Контроль как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:52, реферат

Описание работы

КОНТРОЛЬ — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Содержание работы

Введение
1) Характеристики контроля (устранение неопределенности, предупреждение возникновения кризисных ситуаций, поддержание успеха, широта контроля).
2) Виды контроля (предварительный, текущий, заключительный).
3) Основные этапы процесса контроля. Принцип исключения, его применение.
4) Условия эффективности контроля. Характеристики успешного контроля.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контроль, как функция управления».docx

— 44.39 Кб (Скачать файл)

    Высшее  руководство устанавливает масштаб  допустимых отклонений от стандартов деятельности, в пределах которого они не должны вызывать тревоги. Это  требует точности, ибо если масштаб  слишком большой, можно вовремя  не заметить проблемы, и фактические  отклонения станут угрожающими; если же он незначителен, организация будет реагировать на любые отклонения, что разорительно. Поэтому, самое трудное здесь — оценить фактическую ситуацию и определить, что же является отклонением. Но в любом случае система контроля должна устранить отклонения, прежде, чем они перерастут в крупные проблемы.

    Не  все отклонения от стандартов нужно  устранять, ибо иногда сами стандарты  могут оказаться нереальными.

    Четвертый этап процесса контроля состоит в корректировке деятельности организации: модификации целей, пересмотре планов, перераспределении заданий, совершенствовании технологии производства и управления.

    Корректировка может быть осуществлена путем улучшения  значения каких-либо внутренних элементов данной организации, усовершенствования системы управления или технологических процессов.

    Но  к этому нужно относиться весьма осторожно. Если дела в организации  идут неплохо и поставленные цели в основном достигаются, лучше не вносить в ее деятельность лишних изменений. Обычно, за исключением особых случаев, те или иные отклонения далеко не всегда нарушают нормальный ход работы и не так уж значительно влияют на конечные результаты. Между тем, борьба с ними обходится недешево и ее по возможности стараются избегать.

    На  практике существуют два варианта корректирующих действий. Первый заключается в устранении причин, порождающих отклонения, их ликвидации или нейтрализации; второй — в изменении стандартов, которые могут быть и ошибочными, поскольку часто устанавливаются на основе прогнозов, от которых реальная ситуация иногда существенно отличается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Условия эффективности контроля. Характеристики успешного  контроля.

    Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить  свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами:

  1. Стратегическая направленность контроля. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.
  2. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Если вы хотите сделать контроль эффективным, вы должны тщательно следить за тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем подлинные цели организации.
  3. Соответствие делу. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию.
  4. Своевременность контроля. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скоростью измерений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.
  5. Гибкость контроля. Если нечто непредвиденное можно спрогнозировать, то контроль становится не нужным. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля.
  6. Простота контроля. Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых от предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что, если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней не понимают и не поддерживают ее, - такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.
  7. Экономичность контроля. Очень редко стремятся достичь при помощи контроля полного совершенства в работе организации, поскольку прогрессирующим усовершенствованием и улучшения на последних этапах требуют непропорционально больших затрат усилий и средств.
  8. Контроль на международном уровне. Менеджеры должны не только устанавливать стандарты, измерять результативность и предпринимать корректирующие действия для своего бизнеса внутри страны, но и осуществлять аналогичные операции для своего международного бизнеса.

    Не  имея в своем распоряжении такого древнего инструмента контроля, как  квалифицированный бюрократический  аппарат, руководители заведомо ограничивают совершенство системы управления компании.

    При всем обилии в любой современной  фирме компьютеров, и всякого  иного «железа» большинство крупных  компаний используют «бумажные» технологии управления. Это лишает руководителя возможности контролировать ситуацию.

    Создание  компьютерной системы контроля позволит выявить финансовые и информационные потоки в компании, которые в свою очередь определят ее оптимальную  структуру.

    Новые технологии контроля - единственный способ осуществить централизацию управления крупной компанией, не увеличивая «административную  вертикаль». 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Резюмируя вышеизложенное, можно сказать следующее. Контроль - это процесс обеспечения  достижения организацией своих целей, непрерывный процесс, совпадающий  в своем развитии с производственным циклом.

    Он  необходим для:

- успешного  функционирования организации. 

- обнаружения  и разрешения возникающих проблем  раньше чем они станут слишком  серьезными.

- стимулирования  успешной деятельности.

- борьбы  с неопределенной ситуацией как  внутренней, так и внешней. Неопределенность: изменение законов, социальных  ценностей, технологии, условий конкуренции  и др.

- предупреждения  возникновения кризисных ситуаций. Функция контроля - это характеристика  управления, которая позволяет выявить  проблемы и скорректировать соответственно  деятельность организации до  того, как эти проблемы перерастут в кризис.

    Любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они  повредят достижению целей организации.

    Контроль  поддерживает все то, что является успешным в деятельности организации, и должен быть всеобъемлющим.

    В контроле как функции управления можно выделить две основные стороны:

а) познавательную, связанную с восприятием и  изучением информации.

б) воздействующую, заключающуюся в возможности  обеспечить управляющую систему  данными для осуществления корректирующих мер.

    При оценке роли и места функции контроля в управлении, следует помнить, что  контроль занимает в управленческом цикле последнее место лишь логически, но отнюдь не по значению. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»: Пер. с англ. – Москва, «Дело», 2002.

2. Кабушкин Н.И.  Основы менеджмента, - М.: Новое знание, 2002 г.

3. Контролинг  как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-279с.

4. И.Н. Герчикова  «Менеджмент: Учебник». – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва, «ЮНИТИ», 2002.

5. Веснин В.Р. «Менеджмент»/М.: Изд-во «Проспект», 2007 год – 174 с.

6. Дорофеев В.Д, Шмелева А.Н., Шестопал Н.Д. «Менеджмент»/М.: Изд-во ИНФРА-М, 2008год – 439 с.

7. Вершигора  Е.Е. «Менеджмент»/М.: ИНФРА-М, 2008год, 288 стр.

8. Томилов В.В.  «Менеджмент»/М.: Юрайт - изд., 2003 год 

Информация о работе Контроль как функция управления