Конкурентные преимущества организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Современный этап развития розничной торговли в России характеризуется укрупнением отечественных торговых сетей и расширением их территориального присутствия в регионах. К тому же, на российский рынок пришли крупные международные игроки, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Оби (OBI), Икея (Ikea) и другие, которые незаметно, но в очень короткие сроки заняли лидирующие позиции на российском потребительском рынке и планируют дальнейшую экспансию в регионы.

Файлы: 1 файл

статья вестник.docx

— 38.79 Кб (Скачать файл)

Современный этап развития розничной  торговли в России характеризуется  укрупнением отечественных торговых сетей и расширением их территориального присутствия в регионах. К тому же, на российский рынок пришли крупные  международные игроки, такие как  продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Оби (OBI), Икея (Ikea) и другие, которые  незаметно, но в очень короткие сроки  заняли лидирующие позиции на российском потребительском рынке и планируют  дальнейшую экспансию в регионы. Следует отметить, что в своей  деятельности международные операторы  применяют прогрессивные торговые технологии и современные стандарты  работы, что, в свою очередь, обусловливает  их большую эффективность по сравнению  с местными игроками. Существующие тенденции развития розничной торговли привели к обострению конкурентной борьбы и заставили ритейл изыскивать новые источники формирования устойчивых конкурентных преимуществ.

Выжить в сложившихся экономических  условиях розничным торговцам становится все труднее и труднее, причем наиболее остро эта проблема стоит  перед одиночными магазинами. Чтобы  не потерпеть поражение в этой конкурентной борьбе, ритейлу необходимо использовать все имеющиеся у  него возможности для отстройки  от конкурентов и создания устойчивых конкурентных преимуществ.

Достижение этой цели возможно только при условии, если ритейлер:

Во-первых, будет знать, что предлагают фирмы-конкуренты для удовлетворения потребностей покупателей.

Во-вторых, будет изучать факторы, влияющие на уровень удовлетворенности  потребителя качеством услуг, оказываемых  розничной торговлей.

Важно подчеркнуть, что основой  успеха в розничной торговле является полнота удовлетворения потребностей покупателя, что означает: предложение  необходимых товаров в требуемом  количестве по привлекательной цене в нужном месте и в удобное  время, при этом огромное значение имеет  уровень качества обслуживания покупателя.

Поэтому еще на стадии проектирования первоочередная задача ритейлера –  выбрать правильную концепцию предприятия  розничной торговли, то есть сформировать набор характеристик, наиболее полно  отвечающих ожиданиям целевого сегмента покупателей и наиболее выгодно  выделяющих магазин на фоне других предприятий розничной торговли, что в перспективе позволит обеспечить его конкурентоспособность.

Магазин, как и товар, можно рассматривать  как совокупность некоторых характеристик, имеющих различную степень важности с точки зрения потребителя. Рассмотрим, какие факторы необходимо учитывать ритейлеру на стадии разработки концепции будущего магазина и в процессе функционирования данного предприятия.

Следует отметить, что на стадии проектирования предприятия розничной торговли одно из первых и наиважнейших решений, которое приходится принимать предпринимателю, - это определение целевого сегмента. Ритейлер, исходя из своих возможностей и ограничений, принимает решение  о том, на какую целевую аудиторию  будет ориентирован магазин: с высоким, средним или низким уровнем доходов. Таким образом, последующие решения  предпринимателя по планированию характеристик  будущего бизнеса должны приниматься  с учетом потребностей целевой аудитории, это:

  • разработка концепции;
  • выбор места расположения;
  • определение ассортиментной и ценовой политики;
  • мерчандайзинг;
  • обслуживание покупателей;
  • продвижение.

Рассмотрим более подробно эти  характеристики.

Расположение  магазина

Место расположения компании может  оказать существенное влияние на развитие бизнеса, поэтому выбор  места для будущего магазина должен производиться особенно тщательно. Цены, уровень сервиса, ассортимент  – все это в отличие от расположения торговой точки относительно быстро изменяется. Недаром говорят, что  успешную работу предприятия розничной  торговли обеспечивают три фактора: расположение, расположение и еще  раз расположение.

Часто торговым фирмам приходится вкладывать огромные деньги в приобретение и  обустройство недвижимости или заключать  долгосрочные договоры аренды с владельцами  помещений. Поэтому преимущество в  месторасположении магазина является долгосрочным конкурентным преимуществом, которое не может быть воспроизведено конкурентами.

Основа успешной деятельности розничного предприятия - это его размещение на пути движения людских потоков. Ритейлеру  следует принять во внимание зону тяготения покупателя, которая определяется расстоянием от магазина до места  проживания или места работы, так  как при выборе покупателем магазина этот фактор является одним из главных. Также нужно оценить престижность района, его социологический портрет, покупательскую способность, наличие магазинов-конкурентов.

В зависимости от выбранной концепции  магазина, необходимо рассчитать число  потенциальных посетителей магазина. Если это магазин «у дома», то целевая  аудитория магазина складывается из жителей, проживающих в данном микрорайоне, и сотрудников организаций, расположенных  в непосредственной близости от торговой точки.

При оценке потенциальных покупателей  следует учитывать вероятностный  характер посещения ими данного  магазина, частоту посещений, а также  вероятную среднюю сумму чека при одном посещении.

Если место удаленное, и доступность  плохая, это всегда означает, что  покупателей надо привлекать – низкими  ценами, ассортиментом (широким, глубоким или особенным), рекламой и специальными акциями, что значительно снижает  доходность торговой точки.

Также нужно учитывать возможность  привлечения квалифицированного персонала  для работы в данном магазине, так  как одним из критериев выбора персоналом работодателя является удаленность  места расположения работы.

Обобщая вышесказанное, отметим, что  решения о месторасположении  магазина имеют стратегическое значение для успеха любого розничного торговца, тем более что они связаны  с большими затратами и рассчитаны на длительный период времени.

Между тем, успех предприятия розничной  торговли зависит не от одного, а  от совокупности факторов. Следующим  фактором, влияющим на успешность работы будущего магазина, является выстраивание оптимальной ассортиментной и ценовой  политики. Ценовая политика наряду с ассортиментной является частью общей  стратегии и отражает цели компании.

Ассортиментная  политика предприятия розничной  торговли заключается в определении номенклатуры реализуемых товаров с учетом собственных финансовых возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры, динамики цен и других факторов.

Ассортиментная политика является одной из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании, поэтому  еще на стадии планирования деятельности торговой точки ритейлер должен четко  определить ассортиментную политику будущего магазина, с учетом имеющихся у  него возможностей и ограничений.

Товарный ассортимент предприятия  розничной торговли должен соответствовать  ожиданиям и представлениям целевой  аудитории. В рамках ассортиментной политики важно принять решение  о широте, глубине, совместимости, высоте и качестве товарного ассортимента.

В процессе деятельности предприятия  розничной торговли, формирование оптимальной  структуры товарного ассортимента, при условии наиболее полного  удовлетворения потребностей покупателей, должно обеспечивать максимальную рентабельность (прибыльность) и объем продаж. Следует  заметить, что достижение максимально  возможной рентабельности достигается  за счет постоянного мониторинга  экономических показателей и  своевременного принятия решений по корректировке товарного ассортимента. Немаловажно постоянно отслеживать  направления изменений ситуации на рынке, своевременно выявлять перспективные  и падающие товарные группы, а также  оперативно реагировать на эти изменения.

Но при этом следует помнить, что задача торговли – не только удовлетворять спрос, но и активно  формировать его, что позволит ритейлеру  сохранить существующий целевой  сегмент, а также расширить его.

Ценовая политика предприятия розничной  торговли заключается в установлении цен на реализуемые товары в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, обеспечивающей намеченный объем прибыли и решение других стратегических и оперативных задач.

Как отмечается в книге Ф. Котлера  «Маркетинг менеджмент», цена – это  ключевой фактор в позиционировании магазина. Цены являлись и продолжают являться для покупателя очень серьезным  притягательным фактором.

Определение розничных цен должно проводиться в соответствии с  характеристиками целевого рынка, набором  предлагаемых товаров и услуг, уровнем  конкуренции. В то же время сложность  управления ценой связана с тем, что на ее формирование воздействует множество различных факторов, как  внутреннего, так и внешнего характера, это: затраты на транспортировку, состояние  спроса, уровень конкуренции, стадия жизненного цикла товара, политика поставщиков, меры государственного регулирования  цен.

Конкурентная борьба в сфере  розничной торговли усиливается  с каждым днем, поэтому предприятие  розничной торговли должно формировать  цену таким образом, чтобы, с одной  стороны, удовлетворить нужды и  потребности покупателей, а с  другой – способствовать достижению поставленных целей и обеспечить поступление достаточных финансовых ресурсов.

Рассмотрим краткую характеристику методов ценообразования в розничной  торговле.

В зависимости от конкретной рыночной ситуации ритейлер может применять  различные стратегии по определению  конечной цены:

1. Дифференцированное ценообразование,  которое может быть:

  • пространственным (цена устанавливается в зависимости от территориального места нахождения покупателей);
  • временным (цена устанавливается в зависимости от времени суток, дней недели или времени года) и др.

2. Конкурентное ценообразование,  которое направлено на сохранение  ценового лидерства на рынке.  Здесь розничный торговец может  использовать следующие стратегии  ценообразования:

  • «ценовые войны» используются преимущественно на рынке монополистической конкуренции;
  • «снятие сливок» или престижные цены – как правило, ритейлер устанавливает такие цены на новые, модные, статусные товары, которые покупатели начнут приобретать вне зависимости от уровня цен с целью подчеркнуть свой престиж;
  • «цены проникновения» - данная стратегия применяется на этапе выхода предприятия розничной торговли на рынок. При использовании данной стратегии цена устанавливается минимальная, что позволяет уйти от высокого уровня конкуренции и занять определенную рыночную нишу. В дальнейшем цены будут постепенно расти, но в сознании потребителя предприятие розничной торговли будет восприниматься как магазин низких цен.

3. Ассортиментное ценообразование  представляет собой достаточно  большой арсенал подходов, многие  из которых основаны на психологическом  восприятии цены покупателем.  Учитываются, в частности, психология  ценового барьера, психология  восприятия чисел, психология  сравнения цен, психология престижных  цен и др. К таким методам относят:

  • неокругленные цены. Цены ниже круглых сумм (например, 83 руб. 56 коп., 499 руб. и т.д.) создают у потребителя впечатление обоснованного подхода к процессу ценообразования и способствуют снижению «порогового» восприятия цены;
  • цена комплекта – единая цена набора продукции. Например, стоимость парфюмерно-косметического набора значительно ниже стоимости этих же продуктов, приобретаемых по отдельности и др.

4. Стимулирующее ценообразование  основано на использовании различного  рода скидок, бонусов, зачетов  (накопительные, единовременные, за  объем покупаемого товара, за  частоту покупок, сезонные и  т.д.).

Таким образом, чтобы обеспечить эффективность  деятельности предприятия розничной  торговли, ритейлер при формировании ценовой политики должен учитывать, что цена является одним из сильнейших мотивирующих факторов, причем даже для  состоятельных покупателей.

Доказано, что торговой точке, реализующей  товары приемлемого качества по низким ценам, покупатели могут простить различные  недостатки, к примеру, спокойно отнестись  к аскетизму интерьера или  отсутствию парковки. Но как только цена становится выше, возрастает роль эмоциональных способов влияния  на покупателей. С ростом стоимости  реализуемых товаров, увеличивается  требовательность покупателя к уровню комфорта и качеству обслуживания. В магазинах, позиционирующихся  как магазины для состоятельных  покупателей, интерьер и обслуживание должны быть безукоризненными, поскольку  за каждого покупателя здесь ведется  настоящая борьба.

Итак, резюмируя вышесказанное  необходимо отметить, что одним из ключевых факторов конкурентной борьбы является ценовая политика, отражающая уровень качества товара, имидж фирмы  и целевой рынок. При этом оптимальные  ценовые решения часто даются непросто, но именно они способствуют формированию лояльности клиентов и  обеспечивают успех ритейлера на потребительском рынке.

В условиях усиления конкурентной борьбы предпринимателю становится все  труднее добиваться конкурентных преимуществ. В настоящее время становится очевидным, что уже не достаточно удачного расположения торговой точки, а также выстраивания эффективной  ассортиментной и ценовой политики. Особого внимания требуют вопросы  правильной организации торгового  пространства, чтобы магазин в  целом был привлекательным для  покупателей. Инструментом для решения  данной задачи является мерчандайзинг.

Информация о работе Конкурентные преимущества организации