Контроль как функция менеджмента и его эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучения контроля и эффективности управления.
Объектом исследования является ОАО «ЛОМО». Предмет исследования - контроль и эффективность.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть контроль как функцию управления;
2. Проанализировать процесс управленческого контроля;
3. Разобрать понятие эффективности управления;
4. Рассмотреть оценку эффективности управления;
5. Провести анализ контроля и эффективности управления на примере предприятия ОАО «ЛОМО».

Содержание работы

Введение
I. Основная часть
1. Теоретическая часть. Понятия контроля
1.1.Методы контроля
1.2.Процесс контроля
2. Характеристики эффективного контроля
3. Рекомендации по проведению эффективного контроля
4.Практическая часть. Производственное предприятие ОАО «ЛОМО»
II. Заключение
III. Литература
IV. Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Задание

на курсовую работу по дисциплине «Менеджмент» специальность 080501 «Менеджмент (по отраслям)» студентки  II курса группы 205 Альметьевского государственного института муниципальной службы факультета СПО Нуртдинова Р.М.

Тема курсовой работы:

«Контроль как функция менеджмента и его эффективность»

ПЛАН

Введение

I. Основная часть

1. Теоретическая часть. Понятия контроля

1.1.Методы контроля

1.2.Процесс контроля

2. Характеристики эффективного контроля

3. Рекомендации по проведению эффективного контроля

4.Практическая часть. Производственное предприятие ОАО «ЛОМО»

II. Заключение

III.  Литература

IV. Приложение

 

                                                            

 

 

                                                          Дата выдачи задания:________________

Дата выполнения:________________

 

Введение

    Деятельность любой организации требует управления, без которого

невозможно не только ее эффективное функционирование но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

Осуществление и совершенствование  управления организацией вызывают необходимость определения результативности данной деятельности. В связи с этим законно встает вопрос, что такое эффективность управления, каковы виды и принципы эффективности.

В теории управления вопрос о функциях управления - один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ функций, их четкая, обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и др.

Актуальность выбранной  темы заключена в том, что все  вышесказанное базируется на теоретической базе менеджмента, в том числе и функциях менеджмента как части процесса управления.

Одной из основных функций  управления является контроль. Контроль состоит в непрерывном наблюдении, анализе и оценке реального хода управленческого процесса и сопоставлении данных с установленными в программе, плане нормами и нормативами, в выявлении необходимых действий в следующем цикле управления. Системы, формы и методы контроля многообразны и определяются поставленными задачами, характером производственного процесса. Управление любой системой возможно лишь тогда, когда ее действие надежно, непрерывно и контролируется.

Целью данной работы является изучения контроля и эффективности  управления.

Объектом исследования является ОАО «ЛОМО». Предмет исследования - контроль и эффективность.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть контроль  как функцию управления;

2. Проанализировать процесс  управленческого контроля;

3. Разобрать понятие  эффективности управления;

4. Рассмотреть оценку  эффективности управления;

5. Провести анализ  контроля и эффективности управления на примере предприятия ОАО «ЛОМО».

Структура работы представлена следующим образом:

Введение (освещает актуальность темы, цели и задачи написания работы).

Глава 1. – Основная часть – теоретическая. В этой главе раскрывается понятие, функции, методы контроля и т.д.

Глава 2. – Практическая часть. В этой части работы исследуется организация контроля на предприятии ОАО «ЛОМО».

Заключение (содержит основные выводы по проделанной работе).

 

Основная часть

1. Теоретическая часть. Понятие контроля

Слово «контроль» заимствовано из французского языка. Полного смыслового аналога этому слову в русском  языке нет.

Контроль означает:

1) проверку кого-либо  или чего-либо, чтобы удостовериться  в соответствии чему-либо;

2) надзор, наблюдение  в целях проверки;

3) испытание знаний, свойств, для выяснения их пригодности к чему-либо.

Таким образом, в упрощенном понимании контроль – это целенаправленные практические действия, которые позволяют убедиться в правильности чего-либо.

Такие действия, естественно, не возникают сами по себе или каким-то сверхъестественным путем. Контроль, как  известно, осуществляют люди через  специально созданные для этого  структуры, наделенные определенными  полномочиями. Полномочия дают власть, в том числе и органы управления. Власть – легитимный источник всякого контроля. Властное воздействие представляет собой такую взаимосвязь, в процессе которой люди, социальные институты в силу разных причин (материальных, экономических, социальных, политических и других) добровольно (осознанно) или по принуждению (воли, авторитета, права, насилия и др.) признают верховенство других людей.

Не случайно американские специалисты в области менеджмента  утверждают, что слово «контроль», как и слово «власть», рождает прежде всего отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает в первую очередь ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т. п. – в общем, все то, что прямо противоположно свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия контроль понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, – это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно означало бы упустить из виду основную задачу управления. Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Методы контроля

Предварительный контроль.

Некоторые наиболее важные виды контроля организации могут  быть замаскированы среди других функций управления. Так, например, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.

Основными средствами осуществления  предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий  поведения. Поскольку правила и  линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение – это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях – по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых  и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, предъявляемые нанимаемым. Существенно повысит вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников можно также путем установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить и руководящему составу и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.

Очевидно, что сделать  высококачественную продукцию из плохого  сырья невозможно. Поэтому промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль используемых ими материальных ресурсов. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Один из способов предварительного контроля в этой области состоит в выборе такого поставщика, который убедительно доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита.

Важнейшим средством  предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который  позволяет также осуществить  функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность, когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предварительные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил.

Текущий контроль.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволят исключить отклонение от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.

Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением  самой работы. Скорее он базируется на изменении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль, таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Обратная связь –  это данные о полученных результатах. Простейшим примером обратной связи  является сообщение начальника подчиненным  о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки. Системы обратной связи позволяют руководству выявить множество непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед нею задачам.

Контроль при помощи систем обратной связи не является изобретением теории управления организациями. Такие системы – одно из наиболее широко распространенных явлений природы.

Все системы обратной связи состоят из одних и тех же фундаментальных элементов и работают на одних и тех же принципах.

Системы контроля с обратной связью, используемые в управлении, влияют на "входы", чтобы достичь  требуемых характеристик на "выходе". "Входом" для организационных  систем с обратной связью являются все виды ресурсов: материальных, финансовых и человеческих. "Выходом" таких систем являются товары и услуги. Большинство организационных систем контроля с обратной связью относятся к открытым, незамкнутым системам. Внешний для таких систем элемент – руководитель-менеджер, регулярно воздействует на эту систему, внося изменения, как в ее цели, так и в функционирование. В управлении необходимы системы именно открытого типа, поскольку на организацию оказывают воздействие очень много переменных величин.

Отклонения, на которые  система должна реагировать, чтобы  достичь своих целей могут  вызываться как внешними, так и  внутренними факторами. К числу  внутренних факторов следует отнести  проблемы, связанные с переменными  величинами. Внешние факторы –  это все то, что воздействует на организацию из окружающей ее среды: конкуренция, принятие новых законов, изменение технологий, ухудшение общеэкономической ситуации, изменение системы культурных ценностей и др. Вполне допустимо рассматривать управление в основном как попытку обеспечить функционирование организации в качестве системы с эффективной обратной связью, т. е. как системы, обеспечивающей выходные характеристики на заданном уровне, несмотря на воздействие внешних и внутренних отклоняющих факторов. Однако хорошее управление выходит далеко за рамки простого стремления обеспечить статус-кво и адекватно реагировать на возникающие проблемы. Если организация не стремится адаптироваться и усовершенствовать свою деятельность, изначально зная активную позицию, она вряд ли останется эффективной в долгосрочном плане.

Заключительный контроль.

В рамках заключительного  контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистичны были составленные им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.

Информация о работе Контроль как функция менеджмента и его эффективность