Контроль как функция менеджмента и его эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучения контроля и эффективности управления.
Объектом исследования является ОАО «ЛОМО». Предмет исследования - контроль и эффективность.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть контроль как функцию управления;
2. Проанализировать процесс управленческого контроля;
3. Разобрать понятие эффективности управления;
4. Рассмотреть оценку эффективности управления;
5. Провести анализ контроля и эффективности управления на примере предприятия ОАО «ЛОМО».

Содержание работы

Введение
I. Основная часть
1. Теоретическая часть. Понятия контроля
1.1.Методы контроля
1.2.Процесс контроля
2. Характеристики эффективного контроля
3. Рекомендации по проведению эффективного контроля
4.Практическая часть. Производственное предприятие ОАО «ЛОМО»
II. Заключение
III. Литература
IV. Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Контроль не только позволяет  выявлять проблемы и реагировать  на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогает руководству  решить, когда нужно вносить радикальные  изменения в деятельность организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Процесс контроля.

Этапы процесса контроля

Установление стандартов:

Первый этап – установление стандартов. Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддаётся измерению. Эти цели явным образом вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.

Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, характеризуются наличием:

  • временных рамок, в которых должна быть выполнена работа;
  • конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.

Конкретный критерий и определённый период времени называются показателями результативности.

Показатель результативности точно  определяет то, что должно быть получено для того, чтобы достичь поставленных целей. Подобные показатели позволяют  руководству сопоставить реально  сделанную работу с запланированной  и ответить на следующие важные вопросы: "Что мы должны сделать, чтобы достичь поставленных целей?" и "Что осталось несделанным?".

Относительно легко установить показатели результативности для таких  величин, как прибыль, объём продаж, стоимость материалов потому, что они поддаются количественному измерению. Но некоторые важные цели и задачи организаций выразить в числах невозможно. Например, повышение морального уровня, рассматриваемое в качестве цели, выразить в числовых показателях очень трудно или зачастую вообще невозможно. Но организации, работающие эффективно, стремятся обойти трудности, связанные с выражением целей в количественном виде. Так, например, информацию о духовном уровне и состоянии работников можно получить посредством различного рода обследований и опросов. Более того, некоторые из этих не поддающихся количественному измерению величин можно представить в численном виде косвенно, измеряя некоторый показатель. Малое количество увольнений, например, обычно является проявлением удовлетворённости работой. Однако существует опасность использования косвенных проявлений каких-либо величин вместо прямых измерений. Опасность состоит в том, что на эти измеряемые косвенные проявления могут оказывать воздействие и совершенно другие переменные. В том же примере: низкая частота увольнений может отражать не высокую степень удовлетворённости работой, а общее плохое состояние экономики. Следовательно, менеджеру необходимо всё время быть настороже, чтобы отличать симптомы от истинных причин, потому как в данной конкретной ситуации на результаты его действий будут оказывать влияние очень многие факторы.

Среди показателей, подвергающихся оценке в процессе контроля, можно  выделить две группы – основные и дополнительные. Основные показатели характеризуют степень достижения основной цели фирмы и зависят  от выбранной стратегии и присущей ей цели. В рыночных условиях ими могут быть показатели прибыли, занимаемой доли рынка, позиции в конкурентной среде. Именно они отражают задачи управления предпринимательской деятельностью – овладение рынком в условиях конкуренции.

Дополнительные показатели характеризуют результаты деятельности в производственной, коммерческой, финансовой сферах и отличаются широким разнообразием. Необходимо оценивать, в частности, такие показатели, как:

  • производительность труда;
  • рентабельность;
  • эффективность производства, рассчитанную по типу ресурсоотдачи;
  • эффективность управления кадрами;
  • эффективность каналов сбыта, сбытовых систем, посредников;
  • доходы от основной деятельности;
  • себестоимость реализованной продукции;
  • эффективность маркетинга;
  • эффективность рекламной деятельности;
  • эффективность использования других средств коммуникативного воздействия;
  • эффективность использования средств создания общественного мнения в отношении предприятия и его продукции; и другие.

Важная информация –  это такая информация, которая  адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.

Цель оценки информации о результатах состоит в том, чтобы принять решение – необходимо ли действовать, и если да, то как.

Принятие решения о  действиях.

Действия. После вынесения  оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну из трёх линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.

Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в  том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы её функционировать в соответствии с планом. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. Однако в управлении нельзя рассчитывать на то, что случившееся один раз повторится снова и снова. Даже наиболее совершенные методы должны подвергаться изменениям. Так, например, если система контроля показала, что в каком-то элементе организации всё идёт хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя цикл контроля.

 

Устранить отклонения.

Система контроля, которая  не позволяет устранить серьёзные  отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Поскольку, однако, большая часть работы в организации является результатом объединённых усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.

 

Прежде, чем выбирать корректирующее действие, необходимо взвесить все имеющие отношение  к данной проблеме внутренние переменные и их взаимосвязи. Поскольку все  подразделения организации, так  или иначе, связаны между собой, любое крупное изменение в одном из них затронет всю организацию. Вот почему менеджер должен вначале убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст дополнительных трудностей, но поможет их разрешить. Кроме того, опытный менеджер должен избегать решений, которые в краткосрочном плане сулят преимущества, а в долгосрочном влекут за собой большие затраты.

Пересмотр стандартов.

Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться  нереальными, потому что они основываются на планах, а планы – это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.

 

 

 

Стандарты, требования которых  выполнить очень трудно, фактически делают тщетными стремления рабочих  и менеджеров достичь сформулированных целей и сводят на нет всю мотивацию. Как и в случае с корректирующими действиями различного типа, необходимость радикального пересмотра стандартов (в сторону повышения или понижения) может служить симптомом проблем, возникших либо в процессе собственно контроля, либо в процессе планирования.

 

Итак, внедрение функции  контроля в систему управления позволит повысить уровень обоснованности принимаемых  решений, обеспечив устойчивость предприятия  в динамичных условиях внешней среды  и, в первую очередь, в условиях конкуренции на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристики эффективного контроля

  • Стратегическая направленность контроля.

Чтобы быть эффективным  контроль должен отражать общие приоритеты организации.

  • Ориентация на результаты.

Конечная цель контроля не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.

  • Соответствие делу.

Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому  виду деятельности.

  • Своевременность контроля.

Система эффективного контроля – это система, которая дает нужную информацию нужным людям до того, как разовьется кризис.

  • Гибкость контроля.

Контроль должен приспосабливаться  к происходящим изменениям.

  • Простота контроля.

Контроль должен соответствовать  потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

  • Экономичность контроля.

Любой контроль, который  стоит больше, чем он дает для  достижения целей, не улучшает ситуацию, не имеет право на осуществление.

3. Рекомендации по проведению эффективного контроля

  • Устанавливайте осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками.

Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для  оценки их деятельности, действительно  достаточно полно и объективно отражают их работу. Кроме того, они должны понимать, чем и как они помогают своей организации в достижении ее интегральных целей. Если же сотрудники видят, что установленные стандарты контроля не полны и не объективны или же попросту «ловят блох», то они могут игнорировать их и сознательно нарушать или же будут испытывать усталость и разочарование.

Менеджеры должны также  стремиться к тому, чтобы установленные  ими стандарты были бы искренне восприняты и одобрены теми людьми, чью деятельность они будут определять. Как мы уже  отмечали, некоторые авторы считают, что для повышения приемлемости стандартов необходимо, чтобы работники сами принимали участие в их разработке. В одной из работ было показано, что реальное участие сотрудников в выработке решений и формировании целей на этапе разработки бюджета привело к значительно более интенсивному их вовлечению в работу организации по достижению ее целей. Мы опишем конкретные методы привлечения сотрудников к разработке стандартов, когда будем рассматривать программно-целевое управление и разработку бюджета с нулевой базой.

  • Устанавливайте двустороннее общение.

Если у подчиненного возникают какие-либо проблемы с  системой контроля, то у него должна быть возможность открыто обсудить их, не опасаясь, что руководство  обидится на это. Профессор Ньюмен считает, что любой руководитель, осуществляющий контроль в организации, – от президента до бригадира – должен откровенно обсудить со своими подчиненными, какие значения ожидаемых результатов будут применяться в качестве стандартов в каждой области контроля. Подобное общение должно увеличивать вероятность того, что работники точно поймут истинную цель контроля и помогут установить скрытые упущения в системе контроля, неочевидные для ее создателей из высшего руководства фирмы.

  • Избегайте чрезмерного контроля.

Руководство не должно перегружать  своих подчиненных многочисленными формами контроля, иначе это будет поглощать все их внимание, и приведет к полному беспорядку и краху. Основной вопрос, который надо задавать при введении того или иного типа контроля, следующий «Необходимо ли это для того, чтобы предотвратить или предупредить значительные отклонения от желаемых результатов?» Кроме того, конторолеры-руководители не должны проверять работу чаще и тщательнее, чем это необходимо. Иначе, по понятным причинам, это может просто раздражать.

  • Устанавливайте жесткие, но достижимые стандарты.

При разработке мер контроля важно принять во внимание мотивацию. Четкий и ясный стандарт часто  создает мотивацию уже тем, что  точно говорит работникам, чего же ждет от них организация. Однако согласно мотивационной теории ожидания, можно мотивировать людей на работу для достижения только тех целей, которые они склонны считать реальными. Таким образом, если стандарт воспринимается как нереальный или несправедливо высокий, то он может разрушить мотивы работников. Аналогично, если стандарт установлен на столь низком уровне, что достичь его не составляет никакого труда, это обстоятельство может оказывать демотивирующее воздействие на людей с высоким уровнем потребностей в достижении высоких результатов. Хороший менеджер чувствует разницу в потребностях и возможностях подчиненных и устанавливает стандарты с учетом этих различий.

  • Вознаграждайте за достижение стандарта.

Если руководство организации  хочет, чтобы сотрудники были мотивированы на полную самоотдачу в интересах  организации, оно должно справедливо вознаграждать их за достижение установленных стандартов результативности. Согласно теории ожидания существует четкая взаимосвязь между результативностью и вознаграждением. Если работники не ощущают такой связи или чувствуют, что вознаграждение несправедливо, то их производительность в будущем может упасть.

Информация о работе Контроль как функция менеджмента и его эффективность