Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 14:59, курсовая работа
Конкурентоспособность – это способность конкурировать за определенный объект, ограниченный ресурс и добиваться успеха в конкуренции с другими фирмами. Она означает способность прибыльно производить и реализовывать товарную продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других фирм – участников конкуренции на соответствующей рыночной нише.
В условиях конкуренции важнейшим свойством фирмы является конкурентоспособность, и именно на ее обеспечение направлены усилия маркетинга.
Конкурентоспособность – это способность конкурировать за определенный объект, ограниченный ресурс и добиваться успеха в конкуренции с другими фирмами. Она означает способность прибыльно производить и реализовывать товарную продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других фирм – участников конкуренции на соответствующей рыночной нише.
Можно так же определить
конкурентоспособность как
Конкурентоспособность фирмы зависит от совокупности конкурентных сил рынка и от наличия конкурентных преимуществ.
Главное значение конкурентоспособности – обеспечить достижение целей фирмы путем противодействия конкурентной борьбе.
Задачами
Конкурентоспособность –
понятие относительное и
Конкурентоспособность можно разделить на активную и пассивную. активная конкурентоспособность предполагает влияние на внешнюю среду, а пассивная – приспособление к внешней среде.
Источники конкурентоспособности
фирмы заключены во внутренних ресурсах
фирмы, которые позволяют
Внешним выражением конкурентоспособности являются эффективные методы конкуренции, применяемые фирмой.
Для формирования конкурентоспособности фирмы важны так называемые «критические факторы успеха» (КФУ) – небольшое количество самых важных областей, хорошие результаты в которых обеспечат успешную конкурентную позицию для организации. Плохие результаты в данных областях ведут к ухудшению деятельности компании в целом.
Существует четыре основных фактора формирования КФУ фирмы:
Превосходство в КФУ представляет собой конкурентное преимущество фирмы. Наличие конкурентных преимуществ определяет конкурентоспособность организации.
Конкурентное преимущество (КП) – это исключительная ценность фирмы, дающая ей превосходство перед конкурентами. Это свойство организации, которое позволяет ей лучше своих соперников преодолевать силы конкуренции и выполнять работу по привлечению покупателей.
Традиционно выделяют два вида конкурентных преимуществ: преимущества в издержках и преимущества дифференциации.
Преимущество в издержках
– способность производить
Преимущество дифференциации
– способность производить
Конкурентные преимущества можно классифицировать также по уровню формирования стратегии фирмы на конкурентные преимущества на функциональном, бизнес- и корпоративном уровне.
Функциональные конкурентные преимущества заключаются в превосходстве организации в деятельности функциональных подразделений (производственного, финансового, маркетингового и других отделов). Все подразделения организации создают ценность (стоимость), и мы можем рассматривать фирму как набор видов деятельности, объединенных в цепочку создания ценности, включающую логистику, производство, маркетинг, продажи и послепродажное обслуживание.
Конкурентное преимущество на бизнес-уровне представляет собой преимущество перед конкурентами в области привлечения клиентов и включает в себя три основных типа: дифференциация, лидерство по издержкам и быстрое реагирование. Особое внимание должно уделяться выбору рыночных ниш и их защите. Набор конкурентных преимуществ бизнес-уровня может составлять конкурентное преимущество корпоративного уровня.
Конкурентные преимущества на корпоративном уровне представляют эффективное комбинирование бизнес-единиц фирмы, дающие превосходство перед конкурентами либо в большей устойчивости компании и более эффективном использовании внутренних ресурсов, либо в лучшем контроле над ресурсами.
Для обеспечения высокой
конкурентоспособности важно
Существует два подхода
к обеспечению устойчивого
С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы определяющие конкурентоспособность организации:
В данном перечне указаны
только важнейшие направления
Высокий уровень конкурентоспособности рынка позволяет покупателю получить полное удовлетворение своих потребностей. Конкуренция заставляет продавцов постоянно корректировать комплекс маркетинга, активно осуществлять инновационную политику, благотворно действует на цены и дополнительные услуги, оживляет рынок.
Конкуренция это свойство присущее развитой рыночной экономике. Она выступает в роли определенного раздражителя, заставляя субъекты рынка активно действовать для достижения своих целей.
Во время анализа конкурентов необходимо детально изучить все параметры деятельности, оценивая не только текущую ситуацию, но и прогнозную.
При анализе конкурентов необходимо:
В теории и практике сложилось три направления анализа и оценки конкурентоспособности экономических объектов.
Первое направление –
оценка конкурентоспособности на основе
результатов экономической
Второе направление – факторный подход к анализу и оценке конкурентоспособности, предполагающий не просто выделение определенной совокупности показателей, характеризующих конкурентоспособность организации путем его сравнения по этим показателям с конкурирующей организацией, а раскрытие характеристик этих принципиально различающихся между собой показателей как особых факторов воздействия на конкурентоспособность. Каждый из факторов обладает только ему присущими возможностями воздействия на конкурентоспособность организации, которые меняются от одного к другому.
Третье направление – стратегическая оценка. Комплексный метод, основывается на применении групповых обобщающих показателей, учитывающий характер воздействия на конкурентоспособность стратегии, перспективных программ и планов руководства предприятия и эффективности их реализации.
Рассмотрим наиболее известные методики оценки конкурентоспособности организации, разработанные отечественными и зарубежными учеными:
Согласно теории эффективной конкуренции наиболее конкурентоспособны те организации, на которых наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов — ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов.
Для оценки конкурентоспособности организации предлагается система показателей: эффективности производственной деятельности, финансового положения, эффективности организации сбыта и продвижения товара, конкурентоспособности товара и эффективности инновационного проекта. Интегральный показатель конкурентоспособности определяется методом теории желательности и рассчитывается в виде средней геометрической взвешенной.
Согласно методике, для
оценки конкурентоспособности
Информация о работе Конкурентоспособность организации: сущность, факторы определяющие