Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:37, курсовая работа
Организация управления строится на основе шести известных принципов: специализации, пропорциональности, параллельности, точности, непрерывности и ритмичности.
Контроль состоит в непрерывном наблюдении, анализе и оценке реального хода управленческого процесса и сопоставлении данных с установленными в программе, плане нормами и нормативами, в выявлении необходимых действий в следующем цикле управления. Системы, формы и методы контроля многообразны и определяются поставленными задачами, характером производственного процесса. Управление любой системой возможно лишь тогда, когда ее действие надежно, непрерывно и контролируется.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ И КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО СРЕДИ НИХ ФУНКЦИИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ
2. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
3. ПРОЦЕСС И ТИПЫ КОНТРОЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
по теме: «Контроль в управлении»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ И
КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ.
РОЛЬ И МЕСТО СРЕДИ НИХ
2. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
3. ПРОЦЕСС И ТИПЫ КОНТРОЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В теории управления вопрос
о функциях управления – один из
центральных, поскольку касается сущности
и содержания управленческой деятельности.
Анализ функций, их четкая, обоснованная
классификация имеют важное значение
для разработки научных основ
построения аппарата управления, определения
его структуры и степени
В зависимости от задач исследования управление может быть подразделено на функции по следующим признакам: содержание процесса управления; принадлежность к сферам (видам) производственно-хозяйственной деятельности; принадлежность к различным видам управленческого труда (производственный, экономический, технологический, организационный и т.д.); содержание выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированное, техническое обслуживание).
Основополагающее значение
имеет классификация функций, отражающая
содержание процесса управления, его
стадии: планирование (перспективное,
текущее, оперативное), организация, регулирование
(координирование, распорядительство),
контроль, учет и анализ. Процесс
управления начинается с постановки
целей (планирования) и заканчивается
учетом и анализом их выполнения. Только
всей совокупностью этих функций
реализуется цель, для достижения
которой и создается
Организация управления строится на основе шести известных принципов: специализации, пропорциональности, параллельности, точности, непрерывности и ритмичности.
Контроль состоит в непрерывном наблюдении, анализе и оценке реального хода управленческого процесса и сопоставлении данных с установленными в программе, плане нормами и нормативами, в выявлении необходимых действий в следующем цикле управления. Системы, формы и методы контроля многообразны и определяются поставленными задачами, характером производственного процесса. Управление любой системой возможно лишь тогда, когда ее действие надежно, непрерывно и контролируется.
1. ОБЩИЕ И КОНКРЕТНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО СРЕДИ НИХ ФУНКЦИИ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ
Слово «функция» в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение».
Деятельность менеджеров
можно представить как
Функции управления – специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.
Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей.
Функции управления характеризуются следующими свойствами:
· осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления;
· присущи управлению любой организацией;
· разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности
· их выполнения во времени;
· относительно самостоятельны и в то же время тесно взаимодействуют.
В научной литературе, как
иностранной, так и отечественной
существуют различные точки зрения
на классификацию функций
· определение целей и задач деятельности организации;
· планирование;
· организация;
· мотивация;
· координация и регулирование;
· учет, анализ и контроль.
В свою очередь М. Мескон относит к функциям управления следующие виды деятельности:
· стратегическое планирование;
· планирование реализации стратегии;
· организация взаимодействия и полномочий;
· построение организаций;
· мотивация.
Отдельные авторы причисляют к функциям управления также функцию принятия решений.
В практике управления различают два вида функций управления: основные и конкретные.
К основным функциям управления можно с полным основанием отнести весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет анализ, подготовка и принятие управленческих решений.
Функция планирования состоит
в определении целей
Функция организации деятельности состоит в создании структуры управления предприятием, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении их полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления.
Функция координирования направлена на достижение согласованности и гармоничности в совместной деятельности всех элементов (направлений деятельности, подразделений, служб, отделов, подсистем) предприятия. Функцию координирования совместной деятельности можно назвать «настройкой системы».
Функция регулирования
обеспечивает выполнение текущих мероприятий,
связанных с устранением
Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждения за выполненную работу, использование различных систем оплаты труда.
Функция контроля состоит
в наблюдении за происходящими процессами
в управляемом объекте, сопоставлении
реально достигаемых
Функция учета деятельности
реализуется для получения
Функция анализа деятельности
состоит в комплексном изучении
деятельности предприятия с помощью
аналитических и экономико-
Функция принятия решений заключается в выборе, который должен сделать руководитель для выполнения должностных обязанностей. С помощью управленческих решений реализуются все перечисленные выше функции управления.
Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства.
Конкретные функции управления
позволят четко определить, что, кому
и когда делать. Выполнение конкретных
функций в комплексе составляет
процесс управления организацией (предприятием).
Отсюда можно сделать основной вывод,
что выполнение конкретных функций
зависит от компетентности, гибкости,
оперативности, предприимчивости менеджеров
и, как следствие, успешное выполнение
производственных заданий, качество работы
и продукции, конкурентоспособность
выпускаемого продукта. Функции управления
способствуют налаживанию и успешному
функционированию всех подразделений
действующей структуры
Можно выделить следующие конкретные функции:
· Управление основным производством;
· Управление вспомогательным и обслуживающим производством;
· Управление трудом и заработной платой;
· Управление качеством продукции;
· Управление персоналом;
· Управления финансами;
· Управление маркетингом;
· Управление социальным развитием коллектива;
Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль, анализ и т.д.
Для выполнения общих функций
создается аппарат управления, а
для выполнения той или иной конкретной
функции – структурные
Аппарат управления представляет
собой систему взаимоувязанных
и взаимодействующих звеньев (служб,
отделов, секторов) и отдельных работников,
наделенных соответствующими полномочиями
и располагающих материально-
Функция управления, в свою очередь, подразделяется на составные части – работы, операции, элементы, которые столь же необходимы, как и сама функция, однако не являются самостоятельными. Функцию выполняет определенное число работников, каждый из которых в процессе повседневного труда осуществляет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позволяет близкие и сходные по характеру работы объединять в одно звено управления, тем самым упрощается структура и облегчается координация деятельности функциональных подразделений аппарата управления предприятия, объединения.
На основе состава и объема работ по функциям управления определяют рациональное построение аппарата управления (отделов, служб, секторов) и численность работников по каждой функции, разрабатывают документы организационного регламентирования (положения о звеньях, должностные инструкции и т.д.). Функциональное разделение процессов управления, их классификация имеют решающее значение, поскольку определяют цели, задачи и направления деятельности всего аппарата управления.
Конкретные функции вытекают
из тех задач, которые решает подразделение.
Например, задачи, решаемые отделом
производства, – это установление
тесных контактов с отделом
Функция отдела производства разделяется на подфункции, к числу которых можно отнести:
· рациональное использование производственных мощностей, инструментов и приспособлений;
· определение норм времени на изготовление продукции;
· обеспечение качества работ;
· подготовка производственной документации;
· определение сумм капитальных вложений;
· разработка схем движения материальных потоков;
· разработка технологий по изготовлению деталей без снятия или со снятием стружки;
· разработка методов монтажа оборудования;
· разработка форм обслуживания потребителей продукции;
· разработка форм повышения квалификации и переподготовки кадров.
Бодди Д. и Пейтон Р. считают, что менеджмент есть совокупность трех широких областей процесса труда блоков содержания, процесса и контроля. Блок содержания менеджмента образуют независимые задачи управления, образующие широкий круг целеполагания труда безразлично, промышленного ли рабочего, индивидуального ли предпринимателя, отдела или организации. Область содержания включает в себя принятие круга решений, направленных на достижение целей управления.
Блок контроля включает в себя виды деятельности, которые отслеживает менеджер, и определенные операции, выполнение которых он контролирует. Как конкретные работники и подразделения выполняют возложенные на них обязанности? Своевременно ли сотрудники организации получают точную, необходимую им в работе информацию? В какой степени действия компании соответствуют поставленным задачам? Если реализация планов не вызывает нареканий, работа компании не нуждается в коррективах. Но что, если допущено отставание в производстве продукции или если количество жалоб потребителей намного превышает их среднемесячное количество?
Функция контроля и будет подробно рассмотрена в следующем параграфе.
2. УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ
Поскольку многие ученые соединяют функции учета и контроля в одну функцию рассмотрим подробно управленческий учет. Учет – необходимая информационная база менеджера. Его главная цель – предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая кладется в основу принятия управленческих решений.
Важнейшими задачами учета являются:
· сбор, обработка и отображение первичных данных о хозяйственной деятельности,
· систематизация данных с целью получения и обобщения итоговой информации о хозяйственной деятельности,
· создание исходной информационной базы для планирования и осуществления контроля выполнения планов.
Различают три вида хозяйственного учета: