Єкономическая стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
выявить сущность экономической стратегии;
узнать этапы формирования экономической стратегии;
изучить основные составляющие экономической стратегии.
Целью курсовой работы является рассмотрение эффективности экономической стратегии фирмы.

Содержание работы

1. Понятие экономического управления 6
2. Сущность экономической стратегии 7
3. Особенности и этапы формирования экономической стратегии 11
4. Основные составляющие экономической стратегии 14
4.1. Стратегия ценообразования 17
4.2. Стратегии снижения производственных издержек 20
4.3. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы 24
4.4. Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы 26
5. Эффективность экономической стратегии 27
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

Процесс создания и внедрения стратегий обсуждается уже много лет. Стратегическое планирование сконцентрировано на рыночной среде, в которой осуществляет свою деятельность организация.

Современный бизнес действует в постоянно изменяющейся внешней среде, не существует ничего неподвижного. Сложность – важнейшая проблема, с которой сталкивается организация.

Для успешного функционирования организации в условиях постоянно изменяющейся окружающей ее среды, имеет смысл вести деятельность по заранее спланированной стратегии. Только при соблюдении этого условия у компании есть вероятность, что она выживет и будет процветать.

Стратегическое  мышление и стратегическое управление являются важнейшей стороной любой организации. От того, насколько умело они осуществляются, будет, в конечном счете, зависеть результат деятельности организации: либо ее долговременный успех, либо банкротство.

Основная управленческая задача руководства фирмы при использовании планирования состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях. Эффективная реализация всех функций на должном уровне мало реальна без продуманного и всеобъемлющего планирования.

Требуются огромные усилия, большие затраты  времени и ресурсов для того, чтобы в организации было введено стратегическое управление. Для этого в первую очередь необходимо организовать стратегическое планирование.

Стратегия должна быть гибкой, должна реагировать на изменения внутри и вне организации. Процедура планирования стратегии должна представлять собой диалог между высшими уровнями руководства, занятыми стратегическими проблемами, и низшими, решающими тактические задачи. Высшее руководство не может предусмотреть все частные ситуации на рынках, от которых оно к тому же и достаточно далеко отделено в пространстве, однако такой предусмотрительности от руководителей высшего уровня и не требуется. Они обязаны лишь помнить и действенно учитывать в своей работе частные идеи и планы низших руководителей и оперативных работников, поскольку эти идеи и планы обычно хорошо отражают сильные и слабые стороны местных условий торговли и вообще рыночной деятельности.

В современных рыночных  условиях  невозможно представить деятельность предприятия без наличия стратегии.  Стратегию можно определить  как  систему способов  деятельности  для достижения цели предприятия. Составление стратегии требует тщательного анализа    как внешней, так и внутренней среды предприятия.

Стратегия распадается на множество  конкурентоспособных  действий и  подходов к бизнесу, от которых зависит успешное управление фирмой, безусловно, тот факт, что у предприятия имеется стратегия, очень  важен,  но на этом нельзя поставить  точку,  так  как  необходимо  выяснить,  насколько эффективна имеющаяся стратегия.

 Наиболее емкое определение  экономической стратегии фирмы  можно найти в экономическом  словаре: 

  • набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития фирмы. Экономическая стратегия фирмы вырабатывает правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение ее стратегических целей.
  • долговременные, наиболее принципиальные установки, намерения в отношении развития экономики страны, регионов в целом или развития производства товаров и услуг фирмами. Для реализации экономической стратегии разрабатываются стратегические долгосрочные программы и планы. Взаимная увязка по времени и ресурсам таких стратегических целей позволяет достичь глобальной цели экономической стратегии - создания и поддержания конкурентного преимущества фирмы.

 Теоретическая и практическая  значимость проблемы формирования  экономической стратегии функционирования  и развития предприятия и недостаточная  ее разработанность в современных  условиях переходного периода  к рыночной экономике в России  предопределили актуальность темы.

 Экономическая стратегия фирмы  должна вырабатывать преимущественно  экономические (а не командно-административные) средства достижения стратегических  целей фирмы, то есть средства, побуждающие всех участников  производственного процесса - от исследователей рынка до обслуживающего персонала - заинтересованно выполнять свои роли в обеспечении процветания фирмы. Иначе говоря, экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами[4].

Задачи курсовой работы:

  • выявить сущность экономической стратегии;
  • узнать этапы формирования экономической стратегии;
  • изучить основные составляющие экономической стратегии.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение эффективности экономической  стратегии фирмы.

  1. Понятие экономического управления

Под стратегией принято понимать набор  правил и приемов, с помощью которых  достигаются основополагающие цели развития той или иной системы.

 Экономическая стратегия вырабатывает  правила и приемы:

  • обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей;
  • достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей.

Иначе говоря, экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей, экономическими методами и средствами.

Успех предприятия в рыночных условиях в значительной степени зависит  от наличия у него экономической  стратегии, которая необходима:

  • для организации своей деятельности, маркетинговых исследований, изучения потребителей, планирования продукции (изделий), ее продвижения и сбыта, планирования цен;
  • обеспечения каждой структуре предприятия конкретных задач, увязанных с общими его целями;
  • стимулирования различной финансовой деятельности;
  • оценки сильных и слабых сторон производства продукции (изделий) с позиции ее конкурентоспособности и других факторов;
  • определения альтернативных направлений в условиях предприятия;
  • рационального распределения ресурсов и решения многих других вопросов, т. е. экономическая стратегия, предусматривает правила и приемы, с помощью которых обеспечивается эффективная деятельность предприятия[4].

Выбирая ту или иную стратегическую зону хозяйствования для удовлетворения потребностей множества входящих в нее субъектов рынка, предприниматель должен, учитывать интересы всего множества потенциальных потребителей его продукции. Порой это множество может быть представлено целой отраслью народного хозяйства, либо отраслью промышленности, либо значительной социальной группой индивидуальных покупателей. Следовательно, принимая то или иное стратегическое решение, в частности выбирая ту или иную цель стратегического характера для своей фирмы, предприниматель должен оценить, не отразится ли его выбор отрицательно на других целях, отражающих интересы других субъектов рынка, и могущих принести ему в стратегической перспективе определенный эффект.

 Выбор цели предполагает  направление на ее достижение  определенной совокупности ресурсов, которыми располагает фирма. Поскольку эти ресурсы всегда ограничены, предприниматель должен определить, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования этих ресурсов, то есть обеспечит конкурентное преимущество фирмы.

Выбор стратегической цели всегда связан с определением ее альтернативной стоимости, то есть с оценкой того, чем нужно пожертвовать, чтобы достичь этой цели [20].

  1. Сущность экономической стратегии

Сущность экономической стратегии  на уровне предприятия состоит в  ответе на четыре важнейших вопроса:

1.   В  каком финансово-экономическом  состоянии  находится предприятие  в настоящее время?

2.   Какое его состояние  в перспективе желательно и  реально возможно?

3.   Какие возможны альтернативные  направления развития системы с учетом сильных и слабых сторон, шансов и рисков?

4.   Какими действиями (методами  и средствами, управленческими решениями) можно реализовать избранную стратегию?

Для того чтобы ответить на эти  вопросы, экономическая стратегия  фирмы должна вырабатывать правила  и приемы:

  1. Исследования условий конкурентного преимущества, формируемых детерминантами «национального ромба» внутри страны и за ее пределами, и выявления предпочтительной миссии фирмы.
  2. Исследования рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость фирмы, то есть возможность переориентации фирмы на функционирование в наиболее благоприятных с экономической, политической, правовой, социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения зонах.
  3. Формирования товарного ассортимента фирмы, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами и обеспечивающего на этой основе систематическое получение фирмой экономической прибыли, то есть прибыли, позволяющей реализовывать программы расширенного воспроизводства.
  4. Распределения имеющихся в распоряжении фирмы и привлекаемых ею дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, обеспечивающего максимальную продуктивность (рентабельность) использования этих ресурсов[7].
  5. Взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг валютными рынками, обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала фирмы на уровне, достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла.
  6. Формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение фирмы в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка.
  7. Раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри фирмы, и предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы.

Вырабатывая правила и приемы эффективной реализации этих направлений деятельности, экономическая стратегия фирмы - с момента определения ее миссии, формирования ее производственного профиля и в течение всего периода функционирования - должна быть ориентирована на поддержание конкурентного преимущества, предотвращение ее банкротства, обеспечение длительного процветания в постоянно изменяющемся мире.

Как видно из перечисленных аспектов экономической стратегии, главными направлениями деятельности фирмы  в выработке стратегических решений являются: сбор и переработка значительных объемов многообразной по характеру информации; ведение переговоров с многочисленными группами стратегического влияния, потенциальными поставщиками ресурсов, клиентами, заказчиками и другими контактными аудиториями; мониторинг рынков товаров и услуг, факторов производства; выработка собственно стратегических решений.

Таким образом, разработка вариантов  и выбор предпочтительной экономической  стратегии представляет собой, по существу, процесс формирования портфеля (набора) стратегических рыночных трансакций, то есть разнообразных соглашений, сделок с многочисленными партнерами, которые фирма должна осуществить в перспективе, чтобы обеспечить себе устойчивое процветание. Создание такого портфеля связано с весьма существенными издержками, которые с полным правом могут быть отнесены к категории «трансакционных издержек».

Но, что, же говорить о выработке  портфеля долговременных основополагающих стратегических трансакций, если издержки, связанные только с одной сделкой, так велики! Следовательно, величина трансакционных издержек, связанных с выработкой экономической стратегии, настолько существенна, что оказывает определяющее влияние на направленность этой стратегии.

Существо экономической стратегии состоит[19]:

  • во-первых, в выборе таких способов выявления стратегических целей, которые приводили бы к сокращению трансакционных издержек;
  • во-вторых, в выборе таких целей, достижение которых требовало бы меньших суммарных производственных и трансакционных издержек;
  • в-третьих, в выборе целей, достижение которых обеспечивало бы наибольший прирост уровня конкурентного статуса фирмы за счет усиления совокупного влияния стратегического потенциала фирмы и детерминантов «национального ромба».

Величина стратегических трансакционных издержек и большой мере зависит от степени нестабильности внешней среды, в условиях которой фирме предстоит функционировать в перспективе. В свою очередь, степень нестабильности внешней среды характеризуется привычностью ожидаемых событий, предполагаемыми темпами изменений, возможностями предсказания будущего. Чем выше нестабильность внешней среды, тем сложнее выработать адекватные стратегические решения, тем больший объем информации необходимо собрать и переработать, тем большее число контактов потребуется совершить, чтобы правильно оценить складывающуюся в той или иной стратегической зоне хозяйствования обстановку, тем большее число вариантов стратегических трансакций нужно проработать. Степень нестабильности внешней среды влияет и на выбор вида стратегического управления.

Информация о работе Єкономическая стратегия