Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:10, контрольная работа
Стратегии конкурентной борьбы. Пути определения конкурентных преимуществ предприятия. Зависимость форм конкурентных преимуществ от специфики отрасли, товара, рынка. Средства защиты конкурентных преимуществ.Конкурентные преимущества на основе низких издержек. Необходимые рыночные условия и риски.
• дифференциация продукции;
• концентрация продукции (или фокусирование на какой-либо один вид продукции);
• стратегия первопроходца (ранний выход на рынок сбыта);
•
синергизм.
2
Конкурентные преимущества на
основе низких издержек. Необходимые
рыночные условия и риски.
Стратегия
лидерства в издержках
Ценовое лидерство достигается, если предприятие осуществляет контроль над значительной долей рынка или использует другие преимущества, такие, как доступ к источникам сырья, уникальное оборудование, наличие в отрасли опытной кривой и т. д. Данная стратегия означает способность предприятия разрабатывать, производить и продавать аналогичные продукты более эффективно, чем конкуренты. В этом случае основное внимание менеджеров предприятия направлено на контроль затрат, что является необходимым условием реализации такой стратегии. При этом качество продукции, сервис, другие параметры не столь значимы. Лидерство в издержках — это агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечения жесткого контроля всех видов расходов, т. е. это внутренняя стратегия, или стратегия операционной эффективности.
Стимулом использования данной стратегии является наличие в отрасли опытной кривой, или, другими словами, эффекта масштаба и привлечение большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором выбора.
Однако надо отметить, что преимущества, связанные с наличием опытной кривой, не являются совершенно случайными, они достигаются за счет обучения персонала, имитации товаров конкурентов, изменения техники и технологии, охоты за специалистами и действия других факторов, т. е. эффект опытной кривой не может проявиться без привлечения необходимых ресурсов, таланта и соответствующих усилий менеджеров. При этом следует иметь в виду, что опытная кривая не используется в сфере услуг, в сезонных отраслях, для товаров с коротким жизненным циклом, для естественных монополий.
Производство с низкими издержками — это нечто большее, чем движение вниз по опытной кривой. В этом случае предприятие должно стараться находить и использовать любую возможность для снижения затрат. Данная стратегия возможна при массовом выпуске стандартизированной, как правило -дешевой, продукции и отлаженных каналах сбыта. Но кроме того, такая стратегия возможна при выпуске продукции, продвинутой на рынок за счет рекламы, как, например, сигареты фирмы Philip Morris. Отсюда следует, что преимущество в издержках не означает низких цен. Фирма может продавать продукцию по достаточно высоким ценам, получая дополнительную прибыль, или увеличивать затраты на рекламу и осуществлять продвижение продукции на рынок при неизменных ценах.
Компания,
осуществляющая лидерство в издержках,
постоянно испытывает давление со стороны
конкурентов. Такая стратегия требует
от предприятия оптимальных размеров
производства, развитой сбытовой сети,
захвата определенной доли рынка, использования
ресурсосбережения, осуществления контроля
накладных расходов и других постоянных
издержек. Доминирующую роль в данной
стратегии играет производство. На предприятиях
с такой стратегией существует иерархическая
структура управления, имеются количественно
выраженные цели, осуществляется жесткий
контроль издержек. Кроме того, таким предприятиям
необходимы инвестиции (на стабильном
уровне) в современное оборудование, замена
устаревшей техники, внимательное отслеживание
технических новинок, противостояние
искушению необоснованно расширять ассортимент.
В то же время лидерство в издержках может
дополняться стратегией дифференциации
продукции (фирмы Philip Morris, Caterpillar Tractor).
3
Характеристика предприятия (
Могилевское ОАО «Бабушкина крынка» является одним из лидеров на рынке молочных продуктов Беларуси, динамично развивающим производство и экспорт цельномолочной продукции за пределы страны.
Основная продукция предприятия:
Под товарной маркой «Бабушкина крынка» предприятие выпускает широкий ассортимент традиционных видов продукции: молоко, кефир, ряженку, сметану, сливки, творог, масло сливочное, майонез, сыры плавленые, сыры мягкие, сыры полутвердые и твердые; под товарной маркой «Веселые внучата» – продукцию, которая в своем большинстве ориентирована на детскую аудиторию: сырки глазированные, творожные массы, йогурты, мороженое.
В 2008 году ОАО «Бабушкина крынка» инвестировало в техническое переоснащение производства более Br24 млрд.
Производственная мощность позволяет перерабатывать до 270 тонн молока в сутки. В настоящее время предприятие производит более 80 наименований молочной продукции. ОАО «Бабушкина крынка» выпускает конкурентоспособную продукцию высокого качества с длительным сроком реализации в герметичной упаковке.
Помимо поставок продукции в торговую сеть города Минска продукция поставляется в Брестскую, Гомельскую, Витебскую, Могилевскую, Минскую области, однако, не все ниши рынка регионов охвачены предприятием, что позволит расширить рынок сбыта по республике и увеличить объем продаж.
Продукция ОАО «Бабушкина крынка» хорошо известна не только в Республике Беларусь. В последние годы предприятие является экспортером творога в Чешскую Республику и Российскую Федерацию. На российском рынке востребован зерненый творог. С началом его открываются новые экспортные возможности, и совместно с этим продуктом, рассматриваются варианты по поставке полного экспортного перечня в РФ.
Увеличение экспорта в 2008 году позволило получить приток валютных средств, которые были направлены на техническое перевооружение предприятия.
Перевооружение
предприятия позволило
Производство продукции ОАО «Бабушкина крынка» в 2009 г. составило в текущих ценах 802,5 млн. руб., в сопоставимых – 761,9 млн. руб.
Рассмотрим результаты производственно-хозяйственной деятельности и себестоимости ОАО «Бабушкина крынка» за период 2007-2009 гг.(таблица 1.)
Основные
технико-экономические
Таблица
1 - Технико-экономические
Показатели | Ед.
изм. |
Значения показателей | Темп роста, % | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2008 год к 2007 году | 2009 год к 2008 году | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Товарная продукция в действующих ценах | млн. руб. | 167813 | 131400 | 258263 | 78,3 | 196,5 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах на 01.01.2007 | млн. руб. | 169876 | 152379 | 226317 | 89.7 | 148,5 |
Выручка от реализации | млн. руб. | 278272 | 210717 | 349696 | 75,7 | 166,0 |
Себестоимость товарной продукции | млн. руб. | 158100 | 141212 | 222647 | 89,3 | 157,7 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции | коп. | 94,2 | 107,5 | 86,2 | 114,1 | 80,2 |
Рентабельность товарной продукции | % | 6,1 | -6,9 | 16,0 | ||
Себестоимость реализованной продукции | млн. руб. | 199061 | 203314 | 308482 | 102,1 | 151,7 |
Прибыль от реализованной продукции | млн. руб. | 15326 | 7403 | 35816 | 48,3 | 483,8 |
Рентабельность реализованной продукции (товаров, работ, услуг) | % | 7,7 | 3,6 | 11,6 | ||
Прибыль бухгалтерская | млн. руб. | 13395 | 1660 | 20366 | 12,4 | 1226,9 |
Среднесписочная численность ППП | чел. | 8892 | 8091 | 7957 | 91,0 | 98,3 |
Фонд заработной платы всего ППП | млн. руб. | 20552,8 | 22835,3 | 39316 | 111,1 | 172,2 |
Среднемесячная зарплата всего ППП | руб. | 192615 | 235192 | 411744 | 122,1 | 175,1 |
Производительность труда | тыс. руб. | 19104,4 | 18833,1 | 28442,5 | 98,6 | 151,0 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что ОАО «Бабушкина крынка» справилась с основными целевыми показателями социально-экономического развития в 2009 году.
Так темп роста объема производства товарной продукции составил 148,5%;
Затраты на 1 рубль товарной продукции составили 0-86,2 рубля;
Рентабельность товарной продукции – 16,0%;
Рентабельность реализованной продукции – 11.6%.
В 2009 году увеличилась балансовая прибыль по сравнению с 2008 годом на 18706 млн. руб. (20366-1660).
Возросла среднемесячная заработная плата в целом по ОАО «Бабушкина крынка» на 176522 рубля (411744-235192).
Основные производственные фонды неоднородны, выполнение ими разнообразных функций и различное их целевое использование обусловили разделение фондов на разные группы. В зависимости от функционального назначения в производственно-хозяйственной деятельности они подразделяются на: фонды основного вида деятельности (промышленно-производственные фонды); основные фонды других отраслей, производящих товары; основные фонды других отраслей, оказывающих услуги. Из указанных трех групп промышленно-производственные фонды непосредственно связаны с производством продукции и поэтому имеют наибольший удельный вес. Их наличие проследим по данным таблиц 2 , 3 и 4.
Таблица 2 - Наличие, состав и структура основных фондов на 2007 год
Группы основных фондов и их наименование | На начало 2007 года | На конец 2007 года | Изменение
за год
(+, -) | |||
сумма, млн.р. | удельный вес, % | сумма, млн.р. | удельный вес, % | сумма, млн.р. | удельный вес, % | |
1.Основные фонды | 443328 | 95,72 | 509309 | 93,65 | +65981 | -2,07 |
1.1. Здания | 160554 | 34,82 | 147614 | 27,14 | -12940 | -7,68 |
1.2. Сооружения | 22588 | 4,9 | 29041 | 5,34 | +6453 | +0,44 |
1.3.Передаточные устройства | 4974 | 1,08 | 6556 | 1,21 | +1582 | +0,13 |
1.4. Машины и оборудование | 242544 | 52,61 | 312175 | 57,4 | +69631 | +4,79 |
1.4.1. Силовые машины и оборудование | 41440 | 8,99 | 52868 | 9,72 | +11428 | +0,73 |
1.4.2. Рабочие машины и оборудование | 199481 | 43,27 | 257115 | 47,28 | +57634 | +4,01 |
1.4.3. Измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование | 591 | 0,13 | 828 | 0,15 | +237 |
+0,02 |
1.4.4. Вычислительная техника | 1032 | 0,22 | 1364 | 0,25 | +332 | +0,03 |
1.5. Транспортные средства | 8338 | 1,81 | 10739 | 1,97 | +2401 | +0,16 |
1.6. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды основных фондов | 2330 | 0,5 | 3183 | 0,59 | +853 | +0,09 |
2. Основные фонды других отраслей, производящих товары | 533 | 0,12 | 701 | 0,13 | +168 | +0,01 |
3. Основные фонды других отраслей, оказывающих услуги | 19180 | 4,16 | 33840 | 6,22 | +14660 | +2,06 |
Всего основных фондов | 463041 | 100 | 543849 | 100 | +80808 | - |
Таблица 3 - Наличие, состав и структура основных фондов на 2008 года
Группы основных фондов и их наименование | На начало 2008 года | На конец 2008 года | Изменение
за год
(+, -) | |||
сумма, млн.р. | удельный вес, % | сумма, т млн.р. | удельный вес, % | сумма, млн.р. | удельный вес, % | |
1.Основные фонды | 509309 | 93,65 | 641281 | 96,21 | +131972 | + 2,56 |
1.1. Здания | 147615 | 27,14 | 195740 | 29,37 | + 48125 | + 2,23 |
1.2. Сооружения | 29041 | 5,34 | 38482 | 5,77 | + 9441 | + 0,43 |
1.3.Передаточные устройства | 6556 | 1,21 | 8573 | 1,29 | + 2017 | + 0,08 |
1.4. Машины и оборудование | 312175 | 57,4 | 385005 | 57,76 | + 72830 | + 0,36 |
1.4.1. Силовые машины и оборудование | 52868 | 9,72 | 66673 | 10,0 | + 13805 | + 0,28 |
1.4.2. Рабочие машины и оборудование | 257115 | 47,28 | 315074 | 47,27 | + 57959 | - 0,01 |
1.4.3. Измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование | 828 | 0,15 | 1667 | 0,25 | 839 | + 0,1 |
1.4.4. Вычислительная техника | 1364 | 0,25 | 1590 | 0,24 | + 226 | - 0,01 |
1.5. Транспортные средства | 10739 | 1,97 | 9974 | 1,49 | - 765 | - 0,48 |
1.6. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды основных фондов | 3184 | 0,59 | 3507 | 0,53 | + 323 | - 0,06 |
2. Основные фонды других отраслей, производящих товары | 701 | 0,13 | 962 | 0,14 | + 261 | + 0,01 |
3. Основные фонды других отраслей, оказывающих услуги | 33840 | 6,22 | 24311 | 3,65 | - 9529 | - 2,57 |
Всего основных фондов | 543849 | 100 | 666554 | 100 | +122704 | - |