Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение котнролинга как современной концепции управления фирмой.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы контроллинга
Рассмотреть методы и инструменты контроллинга
Проанализировать различие стратегического и оперативного контроллинга
Рассмотреть формирование системы контроллинга в организации.
Введение 3
1.1 История развития контроллинга 5
1. 2 Сущность, цели и функции контроллинга 8
1.3 Стратегический и оперативный контроллинг 13
Глава 2. Методологические основы контроллинга 21
2.1 Методы и инструменты контроллинга 21
2.2 Формирование системы контроллинга в организации 24
Заключение 36
Список использованных источников 38
II этап "Подготовительный этап формирования и внедрения системы контроллинга на предприятии"
На данном этапе следует:
♦ определить стратегические цели развития предприятия, его миссию;
♦проанализировать
состояние финансово-
♦ оценить внутренние и внешние предпосылки;
♦проанализировать внутренние и внешние факторы, определяющие требования к системе контроллинга;
♦оценить существующие элементы контроллинга на предприятии;
♦принять решения о создании системы контроллинга на предприятии.
Построение и функционирование системы контроллинга должно способствовать в первую очередь достижению стратегической цели фирмы. Вначале необходимо решить, что именно будет контролироваться, найти так называемые точки контроля. Основной причиной внедрения контроллинга на предприятии - желание снизить себестоимость продукции и работ и получить максимальную прибыль. Но следует отметить, что контроллинг помогает не только снижать себестоимость работ, получать доход и прибыль, но и контролировать качество продукции (работ, услуг) и соответствие стандарту ISO 9001. Внедрение контроллинга даст возможность своевременно получать информацию обо всех отклонениях от нормы в производстве по каждому проекту, заказу, типу работ, и предотвращать проблемы задолго до их возникновения. Еще одно достоинство контроллинга в том, что появилась возможность контроля персонала. Система позволяет отслеживать все ошибки, допущенные сотрудниками, что очень важно для предприятий. Таким образом, выбор контрольных точек фактически означает постановку целей, которых предприятие хочет достичь при внедрении контроллинга.
Анализ
практики управления на отечественных
предприятиях показывает, что в качестве
побудительных мотивов для
Можно утверждать, что на каждом предприятии, где есть система управления, существуют те или иные элементы контроллинга, но из-за отсутствия взаимосвязи (и взаимовлияния) между ними отсутствует и система контроллинга на данных предприятиях.
Система контроллинга в наибольшей степени отвечает потребностям современного управления предприятиями, как малыми, средними, так и крупными, поможет им решать наиболее неотложные и самые сложные вопросы. Контроллинг создает условия для эффективной реализации всех без исключения функций менеджмента в их органическом единстве, в постоянном повышении качества принимаемых управленческих решений.
Системы контроллинга оптимальной в одинаковой степени для всех предприятий не существует, поэтому для каждого предприятия необходимо создавать специально свою систему, адаптированную к внешним и внутренним факторам.
К внутренним факторам влияния следует отнести организационную структуру и размер предприятия; технологические особенности производства и технологию обработки информации; наличие достаточного количества финансовых ресурсов; уровень образования, квалификацию, профессиональный опыт, предпринимательское мышление персонала; психологический климат в коллективе и другие.
К внешним факторам влияния относятся: уровень конкуренции предприятий на рынке услуг; государственное регулирование деятельности предприятий; взаимодействие с поставщиками материалов, оборудования и других ресурсов; взаимодействие с заказчиками.
Основное требование руководителя предприятия к системе контроллинга - оперативность представления информации, ее качество (достоверность).
Основополагающая
информация и предварительные исследования
на данном этапе приводят к принятию
решения о необходимости
Для успешного функционирования системы контроллинга необходимым является создание службы контроллинга, поэтому на III этапе "Формирование системы контроллинга на предприятии" следует:
♦ сформировать функциональную и организационную структуры службы контроллинга;
♦ разработать внутренние нормативные документы контроллинга: Положение о службе контроллинга и Должностные инструкции контроллеров;
♦ выбрать инструментарий, с помощью которого будут достигнуты цели и решены задачи контроллинга;
♦ автоматизировать систему контроллинга. Под организацией (внедрением) контроллинга понимают его место в организационной структуре предприятия.
При исследовании контроллинга в практике немецких предприятий выведена зависимость: чем крупнее предприятие, тем выше потребность в создании службы контроллинга (таблица 2).10
Таблица 2 Зависимость организации службы контроллинга от размеров предприятий
Число занятых на предприятии, чел. |
Количество предприятий, ед. |
Количество предприятий, имеющих в своей структуре службу или должности контроллера, ед. |
Доля предприятий, имеющих в своей структуре службу или должности контроллера в общем количестве предприятий, % |
До 199 |
99 |
53 |
53,5 |
200 - 499 |
88 |
64 |
72,7 |
500 - 999 |
35 |
31 |
88,6 |
1000 - 4999 |
43 |
36 |
83,7 |
5000 - 10000 |
12 |
11 |
91,7 |
10000 - 50000 |
17 |
16 |
94,1 |
Свыше 50000 |
6 |
6 |
100 |
Итого |
300 |
217 |
72,3 |
На крупных предприятиях, как правило, создаются специализированные подразделения или служба контроллинга, на малых предприятиях функции контроллинга выполняет руководитель.
♦ Контроллер по планированию и бюджетированию;
♦Контроллер по учету, анализу и контролю;
♦ Контроллер по закупкам и производству;
♦Контроллер специалист по информационным системам.
Служба контроллинга создается в целях организации информационно-аналитической и методической системы поддержки руководства предприятия и руководителей его служб при принятии ими управленческих решений для обеспечения его долгосрочного функционирования и развития.
Одной из главных задач службы контроллинга является создание оптимальной структуры службы и характера подчиненности, обеспечение своевременного и качественного обмена информацией между службами предприятия, формирование финансовой структуры предприятия с выделением центров ответственности (ЦО) с учетом существующей организационной структуры предприятия.
Для решения данной задачи необходимо:
♦ создание независимой службы контроллинга, подчиненной генеральному директору;
♦ разработка положения о службе контроллинга;
♦ разработка должностных инструкций специалистов контроллинга;
♦ выстраивание взаимодействия службы контроллинга с другими службами предприятия.
Можно рекомендовать службу контроллинга в составе следующих специалистов:
♦Начальник службы;
Функциональная структура службы контролинга, задачи и функции контроллеров на крупном предприятии с численностью занятых 600 чел. представлены на рис. 5.
Рисунок 5 Функциональная структура службы контроллинга на крупном предприятии
Автоматизация системы контроллинга предприятий предполагает использование современных и эффективных программных продуктов, например, 1С: "Предприятие", с которым совместимы многие программы, которые решают ряд других задач - автоматизацию процессов бюджетирования, финансового анализа, ведение управленческого учета, контроль исполнения работ обеспечивающие однократный ввод данных.
На IV этапе "Подготовка и реализация внедрения системы контроллинга на предприятии" необходимо:
♦дать оценку альтернативных вариантов планируемых мероприятий;
♦ выбрать оптимальный способ внедрения контроллинга;
♦реализовать внедрение системы контроллинга.
Последний V этап при построении системы контроллинга - это "Оценка эффективности внедрения системы контроллинга".
Эффективность системы контроллинга может быть оценена через показатели рентабельности. В практике работы предприятий наиболее часто используемыми показателями являются показатели рентабельности всех активов предприятия, рентабельность реализации продукции (работ, услуг) и рентабельность собственного капитала.
Процесс внедрения контроллинга на предприятии не завершается с реализацией плана мероприятий по внедрению контроллинга. За функционированием системы контроллинга должен осуществляться систематический контроль с периодическим анализом эффективности функционирования. Критерии эффективности могут быть различными и должны быть сформулированы руководством предприятия. В случае недостаточной эффективности функционирования концепция контроллинга предприятия может быть пересмотрена полностью или в отдельных ее элементах.
Таким образом, формирование и внедрение системы контроллинга на предприятиях представляет собой систему мер организационно-экономического характера. Разработка этих мероприятий обладает определенной степенью новизны, так как предполагает рассмотрение и адаптацию методов и инструментов контроллинга, существующих в международной практике к применению в деятельности отечественных предприятий, включая внедрение в систему элементов, отражающих их специфику в российских рыночных условиях.
На сегодняшний день не существует однозначного определения понятия «контроллинг», но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе.
Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля и системы стратегического информационного обеспечения.
Цель стратегического контроллинга - обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной цели развития.
Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы.
Основной задачей оперативного контроллинга является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности в краткосрочном периоде.
Формирование и внедрение системы контроллинга на предприятиях представляет собой систему мер организационно-экономического характера. Разработка этих мероприятий обладает определенной степенью новизны, так как предполагает рассмотрение и адаптацию методов и инструментов контроллинга, существующих в международной практике к применению в деятельности отечественных предприятий, включая внедрение в систему элементов, отражающих их специфику в российских рыночных условиях.
Список использованных источников
Информация о работе Контроллинг как современная концепция управления фирмой