Контроллинг в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
- рассмотреть сущность и содержание контроллинга;
- исследовать контроллинг как функцию управления и функцию поддержки управления;
- дать современное состояние контроллингу в России;
- определить знания, навыки и способности контроллеров в России;
Объект исследования – контроллинг в системе менеджмента на отечественных предприятиях.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономика  требует новых подходов к управлению. Один из наиболее успешных среди них  – контроллинг. Он выступает синтезом таких дисциплин, как управленческий учет и экономика предприятия, претерпевших изменение из-за включения в их инструментарий новых методов, средств и даже информационных технологий. Считается, что для формирования системы контроллинга необходимо создание независимой службы.

Сегодня в России в  среде управленцев и предпринимателей слово «контроллинг» входит в  моду. Контроллинг начинают преподавать в вузах, подразделения контроллинга открываются в компаниях, специалистов по контроллингу приглашают на работу.

Российские предприятия  испытывают большие затруднения  в заполнении вакансий контроллеров в своем департаменте по причине отсутствия на рынке труда работников, отвечающих выдвигаемым на эту должность требованиям.

Сейчас на рынке есть бухгалтера, экономисты и финансисты, которые считают себя контроллерами. К сожалению, у подавляющего большинства  таких претендентов весьма далекое представление о контроллинге, в общем, о миссии и задачах контроллинга, наконец, о философии контроллинга, в частности.

Не лучше, как показывает практика, обстоит дело в понимании  сути контроллинга, его места и  роли в системе управления и со стороны работодателей, включая тех, кто уже начинает воспринимать контроллинг как инструмент управления.

Положение усугубляется созвучием слова «контроллинг»  с привычным для всех словом «контроль». Соответственно ассоциативно начинает укореняться заблуждение, что контроллеры – это те, кто контролируют все и вся, причем контролируют жестко. Впрочем, об этом много написано и много сказано. Как и о том, что слово контроллинг по-английски означает в первую очередь «управлять», «регулировать», и только в последнюю очередь «контролировать».

Цель курсовой работы – рассмотреть контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:

- рассмотреть сущность  и содержание контроллинга;

- исследовать контроллинг  как функцию управления и функцию поддержки управления;

- дать современное  состояние контроллингу в России;

- определить знания, навыки  и способности контроллеров в  России;

Объект исследования – контроллинг в системе менеджмента на отечественных предприятиях.

Предмет исследования – контроллинг в системе менеджмента на предприятиях Российской Федерации, проблемы в применении контроллинга и пути преодоления.

Основываясь на информации о повышении роли управления в  деятельности предприятий, я считаю, что тема курсовой работы актуальна и важна будет до тех пор, пока не появятся более развитые системы управления, способные еще эффективнее выполнять функции управления. На мой взгляд, знать данную информацию полезно будет всем имеющим отношение к менеджменту.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЛИНГА.

 

1.1.Краткие  исторические сведения о появлении  контроллинга.

 

Для понимания сущности контроллинга как системы управления полезно знать, как она появилась. История появления концепции  современного контроллинга насчитывает  несколько столетий, а точнее, первое упоминание о нем есть в документах конца 15 века.

Учеными было отмечено, что возникновение  контроллинга обусловлено развитием предпринимательства и науки управления в ответ на воздействие различных факторов внешней среды. Обобщая их мнения, можно привести в хронологической последовательности наиболее важные моменты в появлении контроллинга.

Конец 15 века - введение должности  «Countrollour» при дворе английского  короля, в задачи которого входили  документирование и контроль денежных и товарных потоков, Это была первая попытка решать задачи государственного управления с помощью зародившихся идей контроллинга. Далее в Великобритании практика контроллинга развивалась как часть общепринятой практики бизнеса.

Через два года после падения  британской колонии (1778 г.) законодательно США учредило ведомство «Comptroller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts» с задачами «управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств».

В 1880 году в США впервые контроллинг использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом, и в 1892 г. появилась служба контроллинга.

К 20-м годам XX века значение службы контроллинга возросло до уровня координации деятельности в крупных промышленных компаниях, о чем свидетельствует вышедший в Америке в 1921 г. законодательный «Акт о ведении бухгалтерского учёта и составлении бюджета».

Экономический кризис 1929 г. привел к  пониманию роли ранее пренебрегаемого производственного учёта, а также к необходимости внедрения на предприятии наряду с планированием элементов контроллинга. Контроллинг приобрел официальный статус одного из инструментов активного экономического управления с ориентацией его функций на будущие события. Соответственно такому ориентированному в будущее рассмотрению задачи контроллера стали всё больше связывать с вопросами планирования и контроля. Причём, изменилось место контроллера в организационной иерархии предприятия. Контроллер вышел на один уровень с казначеем (финансовым директором).

С 30-х до начала 80-х годов происходила  интеграция контроллинга с новейшими разработками в области планирования, учёта, контроля и анализа. Это явилось большим вкладом в развитие концепции контроллинга как единой взаимосвязанной системы, произошло становление контроллинга как гибкой, оперативной системы управления и оптимизации.

После второй мировой войны обострился интерес германских предпринимателей к новейшим разработкам в области  производственного учёта и анализа хозяйственной деятельности, потом эта идея попала в Францию, в начале 90-х годов в СНГ, к концу века о ней знали во всем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность  контроллинга

 

По причинам того, что концепция  контроллинга попадала из одной страны в другую, постоянно совершенствуясь и адаптируясь под нужды той страны, где находилась, получилось так, что в различных странах у занимающихся контроллингом менеджеров формировалось различное мнение о том, что это такое. Так, например, в США присутствовал сильный уклон в бюджетирование, управление страхованием, управление налоговой стороной. В Германии более сильно развито управление затратами и их планирование.

Судя по бизнес – словарям [1. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь], контроллинг - это система управления, координирующая как усилия различных частей организации, так и взаимодействия различных систем менеджмента и контролирующая их эффективность в достижении организацией заранее поставленных целей. Поскольку все цели организации делятся на краткосрочные и долгосрочные, соответственно и контроллинг делится два аспекта: стратегический и оперативный.

Принципиальные виды контроллинга в соответствии с долгосрочными  и краткосрочными целями управления представлены на рисунке 1.

 

Рис.1 Стратегический и  оперативный контроллинг

Цель стратегического  контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития. Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Цель оперативного контроллинга состоит в обеспечении прибыльности и ликвидности предприятия. А целевая задача всего контроллинга — построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.

Однако для полного  и окончательного раскрытия сущности контроллинга этого явно мало, и, если разобраться глубже, то видно, что контроллинг объединяет в себе две составляющие: инструмент (1) и философию (2).

1. Контроллинг как инструмент - ориентированная на достижение целей, комплексная система информационно - аналитической и методической поддержки руководителей в различных функциональных сферах финансово-хозяйственной деятельности компании (организации, предприятия, корпорации, органа государственной власти), включающая в себя помощь в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений, направленная на координацию взаимодействия используемых в организации систем менеджмента и контроля их эффективности.

Сегодня такая система включает в себя также управление страховой деятельностью предприятий, обширную область информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления набором ключевых финансовых индикаторов, управление реализацией стратегического, тактического и оперативного планирования, а также менеджмент качества.

Контроллинг как инструмент используется:

  • в определении целей деятельности компании;
  • в отражении этих целей в системе эффективных и сбалансированных показателей;
  • в регулярном контроле и измерении фактических значений показателей;
  • в анализе и выявлении причин отклонений фактических значений показателей от плановых;
  • в принятии на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений.

2. Контроллинг - как  философия и образ мышления руководителей - ориентирован на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочной перспективе.

Основные постулаты  современной философии контроллинга можно сформулировать следующим  образом:

  • Главенство рентабельности (объемы выпуска, количество филиалов и клиентов, ассортимент продукции, сумма баланса и т.п. являются второстепенными по сравнению с эффективностью работы предприятия в целом и его подразделений).
  • Рост объемов бизнеса предприятия (организации) оправдан лишь при сохранении прежнего уровня или росте эффективности.
  • Мероприятия по обеспечению роста доходности не должны повышать допустимые для конкретных условий функционирования предприятия уровни рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Задачи  и методы контроллинга

 

Основные задачи, поставленные перед контроллингом, судя по учебникам, [2. Контроллинг. Учебник; 3. Контроллинг как инструмент управления предприятием] это:

  • планирование,
  • контроль,
  • анализ,
  • помощь в принятии управленческих решений,
  • координация используемых в организации систем менеджмента.

Задачи контроллинга представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Задачи контроллинга

 

При рассмотрении задач  контроллинга нужно сособо отметить такие важные вещи, как учет затрат, обслуживание сферы инвестиций, обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании, автоматизация управления компанией. В последнее время все чаще ставятся задачи по управлению страховой деятельностью предприятий, работе обширной системы информационного снабжения предприятия, по оповещению путём управления системой ключевых финансовых индикаторов, а также по управлению системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и системой менеджмента качества.

Методы контроллинга определяются характером задач, стоящих перед ним, после декомпозиции всего перечисленного выше, поэтому методов у контроллинга действительно много.

При всем разнообразии методов контроллинга облегчить понимание их разновидностей позволяет классификация. В экономической  литературе принято разделение методов контроллинга на три условные группы [4. Контроллинг в бизнесе] :

  1. Методы общие для всех наук – те, что характерны любой науке; такие как: наблюдение, сравнение, история развития, анализ, синтез, систематизация, выявление закономерностей, прогнозирование и множество других.
  2. Методы ряда отдельных наук – тех, что используют планирование, учет, анализ, управление, статистику, кибернетику, информатику.
  3. Методы специфические – нормирование, моделирование, планирование и бюджетирование, учет по центрам ответственности, анализ отклонений, метод сумм покрытия, анализ безубыточности предприятия.

В общей сложности только для решения задачи учета затрат существует целая собственная классификация методов:

  1. По обьектам учета:
  • по видам затрат;
  • по центрам затрат;
  • дифференцированный по базам распределения затрат.

Информация о работе Контроллинг в системе менеджмента