Контроллинг как современная концепция управления фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение котнролинга как современной концепции управления фирмой.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы контроллинга
Рассмотреть методы и инструменты контроллинга
Проанализировать различие стратегического и оперативного контроллинга
Рассмотреть формирование системы контроллинга в организации.

Содержание работы

Введение 3
1.1 История развития контроллинга 5
1. 2 Сущность, цели и функции контроллинга 8
1.3 Стратегический и оперативный контроллинг 13
Глава 2. Методологические основы контроллинга 21
2.1 Методы и инструменты контроллинга 21
2.2 Формирование системы контроллинга в организации 24
Заключение 36
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

Тема 10 менеджмент.docx

— 511.73 Кб (Скачать файл)

Информационно-аналитическое обеспечение:

  • разработка архитектуры информационной системы;
  • стандартизация информационных носителей и каналов;
  • предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией;
  • сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных;
  • разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений;
  • обеспечение экономичности функционирования информационной системы.

Специальные функции:

  • сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы;
  • сравнение с конкурентами;
  • обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов;
  • проведение калькуляции для особых заказов;
  • расчеты эффективности инвестиционных проектов.

Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов:

  • экономического состояния организации;
  • понимания руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;
  • размера организации (численность, объем производства);
  • уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции.

1.3 Стратегический и оперативный  контроллинг

 

Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения.

Цель стратегического контроллинга - обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной цели развития. Для этого нужно формулировать и внедрять стратегии поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности). Следует различать новые и существующие потенциалы успеха.4

Если предприятие может обеспечить более эффективное, чем у конкурентов, решение имеющихся, изменяющихся или  новых проблем клиентов, то это  означает его способность генерировать новые потенциалы успеха. Под имеющимися потенциалами успеха понимают созданные  и используемые на предприятии потенциалы.

Потенциалы успеха можно разделить  также на внешние и внутренние. Внешние потенциалы зависят от успешной комбинации «продукт/рынок». Внутренние потенциалы могут быть следующих  видов: информационные, структурные, технические, финансовые, кадровые и др.

Центральным пунктом стратегического  планирования является разработка стратегий - возможных действий по достижению целей, стоящих перед предприятием.

Установление стратегических целей  начинают с анализа информации о  внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического  управления прогноз изменений внешних  условий играет немаловажную роль, поэтому анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, представленные на рис. 2.

Рисунок 2 Направления  анализа в стратегическом контроллинге



Процесс стратегического планирования можно разбить на следующие фазы:

  • поиск и формулирование стратегической цели;
  • оформление и оценка стратегии;
  • принятие стратегического решения.

Стратегические цели. Это цели, которые выводятся из общих целей (миссии) предприятия и конкретизируются как новые и существующие (либо внутренние и внешние) потенциалы успеха. Одновременно вводятся ограничения в виде фиксированных и независимых переменных. Эти ограничения как экзогенного (внешнего), так и эндогенного (внутреннего) характера представляют собой исходные предпосылки процесса планирования. Сформулированные плановые цели и ограничения определяют процесс поиска альтернативных вариантов, а также оценку их реализуемости.

Оформление и оценка стратегии. В рамках стратегического анализа следует зафиксировать исходную ситуацию и стратегические потенциалы. Анализ исходной ситуации на предприятии позволяет выявить его сильные и слабые места. Кроме того, можно установить разницу между целью, как плановой величиной, и исходной ситуацией, как фактической величиной в настоящий момент времени.

На этом этапе разработки стратегии  следует искать и конкретизировать возможные альтернативные решения, позволяющие достигнуть поставленных целей. Необходимо разрабатывать по возможности большее количество альтернативных стратегий на базе предложений, ожиданий и прогнозов с использованием соответствующего инструментария.

Из-за неполной количественной и качественной информации, а также вследствие открытого (неопределенного) горизонта планирования оценка генерируемых альтернатив в  рамках стратегического планирования сильно затруднена.

Стратегическое решение. Это последняя фаза процесса планирования, на которой происходит осознанное установление целенаправленных действий.

Поскольку оценка включает в себя выявление однозначных приоритетов, то сокращается число наиболее важных выбранных альтернатив. Как правило, стратегические решения ведут к  действиям, которые служат причиной эволюции, переструктурирования или создания новой структуры предприятия.

Ответственность за обоснованность стратегических планов несет стратегический контроль.

При формировании концепции стратегического  контроля необходимо учитывать и  решать следующие задачи:

  • формирование контролируемых величин для измерения и оценки потенциала успеха;
  • установление нормативных величин, действующих в качестве базы для сравнения;
  • определение фактических (реальных) значений контролируемых величин;
  • перепроверка реальных величин по отношению к нормативным путем сравнения плана и факта (т. е. по статистике за прошедший период) и сравнения плана с реально сложившимися (желаемыми) контролируемыми величинами, характеризующими актуальный потенциал успеха;
  • фиксация отклонений и анализ причин, ответственных за отклонения;
  • выявление требуемых корректирующих мероприятий для управления отклонениями от стратегического курса.

Реализация стратегического контроля сопряжена с большим числом проблем. Это прежде всего проблемы измерения, организационной структуры и  взаимоотношений.

Проблемы измерения связаны  с неопределенным временным горизонтом и высокой степенью абстрактности  стратегического планирования, что  затрудняет действия с контролируемыми  величинами.

Организационная структура предприятия, фиксирующая взаимоотношения между  подразделениями и сферами деятельности предприятия, может способствовать расхождению краткосрочных оперативных  целей структурных единиц и долгосрочных стратегических целей предприятия. Как правило, для структурных  подразделений приоритетными являются измерители их успеха сегодня, так как механизм мотивации сотрудников ориентируется на достигнутые показатели.

Проблема взаимоотношений проявляется  в недостаточной готовности руководства  предприятия делать общедоступным  для контроля принятые ими стратегические решения. Основная задача стратегического  контроля заключается в поддержке  достижения стратегической цели предприятия.

Процесс стратегического контроля состоит из трех фаз:

  • формирования контролируемых величин;
  • проведения контрольной оценки;
  • принятия решения по результатам стратегического контроля.

Формирование контролируемых величин. В качестве контролируемых величин следует рассматривать объекты контроля. Такими объектами, а следовательно, и контролируемыми величинами могут быть: цели, стратегии, потенциалы успеха, факторы успеха, сильные и слабые стороны предприятия, шансы и риски, предположения- сценарии, рубежи и последствия.

Проведение контрольной оценки. Эта фаза стратегического контроля может рассматриваться как собственно контроль в узком смысле. Здесь определяются и оцениваются эффективность текущего процесса и созданной структуры, а также правильность поставленной цели. В частности, на этой фазе могут проводиться сравнение, анализ и оценка отклонений, а также обоснование причин, вызвавших выявленные отклонения.

Принятие решения по результатам  стратегического контроля. По последней фазе процесса стратегического контроля по данным анализа отклонений между контролируемыми величинами генерируются и реализуются корректирующие мероприятия. Кроме того, стимулируется проведение самих корректировок.

Одним из основных источников информации в стратегическом контроллинге является стратегический учет. В качестве инструментария стратегического учета значительное распространение получил метод стратегических балансов. Существует несколько видов и методик составления стратегических балансов. Прежде всего, выделяют внешние и внутренние балансы. Первые имеют целью выявление и измерение шансов и рисков предприятия на рынке (во внешней среде). Задача построения внутренних балансов заключается в выявлении узких мест на предприятии путем оценки сильных и слабых сторон направлений его деятельности.

Чаще всего  используются методики построения стратегического  баланса, основанные на балльной или  процентной оценке и сопоставлении  сфер деятельности предприятия. При  этом устанавливаются различные  внутренние нормативы, определяющие момент наступления критического значения узкого места. Балансы могут строиться  как в форме классической схемы  баланса, так и в виде диаграммы  в полярных координатах. Зачастую при  сравнении балансов производится наложение  стратегических балансов собственного предприятия и конкурентов.

Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы.

Основной  задачей оперативного контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде.

В отличие  от стратегического контроллинга оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому инструментарий оперативного контроллера принципиально отличается от методик и инструментов стратегического контроллера. Отличия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отличительные особенности оперативного планирования в сопоставлении

со стратегическим планированием

Признаки

Стратегическое планирование

Оперативное планирование

Иерархические ступени

В основном на уровне высшего руководства

Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления

Неопределенность

Существенно выше

Меньше

Вид проблем

Большинство проблем не структурировано

Относительно хорошо структурированы

Временной горизонт

Акцент на долгосрочные аспекты

Акцент на кратко- и среднесрочные  аспекты

Потребная информация

В первую очередь из внешней среды

В первую очередь из самого предприятия

Альтернативы планов

Спектр альтернатив в принципе широк

Спектр ограничен

Охват

Концентрация на отдельных важных позициях

Охватывает все функциональные области  и интегрирует их

Степень детализации

Невысокая

Относительно большая

Основные контролируемые величины

Потенциалы успехов (например, рост доли рынка)

Прибыль, рентабельность, ликвидность




 

Основное различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что первый ориентирован на тенденции будущего, а последний, напротив, «смотрит» в настоящее.5

В реальной практике стратегический и оперативный контроллинг достаточно тесно взаимодействуют друг с другом в процессе реализации функций менеджмента. Служба контроллинга выступает в качестве координатора между правлением и подразделениями предприятия при разработке стратегических и оперативных планов, а также осуществляет контроль за их выполнением.

Информация о работе Контроллинг как современная концепция управления фирмой