конкурентной борьбы. Пути определения конкурентных преимуществ предприятия. Зависимость форм конкурентных преимуществ от специфики отрасли, товара, рынка. Средства защиты конкурентных преимуществ.Конкурентные преимущества на основе низких издержек. Необходимые рыночные условия и риски.

Файлы: 1 файл

Контрольная готовая стратегический менеджмент.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

     • дифференциация продукции;

     • концентрация продукции (или фокусирование на какой-либо один вид продукции);

     • стратегия первопроходца (ранний выход  на рынок сбыта);

     • синергизм.  

     2 Конкурентные преимущества на  основе низких издержек. Необходимые  рыночные условия и риски. 
 

     Стратегия лидерства в издержках направлена на достижение конкурентных преимуществ за счет низких затрат на некоторые важные элементы товара или услуги и соответственно более низкой себестоимости по сравнению с конкурентами. Стремление быть производителем с наименьшими в отрасли издержками представляет собой эффективный способ конкуренции на рынках, где большинство покупателей чувствительны к ценам. Цель заключается в том, чтобы поддерживать преимущества перед конкурентами по затратам и получать больше прибыли. При этом продукция может продаваться по более низким ценам, чтобы «отбить» покупателей у конкурентов, либо по текущим рыночным ценам, но в этом случае фирма имеет возможность направлять больше средств на маркетинг и сбыт.

     Ценовое лидерство достигается, если предприятие  осуществляет контроль над значительной долей рынка или использует другие преимущества, такие, как доступ к источникам сырья, уникальное оборудование, наличие в отрасли опытной кривой и т. д. Данная стратегия означает способность предприятия разрабатывать, производить и продавать аналогичные продукты более эффективно, чем конкуренты. В этом случае основное внимание менеджеров предприятия направлено на контроль затрат, что является необходимым условием реализации такой стратегии. При этом качество продукции, сервис, другие параметры не столь значимы. Лидерство в издержках — это агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечения жесткого контроля всех видов расходов, т. е. это внутренняя стратегия, или стратегия операционной эффективности.

     Стимулом использования данной стратегии является наличие в отрасли опытной кривой, или, другими словами, эффекта масштаба и привлечение большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором выбора.

     Однако  надо отметить, что преимущества, связанные с наличием опытной кривой, не являются совершенно случайными, они достигаются за счет обучения персонала, имитации товаров конкурентов, изменения техники и технологии, охоты за специалистами и действия других факторов, т. е. эффект опытной кривой не может проявиться без привлечения необходимых ресурсов, таланта и соответствующих усилий менеджеров. При этом следует иметь в виду, что опытная кривая не используется в сфере услуг, в сезонных отраслях, для товаров с коротким жизненным циклом, для естественных монополий.

     Производство  с низкими издержками — это  нечто большее, чем движение вниз по опытной кривой. В этом случае предприятие должно стараться находить и использовать любую возможность  для снижения затрат. Данная стратегия  возможна при массовом выпуске стандартизированной, как правило -дешевой, продукции и отлаженных каналах сбыта. Но кроме того, такая стратегия возможна при выпуске продукции, продвинутой на рынок за счет рекламы, как, например, сигареты фирмы Philip Morris. Отсюда следует, что преимущество в издержках не означает низких цен. Фирма может продавать продукцию по достаточно высоким ценам, получая дополнительную прибыль, или увеличивать затраты на рекламу и осуществлять продвижение продукции на рынок при неизменных ценах.

     Компания, осуществляющая лидерство в издержках, постоянно испытывает давление со стороны конкурентов. Такая стратегия требует от предприятия оптимальных размеров производства, развитой сбытовой сети, захвата определенной доли рынка, использования ресурсосбережения, осуществления контроля накладных расходов и других постоянных издержек. Доминирующую роль в данной стратегии играет производство. На предприятиях с такой стратегией существует иерархическая структура управления, имеются количественно выраженные цели, осуществляется жесткий контроль издержек. Кроме того, таким предприятиям необходимы инвестиции (на стабильном уровне) в современное оборудование, замена устаревшей техники, внимательное отслеживание технических новинок, противостояние искушению необоснованно расширять ассортимент. В то же время лидерство в издержках может дополняться стратегией дифференциации продукции (фирмы Philip Morris, Caterpillar Tractor). 

     3 Характеристика предприятия (организации). 

     Могилевское ОАО  «Бабушкина крынка» является одним из лидеров на рынке молочных продуктов Беларуси, динамично развивающим производство и экспорт цельномолочной продукции за пределы страны.

     Основная  продукция предприятия:

  • цельномолочная продукция;
  • масло;
  • сыры;
  • сырки глазированные;
  • сухое обезжиренное молоко;
  • майонез;
  • кефир и др.

     Под товарной маркой «Бабушкина крынка»  предприятие выпускает широкий  ассортимент традиционных видов продукции: молоко, кефир, ряженку, сметану, сливки, творог, масло сливочное, майонез, сыры плавленые, сыры мягкие, сыры полутвердые и твердые; под товарной маркой «Веселые внучата» – продукцию, которая в своем большинстве ориентирована на детскую аудиторию: сырки глазированные, творожные массы, йогурты, мороженое.

     В 2008 году ОАО «Бабушкина крынка» инвестировало  в техническое переоснащение производства более Br24 млрд.

     Производственная  мощность позволяет перерабатывать до 270 тонн молока в сутки. В настоящее  время  предприятие производит более 80 наименований молочной продукции. ОАО «Бабушкина крынка» выпускает конкурентоспособную продукцию высокого качества с длительным сроком реализации в герметичной упаковке.

     Помимо  поставок продукции в торговую сеть города Минска продукция поставляется в Брестскую, Гомельскую, Витебскую, Могилевскую, Минскую области, однако, не все ниши рынка регионов охвачены предприятием, что позволит расширить рынок сбыта по республике и увеличить объем продаж.

     Продукция  ОАО «Бабушкина крынка» хорошо известна не только в Республике Беларусь. В  последние годы предприятие является экспортером творога в Чешскую  Республику и Российскую Федерацию. На российском рынке востребован зерненый творог. С началом его открываются новые экспортные возможности, и совместно с этим продуктом, рассматриваются варианты по поставке полного экспортного перечня  в РФ.

     Увеличение  экспорта в 2008 году позволило получить приток валютных средств, которые были направлены на техническое перевооружение предприятия.

     Перевооружение  предприятия позволило увеличить  и объемы выпускаемой продукции, и существенно расширить ее ассортимент (за 2008 год предприятием освоен выпуск новой продукции на сумму Br9691 млн.).

     Производство  продукции ОАО «Бабушкина крынка»  в 2009 г. составило в текущих ценах 802,5 млн. руб., в сопоставимых – 761,9 млн. руб.

     Рассмотрим  результаты производственно-хозяйственной  деятельности и себестоимости ОАО «Бабушкина крынка» за период 2007-2009 гг.(таблица 1.)

     Основные  технико-экономические показатели представим в виде таблице 1.

     Таблица 1 - Технико-экономические показатели работы завода ОАО «Бабушкина крынка»

Показатели Ед.

изм.

     Значения показателей Темп  роста, %
2007 2008 2009 2008 год к 2007 году 2009 год к 2008 году
     А 1 2 3 4 5 6
Товарная  продукция в действующих ценах млн. руб. 167813 131400 258263 78,3 196,5
Товарная  продукция в сопоставимых ценах на 01.01.2007 млн. руб. 169876 152379 226317 89.7 148,5
Выручка от реализации млн. руб. 278272 210717 349696 75,7 166,0
Себестоимость товарной продукции млн. руб. 158100 141212 222647 89,3 157,7
Затраты на 1 рубль товарной продукции коп. 94,2 107,5 86,2 114,1 80,2
Рентабельность товарной продукции % 6,1 -6,9 16,0              
Себестоимость реализованной продукции млн. руб. 199061 203314 308482 102,1 151,7
Прибыль от реализованной продукции млн. руб. 15326 7403 35816 48,3 483,8
Рентабельность  реализованной продукции (товаров, работ, услуг) % 7,7 3,6 11,6              
Прибыль бухгалтерская млн. руб. 13395 1660 20366 12,4 1226,9
Среднесписочная численность ППП чел. 8892 8091 7957 91,0 98,3
Фонд  заработной платы всего ППП млн. руб. 20552,8 22835,3 39316 111,1 172,2
Среднемесячная  зарплата всего ППП руб. 192615 235192 411744 122,1 175,1
Производительность  труда тыс. руб. 19104,4 18833,1 28442,5 98,6 151,0

     Данные  таблицы 1 свидетельствуют о том, что ОАО «Бабушкина крынка» справилась с основными целевыми показателями социально-экономического развития в 2009 году.

     Так темп роста объема производства товарной продукции составил 148,5%;

     Затраты на 1 рубль товарной продукции составили 0-86,2 рубля;

     Рентабельность  товарной продукции – 16,0%;

     Рентабельность  реализованной продукции – 11.6%.

     В 2009 году увеличилась балансовая прибыль по сравнению с 2008 годом на 18706 млн. руб. (20366-1660).

     Возросла  среднемесячная заработная плата в  целом по ОАО «Бабушкина крынка» на 176522 рубля (411744-235192). 

     Основные  производственные фонды неоднородны, выполнение ими разнообразных функций и различное их целевое использование обусловили разделение фондов на разные группы. В зависимости от функционального назначения в производственно-хозяйственной деятельности они подразделяются на: фонды основного вида деятельности (промышленно-производственные фонды); основные фонды других отраслей, производящих товары; основные фонды других отраслей, оказывающих услуги. Из указанных трех групп промышленно-производственные фонды непосредственно связаны с производством продукции и поэтому имеют наибольший удельный вес. Их наличие проследим по данным таблиц  2 , 3  и 4.

     Таблица 2 - Наличие, состав и структура основных фондов на 2007 год

Группы  основных фондов и их наименование На начало 2007 года На конец 2007 года Изменение за год

     (+, -)

сумма, млн.р. удельный вес, % сумма, млн.р. удельный вес, % сумма, млн.р. удельный вес, %
1.Основные фонды 443328 95,72 509309 93,65 +65981 -2,07
1.1. Здания 160554 34,82 147614 27,14 -12940 -7,68
1.2. Сооружения 22588 4,9 29041 5,34 +6453 +0,44
1.3.Передаточные устройства 4974 1,08 6556 1,21 +1582 +0,13
1.4. Машины и оборудование 242544 52,61 312175 57,4 +69631 +4,79
1.4.1. Силовые машины и оборудование 41440 8,99 52868 9,72 +11428 +0,73
1.4.2. Рабочие машины и оборудование 199481 43,27 257115 47,28 +57634 +4,01
1.4.3. Измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование 591 0,13 828 0,15  
+237      
+0,02
1.4.4. Вычислительная техника 1032 0,22 1364 0,25 +332 +0,03
1.5. Транспортные средства 8338 1,81 10739 1,97 +2401 +0,16
1.6. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды основных фондов 2330 0,5 3183 0,59 +853 +0,09
2. Основные фонды других отраслей, производящих товары 533 0,12 701 0,13 +168 +0,01
3. Основные фонды других отраслей, оказывающих услуги 19180 4,16 33840 6,22 +14660 +2,06
Всего основных фондов 463041 100 543849 100 +80808 -
 
 

     Таблица 3 - Наличие, состав и структура основных фондов на 2008 года

Группы  основных фондов и их наименование На начало 2008 года На конец 2008 года Изменение за год

     (+, -)

сумма, млн.р. удельный вес, % сумма, т млн.р. удельный вес, % сумма, млн.р. удельный вес, %
1.Основные фонды 509309 93,65 641281 96,21 +131972 + 2,56
1.1. Здания 147615 27,14 195740 29,37 + 48125 + 2,23
1.2. Сооружения 29041 5,34 38482 5,77 + 9441 + 0,43
1.3.Передаточные  устройства 6556 1,21 8573 1,29 + 2017 + 0,08
1.4. Машины и оборудование 312175 57,4 385005 57,76 + 72830 + 0,36
1.4.1. Силовые машины и оборудование 52868 9,72 66673 10,0 + 13805 + 0,28
1.4.2. Рабочие машины и оборудование 257115 47,28 315074 47,27 + 57959 - 0,01
1.4.3. Измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование 828 0,15 1667 0,25 839 + 0,1
1.4.4. Вычислительная техника 1364 0,25 1590 0,24 + 226 - 0,01
1.5. Транспортные средства 10739 1,97 9974 1,49 - 765 - 0,48
1.6. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды основных фондов 3184 0,59 3507 0,53 + 323 - 0,06
2. Основные фонды других отраслей, производящих товары 701 0,13 962 0,14 + 261 + 0,01
3. Основные фонды других отраслей, оказывающих услуги 33840 6,22 24311 3,65 - 9529 - 2,57
Всего основных фондов 543849 100 666554 100 +122704 -

Информация о работе Конкурентная борьба