Єкономическая стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
выявить сущность экономической стратегии;
узнать этапы формирования экономической стратегии;
изучить основные составляющие экономической стратегии.
Целью курсовой работы является рассмотрение эффективности экономической стратегии фирмы.

Содержание работы

1. Понятие экономического управления 6
2. Сущность экономической стратегии 7
3. Особенности и этапы формирования экономической стратегии 11
4. Основные составляющие экономической стратегии 14
4.1. Стратегия ценообразования 17
4.2. Стратегии снижения производственных издержек 20
4.3. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы 24
4.4. Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы 26
5. Эффективность экономической стратегии 27
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)
  1. Эффективность экономической стратегии

Анализ стратегии предприятия  охватывает все функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки. Каждому определена определенная роль в этом анализе. Новые действия и подходы покажут возможные пути изменения и преобразования текущей стратегии.

 Общеизвестно понятие экономической эффективности как соизмерения затрат и результатов. Иными словами, под показателем эффективности понимается числовая характеристика, которая позволяет оценить степень достижения поставленной цели. На практике всегда возникают трудности в выборе того или иного показателя эффективности. Показатель эффективности должен:

    • соответствовать цели стратегии предприятия и иметь ясный физический смысл;
    • быть универсальным, т.е. способным учитывать все основные свойства и особенности стратегии;
    • быть достаточно чувствительным к изменению параметров, влияющих на стратегию и существовать для всех возможных вариантов их изменений.

 Однако сложность экономических  стратегий не позволяет выбрать  из числа обобщающих результативных  показателей какой-либо один в  качестве интегрального. Можно  выделить, по меньшей мере, две группы показателей стратегической эффективности:

  • показатели внешней эффективности;
  • показатели внутренней эффективности.

 Первая группа показателей отражает динамику рыночных целей предприятия. Для внешней среды эффективность деятельности предприятия ассоциируется с его способностью удовлетворять, прежде всего, нужды потребителей. Поэтому для предприятия важно то, что чем больше величина спроса, тем значительнее “жизненное пространство”, в пределах которого оно может развиваться.

 Показатели доля рынка и темпы роста рынка неразрывно связаны с понятием емкости рынка, который можно определить как максимально возможный уровень спроса. Таким образом, доля рынка определяется в процентном выражении от емкости рынка, темп роста рынка характеризуется его динамикой в процентном выражении за ряд лет. Не менее важным для оценки эффективности деятельности является показатель уровня удовлетворенности спроса и уровень рыночной конкурентоспособности.

 Внутренняя эффективность показывает, каким образом, удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей предприятия. Наиболее общей внутренней целью предприятия является размер будущей прибыли.

 Другим распространенным критерием  является показатель объема продаж. Показателем стратегической эффективности инвестирования средств является критерий неотрицательной чистой дисконтированной прибыли, внутренней нормы окупаемости и производных от них показателей.  Также часто используется показатель темпов роста реальных активов или собственного капитала.

 Как правило, выбор критерия  стратегической эффективности не  ограничивается каким-либо одним  показателем, поскольку зависит  от особенностей складывающейся  ситуации, преобладающих (доминирующих) целей предприятия, а также  наличия надежной и достоверной информации о состоянии внешней и внутренней среды.            Поскольку возникает объективная необходимость комплексной оценки стратегии, при этом в качестве объектов оценки могут быть рассмотрены различные альтернативы выбранной базовой стратегии, в том числе и действующей на момент оценки стратегии[2].

 Успешность выполнения фирмой своей миссии в долговременной перспективе определяется степенью достижения глобальной стратегической цели, то есть постоянством поддержания на высоком уровне конкурентных преимуществ. Оно зависит от того, насколько принимаемые сегодня управленческие решения учитывают:

  • потенциальную степень нестабильности внешней среды фирмы;
  • достигнутый и прогнозируемый на перспективу уровень внешней и внутренней гибкости стратегического потенциала фирмы;
  • инвестиционные возможности фирмы поддерживать длительное время высокий уровень конкурентного преимущества.

 Прогнозирование возможных  изменений во внешней и внутренней  среде фирмы осуществляется с  использованием известных методов,  излагаемых в специальной литературе. Это методы интуитивного и систематического прогнозирования. Могут применяться различные имитационные модели и иные методы.

 Следующей весьма важной  проблемой является оценка инвестиционных  возможностей, необходимых для поддержания высокого уровня конкурентных преимуществ фирмы в длительной перспективе. Речь идет об источниках получения необходимых инвестиций, их величине и наиболее рациональном их распределении между элементами стратегического потенциала. Источники инвестиционных ресурсов выявляются в процессе разработки стратегии поведения фирмы на финансовых рынках и рынках необходимых факторов производства. В связи с этим возникает проблема оценки эффективности инвестиционных проектов. Особую значимость приобретает выбор критерия эффективности того или иного варианта распределения инвестиций между элементами стратегического потенциала фирмы. Таким критерием должна стать величина прироста уровня конкурентного преимущества фирмы, приходящаяся на единицу инвестиций в стратегический потенциал. Предпочтительным должен быть признан такой вариант распределения средств, инвестируемых в различные элементы стратегического потенциала, который обеспечивает максимизацию этого критерия в условиях действия системы ограничений различного рода ресурсов.

 Наибольшую сложность представляет  оценка степени адаптивности  стратегического потенциала фирмы,  поскольку она определяется не  только внутренними, но и внешними  воздействиями. В первую очередь  такое воздействие возникает  со стороны спроса на продукцию фирмы. Изменчивость параметров спроса обусловлена комплексом причин экономического, политического, демографического, социально-культурного характера. На адаптивность стратегического потенциала фирмы влияет также конъюнктура, складывающаяся на рынках материальных ресурсов всех видов, финансовых рынках, рынках труда, информации, услуг. С другой стороны, адаптивность стратегического потенциала фирмы находится под косвенным влиянием предложения конкурентами товаров, аналогичных товарам фирмы или их заменителей, и предложения товаров и услуг на рынках ресурсов всех видов.

 Это означает, что, как и  всякая система, стратегический  потенциал фирмы обладает предельными  возможностями адаптации к изменяющимся  условиям производства (закономерность  эквифинальности системы). Наличием таких предельных возможностей адаптации обусловлена возникающая периодически потребность в техническом перевооружении и реконструкции предприятия, обновлении или повышении уровня квалификации его персонала, изменении стратегического набора зон хозяйствования, изменения парадигмы бизнеса.

 Другим фактором, влияющим на  экономическую эффективность, является  зависимость фирмы от интенсивности  кооперированных связей фирмы  с поставщиками различного рода  ресурсов. Речь идет о зависимости  фирмы от стабильности поставок необходимых ресурсов как с точки зрения качества поставляемых ресурсов, так и полноты и своевременности этих поставок.

 Наконец, наиболее важный  вопрос, какова степень возможного  риска принимаемых решений. Необходимо  постоянно соизмерять возможные выигрыши и потери. Как показывает практика, вероятность работы без риска чрезвычайно мала. Важно попадать в зону допустимого риска, то есть в зону, где величина возможных потерь от принятия того или иного решения не превышает величины расчетной прибыли[16].

 Таким образом, опираясь на  мировой опыт корпоративного  хозяйствования, исследуемый во  многих зарубежных и ряде отечественных  научных работ можно выделить  следующие подходы к оценке  эффективности экономической стратегии.

    1. Подход, связанный с теорией финансового менеджмента.
    2. Подход, связанный с обеспечением конкурентных преимуществ. При этом потенциал конкурентоспособности не отождествляется с показателями текущей прибыли, а рассматривается как комплекс факторов упреждающего характера, гарантирующих долгосрочные преимущества компании на рынках. Среди этих факторов важнейшими считаются:
      • качество (потребительские характеристики) и цена строительной продукции, работ и услуг;
      • инновационный потенциал, достаточность производственных и сбытовых мощностей;
      • наличие долгосрочной стратегии деятельности, обеспечивающей сохранение или рост объемов продаж;
      • наличие корпоративной культуры.

 Важнейший показатель конкурентоспособности  - доля продаваемых фирмой товаров  (услуг) в общем объеме продаж  аналогичной продукции. Значение данного показателя во многом зависит от способности компании гибко и оперативно реагировать на изменение рыночных условий хозяйствования. Главное положительное качество рассматриваемого подхода - увязка эффективности деятельности организации с оптимизацией межкорпоративных и внутрикорпоративных связей, с подбором "наиболее ценных" (в плане создания перспективных конкурентных преимуществ) цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями. Проводя перестановки, совершенствуя или, исключая из этих цепочек отдельные элементы, можно существенно повысить конкурентоспособность компании.

 Как показывает мировой опыт, вместе с развитием экономических  отношений изменяется соотношение  юридических и нравственных сфер  их регулирования, ибо законодательных мер оказывается недостаточно, они дополняются и частично заменяются культурными нормами, стереотипами, ценностями.

 Корпоративная культура - это  совокупность поведенческих характеристик,  обязательных для организаций.  Корпоративная культура напрямую оказывает воздействие на эффективность деятельности организаций. Еще недавно утверждалось, что в наших условиях к предпринимательству невозможно подходить не только с позиций подлинной нравственности, но и с критериями западной этики, корпоративной этики. Однако факты говорят об обратном. Борьба за этические ценности в предпринимательстве ведется как Торгово-промышленной палатой РФ (национальная программа "Российская деловая культура"), так и отдельными отечественными корпоративными структурами. Уже сегодня существует несколько отечественных этических кодексов, принятых как деловыми профессиональными ассоциациями, так и корпоративными структурами.

    1. Подход, связанный с теорией трансакционных издержек.

Данный подход концентрирует внимание на возможности разных форм экономии отдельных организаций на основе заключения долгосрочных контрактов, регулирующих совместную деятельность. Сама контрактация как процесс достижения взаимовыгодных межорганизационных договоренностей стоит определенных средств ("трансакционных издержки"). Однако многосторонний эффект долгосрочной системы контрактного регулирования совместной деятельности (например, в сфере поставок, сбыта и т.д.) может существенно превысить трансакционных издержки, связанные как с разработкой первоначального контракта, так и с его корректировкой в связи с меняющимися условиями внешней среды.

 В соответствии с теорией  трансакционных издержек в качестве  наиболее важного интеграционного  фактора выступают специфические  активы взаимодействующих организаций, т.е. конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау), обеспечивающие эффективность кооперации. А именно:

      • узкая специализированность оборудования, произведенная на котором продукция может иметь сбыт только в рамках интегрированной структуры;
      • близость месторасположения смежных производств;
      • наличие взаимодополняющих специализаций рабочей силы и сложившейся кооперации в области НИОКР.

 По мере возрастания уровня "специфичности" активов взаимодействующих  хозяйствующих субъектов усиливается мотивация к заключению длительных двусторонних (многосторонних) контрактных отношений как альтернатива ориентации на самостоятельное рыночное поведение или на заключение разовых сделок. В дальнейшем система контрактов может переходить в отношения взаимоучастия в капитале.

 Однако следует заметить, что  данный подход несет определенную  узость в анализе эффективности  экономической интеграции.

 При этом, во-первых, исчезает  акцент на перспективном взаимодействии  партнеров, на возможном изменении технологических и экономических условий производства в результате появления новых целевых установок и реализации совместных долгосрочных программ.

 Во-вторых, фактически не принимается  во внимание такой важный интеграционный  фактор, как возможность совместного управления финансовыми ресурсами, взаимодействие финансовых институтов и организаций (рассмотрение проблемы идет под углом зрения кооперации "поставщик - потребитель", "производство - сбыт").

 В-третьих, эффективность совместной  деятельности оценивается лишь по критерию "прибыль - затраты".

    1. Подход, направленный на формирование взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений.

В последние годы в экономике  страны наблюдается отход от традиционной практики постоянной смены поставщиков (в погоне за минимальной ценой). Создаются устойчивые кооперационные связи с поставщиками и потребителями как долговременными партнерами.

 Впервые эффективная интеграция  была сформулирована в Японии:

Информация о работе Єкономическая стратегия