Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:52, реферат
Современный этап развития розничной торговли в России характеризуется укрупнением отечественных торговых сетей и расширением их территориального присутствия в регионах. К тому же, на российский рынок пришли крупные международные игроки, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Оби (OBI), Икея (Ikea) и другие, которые незаметно, но в очень короткие сроки заняли лидирующие позиции на российском потребительском рынке и планируют дальнейшую экспансию в регионы.
Мерчандайзинг
Сегодня мерчандайзинг в розничной торговле является серьезным инструментом стимулирования покупательского интереса к предлагаемым товарам, что определяет безусловную ценность этой ключевой составляющей современного маркетинга. В переводе с английского языка мерчандайзинг означает «искусство торговать».
На стадии выхода на рынок основной задачей предприятия розничной торговли является привлечение покупателей. При условии, что в непосредственной близости функционирует определенное количество магазинов-конкурентов, реализующих схожий ассортимент товаров, очень важно, чтобы покупатель отдал предпочтение новому предприятию розничной торговли, которое должно удовлетворить его требования относительно ассортимента, уровня цен и качества обслуживания. Большое внимание следует уделить дизайну фасада и оформлению витрин. Люди склонны оценивать продукт и уровень цен по внешнему виду магазина и оформлению витрин. По этой причине очень важно приложить максимум усилий для формирования в сознании потенциального покупателя выгодного для предпринимателя образа магазина. В данной связи следует заметить, что покупатель при выборе магазина в первую очередь обращает внимание на привлекательность фасада и наружной рекламы.
Имеющиеся витрины также необходимо
использовать для продвижения магазина.
Тематическое оформление витрин позволяет
информировать потенциальных
Таким образом, фасад и витрины
играют важную роль в формировании
в сознании покупателя благоприятного
первого впечатления о магазине
и влияют на принятие решения о
посещении предприятия
После того, как потенциальный покупатель принял решение зайти в торговую точку, очень важно, чтобы его ожидания, созданные внешним видом магазина, совпали с внутренним образом магазина, и у него сформировалось единство образа данного предприятия розничной торговли, когда все элементы объемно-планировочных и дизайнерских решений не противоречат, а взаимно усиливают друг друга. Поэтому при проектировании предприятия розничной торговли необходимо создать индивидуальный единый образ объекта. Данное условие может быть выполнено только при условии совместной работы над проектом архитектора, дизайнера и мерчандайзера.
Нельзя забывать про элементы благоустройства
прилегающей территории, которые
делают магазин более удобным
для пешеходов и
Одним из элементов прилегающей территории является парковка для автотранспортных средств. «Нет парковки – нет торговли» – с этим утверждением сегодня трудно не согласиться. Покупатели не хотят, чтобы проблема парковки перекладывалась на их плечи: они могут просто развернуться и уехать в более удобное место.
Также привлекает внимание к магазину такой элемент благоустройства, как применение ландшафтного дизайна в оформлении прилегающей территории.
Но, кроме того, что следует уделить особое внимание разработке внешнего облика и прилегающей территории магазина, также важно, чтобы внешний облик торговой точки гармонировал с внутренним пространством магазина.
В основе мерчандайзинга лежит наблюдение за поведением покупателей в момент совершения покупки. Современный мерчандайзинг базируется на результатах психологических исследований. Так, психологи обнаружили, что на возникновение импульса покупки влияет яркая и привлекательная упаковка.
Ключевой задачей
Одним из основных элементов мерчандайзинга является планировка магазина. К факторам, формирующим планировку магазина, относятся:
Цель внутренней планировки – сделать
магазин привлекательным и
Необходимость мерчандайзинга подтверждает
тот факт, что согласно исследованиям
в области маркетинга около 65% решений
о покупке потребители
С учетом сказанного выше можно сделать
вывод, что мерчандайзинг сегодня
выходит на первое место среди
неявных факторов, определяющих конкурентные
преимущества предприятия розничной
торговли, также он завоевывает все
большую популярность как комплекс
мероприятий, позволяющих стимулировать
спрос на месте продажи и
Следует помнить, что успешность деятельности предприятия розничной торговли во многом зависит от организации покупательского сервиса, то есть от качества обслуживания покупателей.
Обслуживание покупателей
В розничной торговле рациональная
организация процесса обслуживания
покупателей связана с
В среднем компании ежегодно теряют до трети своих клиентов лишь потому, что не уделяют должного внимания качеству процесса взаимодействия с ними. В результате многие ритейлеры не владеют информацией о том, сколько покупателей ушло к конкуренту, когда это произошло, какова причина ухода и к каким финансовым потерям это привело.
Общеизвестно, что самая лучшая
реклама – это довольный
Уровень обслуживания в магазине определяется рядом элементов, таких как:
- наличие в магазине широкого
и устойчивого ассортимента
- применение в магазине
- предоставление потребителям
дополнительных торговых услуг,
- широкое использование средств
рекламы и информации в
- высокая квалификация
- полное соблюдение правил
Следует отметить, что в долгосрочной перспективе высокий уровень обслуживания покупателей позволяет снижать издержки магазина, тем самым увеличивая прибыль. В частности, данный положительный эффект достигается за счет сокращения затрат на рекламу. Лояльный покупатель не только сам не нуждается в рекламе данного магазина, но еще и сам выступает в качестве рекламы, так как рассказывает о своем любимом магазине людям из своего ближнего окружения. Также доказано, что привлечение нового покупателя обходится ритейлеру намного дороже, чем удержание имеющегося.
Для обеспечения высокого качества обслуживания покупателей ритейлер должен предпринять следующие шаги.
Во-первых, прежде чем открыть новый магазин ритейлеру необходимо определить потребность в персонале, которая зависит от выбранного формата торговли. Для сравнения, в магазинах самообслуживания продавцы в торговом зале отсутствуют. Покупатели самостоятельно выбирают товары и доставляют их к расчетно-кассовому узлу. Основная задача ритейлера организовать работу магазина таким образом, чтобы в торговом зале своевременно пополнялись запасы товаров на полках и не скапливались очереди у касс.
В магазинах со свободным доступом
к товарам в торговом зале находится
продавец-консультант, задача которого
– информировать покупателей
о свойствах реализуемых
Магазины с полным обслуживанием продают дорогие (имиджевые) товары, такие как ювелирные изделия, картины и другие. Задача продавца заключается в том, чтобы создать комфортные условия для покупателя в процессе осуществления покупки и консультировать по всем вопросам относительно реализуемых в магазине товаров.
Во-вторых, необходимо разработать регламентирующие документы, такие как, должностные инструкции и стандарты работы магазина. Надо сказать, что стандартизация качества обслуживания и бизнес-процессов в целом вызывает все больший интерес у предпринимателей, и это не удивительно. В процессе работы магазина официально закрепленные стандарты позволят контролировать соответствие качества обслуживания покупателей установленным параметрам.
В настоящее время на розничном
рынке наблюдается новая
Что же нужно стандартизировать? Прежде
всего, необходимо стандартизировать
все аспекты деятельности, влияющие
на качество взаимодействия покупателя
и предприятия розничной
Потребитель, приходя в магазин, имеет определенные ожидания относительно ассортимента, уровня цен, скорости обслуживания, и если эти ожидания не соответствуют действительности, покупатель уходит с чувством неудовлетворенности. Поэтому, особенно в условиях ужесточения конкуренции, стремление превратить шопинг в удовольствие, привязать посетителей к своим магазинам становится уже не модной тенденцией, пришедшей с Запада, а необходимостью.
В-третьих, необходимо определить критерии отбора персонала, то есть разработать требования к будущим сотрудникам. К примеру, при отборе на должность продавца необходимо особое внимание уделять внешности соискателя, его интеллектуальному уровню, культуре речи, профессионализму и компетентности.
В-четвертых, разработать систему мотивации и стимулирования персонала.
Стимулирование как способ управления
трудовым поведением работника состоит
в целенаправленном воздействии
на поведение персонала