Конкурентоспособность товара: сущность, факторы, классификация факторов, оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:22, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – исследования проблемы оценки и управления конкурентоспособностью товара.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и роль оценки конкурентоспособности товара
2. Выявить критерии и факторы конкурентоспособности товара
3. Изучить методы и принципы оценки конкурентоспособности товара

Содержание работы

Введение
Сущность и роль оценки конкурентоспособности товара
Критерии и факторы конкурентоспособности товара
Методы и принципы оценки конкурентоспособности товара
Управление конкурентоспособностью товара
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Управление конкурентоспособностью инновационного предприятия.Клюева.docx

— 83.17 Кб (Скачать файл)

Органолептический метод основывается на восприятии особенностей продукта с помощью органов чувств человека (зрение, слух, вкус, нюх, прикосновение) без применения технических измерительных и регистрационных способов. Пользуясь этим методом, используют бальную систему оценки показателей качества, исходя из стандартного перечня признаков (особенностей), которые в полной мере охватывают основные качественные характеристики изделия. Каждой оценке («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») отвечает соответствующее количество баллов (например, 5, 4, 3, 0).

Дифференцированный метод оценки уровня качества предусматривает сравнение единичных показателей изделий с соответствующими показателями изделий-эталонов или базовыми показателями стандартов (технических условий). Оценка уровня качества по этому методу состоит в подсчете значений относительных показателей, которые сравниваются с эталонными (стандартными), которые принимают за единицу.

Комплексный метод состоит в определении обобщенного показателя качества оцениваемого выбора. Одним из таких может быть интегральный показатель, который определяется через сравнение полезного эффекта от потребления (эксплуатации) определенного выбора и общей величины затрат на его создание и использование. Иногда для комплексной оценки качества используют средневзвешенную арифметическую величину с использованием исчисления коэффициентов весомости всех расчетных показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление конкурентоспособностью товара

Решение проблемы повышения конкурентоспособности продукции предполагает переход от отдельных разрозненных к совокупности постоянно действующих мероприятий - к системе обеспечения конкурентоспособности.

Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) - это совокупность объектов и субъектов оценки конкурентоспособности, задействованных по определенным принципам (правилам) в целях повышения конкурентоспособности.

Успешная предпринимательская деятельность, проявляющаяся для организации в получении прибыли, а для потребителей – в повышенном спросе на товар (услугу), предложенный организацией, зависит от эффективности сформированной и действующей СОК. Обеспечение конкурентоспособности продукции - это прежде всего управление двумя ее слагаемыми: качеством и стоимостью, т.е. Это деятельность, направленная на достижение оптимальной пропорции качества и цены. Решения по улучшению качества, увеличивающие затраты настолько, что продукция теряет конкурентоспособность, так же неприемлемы, как решения о снижении затрат за счет ухудшения качества.

 В проблеме построения  СОК можно выделить три главных  аспекта: технический, экономический  и организационный.

Технический аспект - это комплекс задач и методов их решения, направленный на совершенствование производства продукции, улучшение потребительских свойств в целях улучшения ее качества. Механизм обеспечения качества с помощью методов технических дисциплин рассматривается в товароведении, технологических и ряде других инженерных наук.

Экономический аспект - это комплекс задач и методов их решения, формирование оптимальной цены продукции, продвижение ее на рынок. Решение этих задач является предметом таких дисциплин, как отраслевые экономики, цены и тарифы, финансовый менеджмент, маркетинг.

Организационный аспект - это комплекс задач и методов, направленных на повышение качества управления всеми процессами деятельности организации. Эти вопросы изучаются в таких дисциплинах, как менеджмент качества, стратегический и инновационный менеджмент, менеджмент персонала.

Специалисты, совершенствуя СОК, стремятся унифицировать, а затем стандартизировать процессы улучшения качества и конкурентоспособности продукции. Поскольку методы повышения качества управленческих процессов можно распространить на любую продукцию и стадии ее жизненного цикла, то стали разрабатываться национальные стандарты на системы качества. В связи с глобализацией мировой экономики появилась необходимость в создании международных стандартов - ИСО 9000, ИСО 14 000, SA 8000.

В стандартах ИСО 9000, посвященных менеджменту качества, стандартизирована деятельность по управлению главным критерием конкурентоспособности – качеством. В перспективе управление качеством и ценой станет возможным в рамках интегрированной системы, которая объединяет менеджмент качества, менеджмент окружающей среды, менеджмент профессиональной безопасности и здоровья, финансовый менеджмент и др. По существу речь идет о системе управления бизнесом.

Существуют различные методики определения конкурентоспособности организации. Рассмотрим наиболее известные из них. Профессор Гарвардской школы бизнеса М.Портер определяет конкурентоспособность предприятия как способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.

 М. Портер показывает  пять факторов, которые, по его  мнению, в наибольшей степени  влияют на конкурентоспособность  предприятия:

- борьба с существующими  конкурентами;

- угрозы со стороны  новых конкурентов;

- возможности проведения  торгов с поставщиками;

- возможности потребителей  сделать свой выбор и осуществить  торги с ними;

- угрозы со стороны  альтернативных изделий и услуг (продуктов-аналогов).

 

 

Заключение

Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.

Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим):

Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.

Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.

Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.

Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом. Один из основных показателей – уровень конкурентоспособности.

На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов.

Привлекательность товара для потребителя определятся тем, насколько параметры товара совпадают с параметрами человека.

Каждый выбираемый критерий конкурентоспособности должен отражать определенную информацию об удовлетворяемых потребностях. Поэтому выбираемая номенклатура критериев должна быть адекватна спектру потребностей в товарах (услугах).

Оценка конкурентоспособности организации может осуществляться только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, фирма, работающая более длительный период времени на рынке имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества в свою очередь делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.

Существуют три основные стратегии бизнеса, следуя которым, предприятия пытаются добиться конкурентных преимуществ:

1. Стремиться стать производителем  с низкими издержками производства, для выпуска продукции с наименьшей  себестоимостью в данной отрасли  или сфере бизнеса.

2. Стремиться к дифференциации  изделий и услуг для более  полного удовлетворения нужд  и запросов потребителей, что  в свою очередь предполагает  более высокий уровень цен.

3. Сфокусировать внимание  на основных сегментах рынка, для удовлетворения нужд и  запросов строго очерченного  круга потребителей, либо за счет  низкой цены, либо высокого качества.

 Добиться конкурентных  преимуществ, считает М.Портер, решая  одновременно как минимум три  задачи:

- повышение качества и  потребительских свойств продукта;

- снижение издержек и  сохранение максимально приемлемого  уровня цен;

- ориентация своей продукции  на целевые сегменты рынка, где  конкуренция в силу высокой  степени неоднородности рынка  ослаблена.

Список используемой литературы

  1. Аристов, О.В. Конкуренция и конкурентоспособность О. В. Аристов. [Текст]. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2009. 256с.

  1. Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности  М. Ахматова, У. Попов [Текст]. Маркетинг. – 2003. – № 4. - С. 34-38.

  1. Бекетов, Н.В. Понятие конкурентоспособности и эволюция  Н.В. Бекетов [Текст]. Маркетинг. 2007. – № 6. – С. 83-86.

  1. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. [Текст].– М.: Финансы и статистика, 2006. -320 с.

  1. Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. [Текст]. – М.: Юрайт-Издат, 2004. 219с.

 

 


Информация о работе Конкурентоспособность товара: сущность, факторы, классификация факторов, оценка