Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть контроллинг в системе менеджмента. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд поставленных задач:
- рассмотреть сущность и содержание контроллинга;
- исследовать контроллинг как функцию управления и функцию поддержки управления;
- дать современное состояние контроллингу в России;
- определить знания, навыки и способности контроллеров в России;
Объект исследования – контроллинг в системе менеджмента на отечественных предприятиях.
На рисунке 4 представлена пирамида контроллинга, в которой отражены базовые компоненты контроллинга в иерархии их влияния на эффективность деятельности предприятия.
Если оценивать современное состояние контроллинга по уровням пирамиды, то большинство систем контроллинга на предприятиях работают в верхней ее части, отделенной на рисунке 4, линией.
Современный контроллинг работает с вторичными источниками информации, не выходя в те слои, которые оказывают на эффективность деятельности предприятия существенно большее влияние. Речь идет о таких направлениях, как организация рабочих мест и производственных процессов на принципах научной организации производства, за счет чего, по оценкам экспертов, можно добиться роста интегральных показателей эффективности на 15-30%. В настоящее время практически не затрагиваются проблемы управления инновациями на предприятии. А именно там заложен по разным оценкам потенциал роста эффективности порядка 50-75%.
Рис 4. Пирамида контроллинга на предприятии.
Специалисты, реализующие функции контроллинга на предприятии, обычно называются контроллерами. Контроллеры выполняют следующие функции:
1. Разработка систем
и поддержка процессов
2. Организация сбора,
измерения, анализа и
3. Структурирование
4. Координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;
5. Обеспечение прозрачности,
понятности и объективной
6. Формирование интегрированной
концепции управления
Принципиальное отличие руководителя и контроллера заключается в том, что руководитель, в конечном итоге, отвечает за результаты деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений (центров ответственности). Контроллер отвечает за правильность использования методов и инструментов планирования, контроля, анализа и принятия решений, а также за прозрачность и наглядность представления достигнутых результатов. Данный принцип справедлив по отношению к руководителям и контроллерам всех уровней иерархии управления.
Первое упоминание о контроллинге есть в документах конца 15 века в качестве введения должности «Countrollour» при дворе английского короля, в задачи которого входили документирование и контроль денежных и товарных потоков.
Контроллинг - это система управления, координирующяя как усилия различных частей организации, так и взаимодействия различных систем менеджмента и контролирующая их эффективность в достижении организацией заранее поставленных целей. Поскольку все цели организации делятся на краткосрочные и долгосрочные, соответственно и контроллинг делится два аспекта: стратегический и оперативный. Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития. Цель оперативного контроллинга в обеспечении прибыльности и ликвидности предприятия. А целевая задача всего контроллинга — построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.
Контроллинг объединяет в себе две составляющие: инструмент и философию. Контроллинг как инструмент - это ориентированная на достижение целей комплексная система информационно - аналитической и методической поддержки руководителей в различных функциональных сферах финансово-хозяйственной деятельности компании. Контроллинг - как философия и образ мышления руководителей - ориентирован на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочной перспективе.
Основные задачи, поставленные перед контроллингом:
Методы контроллинга определяются характером задач, получившихся после декомпозиции основных задач, методов действительно много.
Точно так же, как от задач, поставленных перед контроллингом, зависят его методы, взаимосвязаны функции контроллинга и его место в управлении. Общей функцией контроллинга является координация усилий каждого подразделения предприятия и отдела управленческой системы на достижение целей, которые ставит перед собою предприятие в производственной, финансовой и управленческой деятельности.