Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
- рассмотреть сущность и содержание контроллинга;
- исследовать контроллинг как функцию управления и функцию поддержки управления;
- дать современное состояние контроллингу в России;
- определить знания, навыки и способности контроллеров в России;
Объект исследования – контроллинг в системе менеджмента на отечественных предприятиях.
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика требует новых подходов к управлению. Один из наиболее успешных среди них – контроллинг. Он выступает синтезом таких дисциплин, как управленческий учет и экономика предприятия, претерпевших изменение из-за включения в их инструментарий новых методов, средств и даже информационных технологий. Считается, что для формирования системы контроллинга необходимо создание независимой службы.
Сегодня в России в
среде управленцев и
Российские предприятия испытывают большие затруднения в заполнении вакансий контроллеров в своем департаменте по причине отсутствия на рынке труда работников, отвечающих выдвигаемым на эту должность требованиям.
Сейчас на рынке есть бухгалтера, экономисты и финансисты, которые считают себя контроллерами. К сожалению, у подавляющего большинства таких претендентов весьма далекое представление о контроллинге, в общем, о миссии и задачах контроллинга, наконец, о философии контроллинга, в частности.
Не лучше, как показывает практика, обстоит дело в понимании сути контроллинга, его места и роли в системе управления и со стороны работодателей, включая тех, кто уже начинает воспринимать контроллинг как инструмент управления.
Положение усугубляется созвучием слова «контроллинг» с привычным для всех словом «контроль». Соответственно ассоциативно начинает укореняться заблуждение, что контроллеры – это те, кто контролируют все и вся, причем контролируют жестко. Впрочем, об этом много написано и много сказано. Как и о том, что слово контроллинг по-английски означает в первую очередь «управлять», «регулировать», и только в последнюю очередь «контролировать».
Цель курсовой работы – рассмотреть контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
- рассмотреть сущность и содержание контроллинга;
- исследовать контроллинг как функцию управления и функцию поддержки управления;
- дать современное
состояние контроллингу в
- определить знания, навыки и способности контроллеров в России;
Объект исследования – контроллинг в системе менеджмента на отечественных предприятиях.
Предмет исследования – контроллинг в системе менеджмента на предприятиях Российской Федерации, проблемы в применении контроллинга и пути преодоления.
Основываясь на информации о повышении роли управления в деятельности предприятий, я считаю, что тема курсовой работы актуальна и важна будет до тех пор, пока не появятся более развитые системы управления, способные еще эффективнее выполнять функции управления. На мой взгляд, знать данную информацию полезно будет всем имеющим отношение к менеджменту.
1.СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЛИНГА.
1.1.Краткие
исторические сведения о
Для понимания сущности контроллинга как системы управления полезно знать, как она появилась. История появления концепции современного контроллинга насчитывает несколько столетий, а точнее, первое упоминание о нем есть в документах конца 15 века.
Учеными было отмечено, что возникновение контроллинга обусловлено развитием предпринимательства и науки управления в ответ на воздействие различных факторов внешней среды. Обобщая их мнения, можно привести в хронологической последовательности наиболее важные моменты в появлении контроллинга.
Конец 15 века - введение должности
«Countrollour» при дворе
Через два года после падения британской колонии (1778 г.) законодательно США учредило ведомство «Comptroller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts» с задачами «управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств».
В 1880 году в США впервые контроллинг использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом, и в 1892 г. появилась служба контроллинга.
К 20-м годам XX века значение службы контроллинга возросло до уровня координации деятельности в крупных промышленных компаниях, о чем свидетельствует вышедший в Америке в 1921 г. законодательный «Акт о ведении бухгалтерского учёта и составлении бюджета».
Экономический кризис 1929 г. привел к пониманию роли ранее пренебрегаемого производственного учёта, а также к необходимости внедрения на предприятии наряду с планированием элементов контроллинга. Контроллинг приобрел официальный статус одного из инструментов активного экономического управления с ориентацией его функций на будущие события. Соответственно такому ориентированному в будущее рассмотрению задачи контроллера стали всё больше связывать с вопросами планирования и контроля. Причём, изменилось место контроллера в организационной иерархии предприятия. Контроллер вышел на один уровень с казначеем (финансовым директором).
С 30-х до начала 80-х годов происходила интеграция контроллинга с новейшими разработками в области планирования, учёта, контроля и анализа. Это явилось большим вкладом в развитие концепции контроллинга как единой взаимосвязанной системы, произошло становление контроллинга как гибкой, оперативной системы управления и оптимизации.
После второй мировой войны обострился интерес германских предпринимателей к новейшим разработкам в области производственного учёта и анализа хозяйственной деятельности, потом эта идея попала в Францию, в начале 90-х годов в СНГ, к концу века о ней знали во всем мире.
1.2 Сущность контроллинга
По причинам того, что концепция контроллинга попадала из одной страны в другую, постоянно совершенствуясь и адаптируясь под нужды той страны, где находилась, получилось так, что в различных странах у занимающихся контроллингом менеджеров формировалось различное мнение о том, что это такое. Так, например, в США присутствовал сильный уклон в бюджетирование, управление страхованием, управление налоговой стороной. В Германии более сильно развито управление затратами и их планирование.
Судя по бизнес – словарям [1. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь], контроллинг - это система управления, координирующая как усилия различных частей организации, так и взаимодействия различных систем менеджмента и контролирующая их эффективность в достижении организацией заранее поставленных целей. Поскольку все цели организации делятся на краткосрочные и долгосрочные, соответственно и контроллинг делится два аспекта: стратегический и оперативный.
Принципиальные виды контроллинга в соответствии с долгосрочными и краткосрочными целями управления представлены на рисунке 1.
Рис.1 Стратегический и оперативный контроллинг
Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития. Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Цель оперативного контроллинга состоит в обеспечении прибыльности и ликвидности предприятия. А целевая задача всего контроллинга — построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.
Однако для полного и окончательного раскрытия сущности контроллинга этого явно мало, и, если разобраться глубже, то видно, что контроллинг объединяет в себе две составляющие: инструмент (1) и философию (2).
1. Контроллинг как инструмент - ориентированная на достижение целей, комплексная система информационно - аналитической и методической поддержки руководителей в различных функциональных сферах финансово-хозяйственной деятельности компании (организации, предприятия, корпорации, органа государственной власти), включающая в себя помощь в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений, направленная на координацию взаимодействия используемых в организации систем менеджмента и контроля их эффективности.
Сегодня такая система включает в себя также управление страховой деятельностью предприятий, обширную область информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления набором ключевых финансовых индикаторов, управление реализацией стратегического, тактического и оперативного планирования, а также менеджмент качества.
Контроллинг как инструмент используется:
2. Контроллинг - как философия и образ мышления руководителей - ориентирован на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочной перспективе.
Основные постулаты
современной философии
Основные задачи, поставленные перед контроллингом, судя по учебникам, [2. Контроллинг. Учебник; 3. Контроллинг как инструмент управления предприятием] это:
Задачи контроллинга представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Задачи контроллинга
При рассмотрении задач контроллинга нужно сособо отметить такие важные вещи, как учет затрат, обслуживание сферы инвестиций, обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании, автоматизация управления компанией. В последнее время все чаще ставятся задачи по управлению страховой деятельностью предприятий, работе обширной системы информационного снабжения предприятия, по оповещению путём управления системой ключевых финансовых индикаторов, а также по управлению системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и системой менеджмента качества.
Методы контроллинга определяются характером задач, стоящих перед ним, после декомпозиции всего перечисленного выше, поэтому методов у контроллинга действительно много.
При всем разнообразии методов контроллинга облегчить понимание их разновидностей позволяет классификация. В экономической литературе принято разделение методов контроллинга на три условные группы [4. Контроллинг в бизнесе] :
В общей сложности только для решения задачи учета затрат существует целая собственная классификация методов: