Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:21, курсовая работа
Предприятия сегодня сталкиваются на практике с немаловажной проблемой – научной необоснованностью делового поведения, а отсюда – и с неэффективностью деятельности в произодственно-рыночном, коммерческом и финансовом отношениях. Эффективная деловая деятельность, связанная с необходимостью использования обоснованных управленческих решений в области менеджмента, маркетинга, управления рынком и взаимодействия с конкурентной средой, требует расширения научных исследований, проектных проработок, а также повышения профессионально-квалификационного уровня кадрового состава предприятия. Все эти мероприятия проводятся с одной целью – получение прибыли на вложенный в предприятие капитал. В этом заключается главная ключевая цель менеджмента
Введение
3
1 Теоретические аспекты контроля в управлении
7
1.1 Виды, этапы и методы контроля
7
1.2 Процесс контроля и проблемы его осуществления
14
2 Эффективность, структура, поведенческие и кадровые аспекты контроля
22
2.1 Эффективность и структура контроля, требования к эффективному контролю
22
2.2 Поведенческие и кадровые аспекты контроля
28
Заключение
35
Список использованных источников
- поиск «козла отпущения» - свидетельство плохого выполнения функции планирования и функции организации.
- односторонний контроль - гипертрофия какого-то одного показателя, который односторонне результирует работу сотрудника. Руководитель односторонне воспринимает деятельность или же информация о сотруднике поступает неполная.
- неиспользование такой возможности для интенсивного контроля как испытательный срок работы нового сотрудника. Неудовлетворительные результаты работы недавно принятого в штат сотрудника может обуславливаться адаптацией к новым условиям труда коллектива и т. д. И для того чтобы выявить истинную причину плохой работы сотрудника необходимо дать ему испытательный срок.
- и самая распространенная ошибка руководителей – это недопонимание того, что контроль вызывает у людей отрицательные эмоции.
Эти наиболее распространенные проблемы неграмотного построения механизма контроля являются следствием невнимательного отношения руководителя на поведенческие аспекты людей. Менеджеры часто намеренно выставляют процесс контроля на показ, что естественно оказывает психологическое воздействие, которое может привести и к ухудшению здоровья человека. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности неэффективности системы контроля.
Поведение людей, естественно, не единственных фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т. е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.
Контроль является эффективным, если он:
- Имеет стратегический характер;
- Нацелен на достижение контрольных результатов;
- Своевременен;
- Гибок;
- Прост и экономичен.
В области контроля наиболее эффективным методом при правильной ее организации является самоконтроль. Самоконтроль является высшей формой контроля, где работник сам корректирует свои действия, если они отходят от норм организации. В то же время встает вопрос, как сформулировать такую систему контроля и при этом не скатится к полному попустительству. Для этого необходимо руководителю овладеть эффективными технологиями управления, для работы с каждым подчиненным и последующего делегирования полномочия самоконтроля. Эффективность контроля и требования к эффективному контролю определяются следующими показателями:
Стратегическая направленность контроля является одним из главных условий его эффективности. Абсолютный контроль приоритетных направлений деятельности, и специальный контроль в областях, не имеющих стратегического значения.
Ориентация на результаты. Конечная цель контроля - решение задач, стоящих перед организацией потому чтобы быть эффективным контроль должен интегрироваться с другими функциями управления.
Соответствие контролируемому виду деятельности. Неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять важную информацию.
Своевременность. Выявленные отклонения необходимо устранять, прежде чем они примут серьезные размеры.
Гибкость контроля, как и гибкость планов, необходима для приспособления к происходящим изменениям.
Экономичность и простота. Простейшие методы контроля более понятны людям, требуют меньше усилий и более экономичны. Выгоды, приносимые контролем должны превышать затраты на его проведение.
Ориентированность на человеческий фактор требует от контроля не только объективности, но и доброжелательности, исключения какой бы то ни было слежки за членами организации существенно ухудшающей морально-психологический климат организации.
Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует, так как каждая управленческая функция движима другой. Возникает постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.
2.2 Поведенческие и кадровые аспекты контроля
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.
Конечно, то обстоятельство,
что контроль оказывает
Идея, лежащая в
основе желания сделать
К сожалению, хотя
большинство менеджеров хорошо
знают о том, что процесс
контроля может быть
Поведение работников предприятия ориентировано на контроль. Они обычно знают, что для оценки результативности их деятельности руководство применяет различные методы контроля. Они знают, что их ошибки и достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и наиболее последовательно выполняет процедуру контроля, послужат со всей очевидностью основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому, если сказать, что подчиненные обычно делают то, что начальство хочет увидеть от них при проверке, то это будет чаще всего правдой.
Анализируя воздействие
контроля на поведение людей,
американские ученые-
В некоторых исследованиях
подтверждается тенденция
Например, такая проблема
иногда может возникнуть, если
оценивать работу продавцов
Аналогично, если при
оценке деятельности
Получение непригодной
информации — потенциальный
Кадровая структура контроля обеспечивает четкое разделение контрольных обязанностей. Контроль осуществляют работники или участники, т.е. владельцы, организации при исполнении возложенных на них обязанностей либо только на основании соответствующих прав. Поэтому всех субъектов управленческого контроля целесообразно распределить по следующим уровням с точки зрения их значимости в контроле:
- субъекты контроля 1-го уровня - это участники, т.е. собственники, организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно, т. е. с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов;
- субъекты контроля 2-го уровня - в их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу необходимости они выполняют и контрольные функции (например, рабочий, осуществляющий контроль за качеством работы оборудования);
- субъекты контроля 3-го уровня - они выполняют контрольные функции для реализации тех обязанностей, которые за ними закреплены непосредственно (например, работники планово-экономического отдела, отдела кадров);
- субъекты контроля 4-го уровня - в их обязанности
входят как контрольные, так и другие функции
(административно-
- субъекты контроля 5-го уровня - в их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита, члены ревизионной комиссии или ревизоры, сотрудники отдела технического контроля и т.п.)[1,стр238].
Формирование эффективной системы контроля зависит, прежде всего, от выбранного типа организационной структуры управления, а так же направлением формирования системы внутреннего контроля на предприятии можно определить распределение обязанностей и полномочий, т. е. определение контролируемой ответственности структурных единиц. Довольно распространенным дефектом управления является смешение его функций с другими. В малых организациях часто отсутствует четко выделенная группа управляющих, а в крупных их наделяют чужими обязанностями, отнимающими много времени. Поэтому необходимо определить круг ответственных лиц, их обязанности и ответственность. Пределы полномочий – права использовать ресурсы и управлять персоналом – обычно ограничиваются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, которые должны быть разработаны и утверждены генеральным директором организации. Наличие процедур и механизмов контроля, исключающих выход работников за пределы установленных полномочий, достаточно эффективно и работоспособно. Этот контроль может быть реализован как лично руководителем, так и его помощником-контролером.
Особое внимание нужно обратить на то, что создание эффективной системы внутреннего контроля предполагает сложный процесс, направленный на удовлетворение многих аспектов управления предприятием, поэтому она должна включать необходимые элементы, которыми являются: система учета; контрольная среда; процедуры контроля.
Причем систему учета следует рассматривать, как совокупность форм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций, а так же представлять информацию в рамках управленческого учета. Таким образом, в основе формирования эффективной системы внутреннего контроля должен быть четко организованный процесс учетной работы, который возможен только при наличии всесторонней учетной политики предприятия и графика документооборота, регламентирующего все хозяйственные операции экономического субъекта.