Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 08:23, контрольная работа
1. Типы деловой карьеры
2. Стратегия планирования персонала
Типы деловой карьеры
Понятие «карьера» присутствует в «Словаре живого великорусского языка» В. Даля, где трактуется как «путь, ход, поприще жизни, службы, успехов и достижения чего-либо». Таким образом, в России оно было известно уже в XIX веке и ассоциировалось с выбором сферы общественной, профессиональной деятельности, а также с достижением успеха. Поскольку понятие карьера в настоящее время необязательно связывается с профессиональной деятельностью, для обозначения стремления к успеху в профессиональной сфере употребляется понятие «деловая карьера», под которым понимается самореализация личности в процессе профессионального роста, смены занимаемых профессиональных позиций (профессий, должностей и т. п.). Понятие «деловая карьера» тесно связано с понятиями «профессия» и «специальность». Под профессией понимается определенный род общественно полезной трудовой деятельности. В пределах одной профессии может быть выделено несколько специальностей.
Специальность – это вид
Квалификация – это уровень подготовленности, степень пригодности к какому-либо виду труда. Деловая карьера предполагает выбор и смену профессий, специальностей и специализаций, изменение квалификации. Деловая карьера может быть реализована разными путями и предполагает большое разнообразие возможностей.
Существует много типов деловой карьеры. Рисунок 1.1.
Рис.1.1 Типы деловой карьеры
Прежде всего, различают карьеру внутриорганизационную и межорганизационную. В случае внутриорганизационной карьеры работник проходит все стадии своего профессионального развития (поступление на работу, адаптация, профессиональный и должностной рост, уход на пенсию) в одной организации. При межорганизационной карьере профессиональное развитие осуществляется в разных организациях. Как внутриорганизационная, так и межорганизационная карьера может быть специализированной и неспециализированной. Специализированная карьера характеризуется тем, что профессиональное развитие происходит в одной профессиональной сфере (например, маркетинг, управление персоналом). Неспециализированная карьера предполагает смену профессиональных сфер. Внутриорганизационная карьера по направленности подразделяется на следующие виды:
а) вертикальная – предполагающая продвижение на более высокие ступени структурной иерархии;
б) горизонтальная – перемещение в другую функциональную область деятельности без повышения формального статуса либо выполнение определенной служебной роли, не имеющей жесткого формального статуса в организации (например, роль руководителя временной творческой группы), а также расширение или усложнение задач;
в) ступенчатая – последовательная смена этапов вертикального и горизонтального передвижения;
г) диагональная – одновременное продвижение в вертикальном и горизонтальном направлениях;
д) центростремительная – движение к «ядру» организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений, продвижение в рамках неформальной структуры организации (приглашение работника на встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительное обращение, важные поручения руководства).
Должностная карьера предполагает изменение преимущественно должностного статуса сотрудника. Это движение в рамках формальной структуры организации. Профессиональная карьера отражает рост профессионального мастерства, компетентности сотрудника. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (совершенствование в рамках одной профессии, специальности) или по линии транспрофессионализации (овладение другими профессиями, специальностями). В зависимости от того, какие основные потребности удовлетворяются при реализации того или иного карьерного пути, и каковы основные критерии успеха, различают следующие виды карьеры:
1. Властная (рост
влияния). Этот вид карьеры связан
либо с формальным ростом
2. Квалификационная. Данная карьера предполагает рост профессионализма.
3. Статусная – повышение статуса работника в организации, выражаемое в присвоении либо очередного ранга за выслугу лет, либо почетного звания за выдающийся вклад в развитие организации.
4. Монетарная (карьера
дохода). Этот вид карьеры предполагает
повышение уровня
Д. Сьюпером предложена типология карьеры, основаниями которой являются стабильность и непрерывность Данный подход интересен и тем, что в нем различаются типы женской и мужской карьеры, т. е. реализован гендерный подход. С точки зрения Д. Сьюпера, мужская карьера бывает следующих типов:
1) стабильная (человек после обучения сразу же вступает в профессию и впоследствии следует этому выбору);
2) обычная (после периода обучения следует серия профессиональных проб, которая заканчивается стабильной службой);
3) нестабильная
(чередование профессиональных
Типы женской карьеры:
1) карьера домохозяйки;
2) обычная карьера (после получения образования женщины работают до замужества, а затем становятся домохозяйками);
3) стабильная рабочая карьера (после получения образования женщина ходит на работу, которая становится делом жизни);
4) двухлинейная карьера (сочетание карьеры домохозяйки и стабильной рабочей карьеры);
5) прерывающаяся или прерванная (работа до замужества, затем пере- рыв в связи с рождением и воспитанием детей, затем возвращение к работе);
6) нестабильная
карьера (чередование более или
менее длительных периодов
7) карьера с множеством проб (последовательность несвязанных видов работ без стабилизации в какой-либо профессиональной области). Существуют и другие типологии карьеры. Например, по роду занятий выделяют карьеру врача, политика, руководителя и т. п. По успешности карьеру делят на «сложившуюся» и «не сложившуюся». По степени реализованности – на потенциальную и реальную. В условиях рыночной экономики карьеру можно разделить на карьеру наемного работника (руководителя, служащего) и предпринимателя. Типы карьеры не разделяются на «плохие» и «хорошие». Каждый из них имеет преимущества и ограничения, риски. Тип карьеры должен соответствовать карьерным целям, интересам, способностям и склонностям человека, а также быть реализуем в конкретных условиях. Помимо типов карьеры различают виды карьерного процесса. Интересную типологию управленческой деятельности предложил Молл Е. В качестве признаков классификации он выделил 4 показателя:
• Скорость продвижения по уровням иерархии системы управления;
• Последовательность занимаемых должностей (позиций);
• Перспективная ориентация карьеры (на вышестоящие должности; на сохранение занимаемой позиции; на борьбу за ее удержание);
• Личностные цели должностного продвижения (самореализация, личное обогащение, власть и др.).
Классификация, построенная на основе этих показателей, позволяет выделить 8 основных типов карьеры:
1. Суперавантюрная
карьера предполагает очень
– Случайные (в их основе лежит удачное стечение обстоятельств);
– Совместные (продвижение с более сильным лидером или с членами семьи, друзьями).
Исторический опыт свидетельствует о том, что суперавантюрные карьеры часто заканчиваются крахом.
2. Авантюрная
карьера допускает пропуск
3. Традиционная
или линейная карьера – это
постепенное продвижение вверх,
иногда с пропуском одной
4. Последовательно–кризисный тип карьеры характерен для периодов революционных преобразований, которые предполагают адаптацию руководителей к переменам. Невозможность адаптации снижает должностной уровень, ориентирует на борьбу за сохранение занимаемой позиции и личные интересы.
5. Прагматичный или структурный тип карьеры – это изменение сферы деятельности в зависимости от изменения внешней среды. Перемещения осуществляются в рамках одного уровня управления. Преимущества отдается личным интересам.
6. Отбывающий тип карьеры, характерен для руководителей, карьера которых завершена: перемещение вниз маловероятно, а движение вверх невозможно Ориентация на личные интересы – удержать занимаемую позицию.
7. Преобразующий
тип карьеры связывают с «
8. При эволюционном
типе карьеры должностное
Краткая характеристика 8 типов карьеры представлена в таблице 1.1.
Табл. 1.1. Типы карьеры в современной России
|
Показатели сравнения | |||
Скорость продвижения |
Последовательность занимаемых должностей |
Перспективная ориентация |
Личностный смысл продвижения | |
Суперавантюрный |
Очень высокая. |
Пропуск значительного числа ступеней. |
Дальнейшее продвижение. |
Различный. |
Авантюрный |
Достаточно высокая. |
Пропуск 2 должностных уровней. |
Различная. |
Личная преданность. |
Традиционный или линейный |
Определяется способностями человека, его связями и др. |
Возможны пропуск 1 ступени или непродолжительное понижение. |
Различая. |
Различный. |
Последовательно-кризисный |
Определяется способностью к адаптации. |
Определяется скоростью адаптации. |
Невозможность адаптации ориентирует на борьбу за сохранение занимаемой позиции. |
Личные интересы. |
Прагматичный или структурный |
Довольно высокая. |
Изменение сферы деятельности или организации. |
На вышестоящие должности, но в пределах одного класса управления. |
Личные интересы. |
Отбывающий |
Карьера завершена. |
На борьбу за удержание должности. |
Личные интересы. | |
Преобразующий |
Достаточно высокая |
Изменение сферы деятельности или реализация выдающейся идеи. |
Целеустремленность в будущее. | |
Эволюционный |
Зависят от процесса развития организации. |
На вышестоящие должности. |
Совмещение общественных и личных интересов. |
Преобладание того или иного типа карьеры зависит от социально-экономической ситуации, формы собственности, отрасли производства, особенностей конкретной организации. Исследование типов управленческой карьеры в современной России, показало, что 59% директоров крупных хлебопекарных заводов имеют традиционный тип карьеры, 25% – отбывающий, по 8% – авантюрный и прагматичный. В то же время в одном из ведущих банков России 33% работников высшего звена центрального аппарата присущи суперавантюрные типы карьеры.
2.
Стратегия планирования персонала
Работа по стратегическому и оперативному планированию представляет собой не одноразовый, а перманентный процесс. При этом речь должна идти о циклах планирования, которые вытекают из стратегии развития организации, определенной руководством организации и контрольными органами. Различие между классическим и современным пониманием стратегии заключается в отказе от ее рассмотрения как технократического инструмента планирования и перехода к тому, что планирование стратегии должно постоянно заниматься изучением рынков, их изменением и вытекающими из этого процессами приспособления и обучения. Требуется не разовый большой успех, а в большинстве случаев постепенное улучшение существующих сделок с целью сохранения или создания стратегических преимуществ конкурентной борьбы по отношению к отечественной и иностранной конкуренции (Табл. 2.1). Классическое понятие стратегии основывается на инвестиционном образе мышления (Portfolio). В соответствии с этим ресурсы предприятия (например, сырье, сотрудники, машины, капитал) используются с предназначением перспективного улучшения видов на прибыль - даже если в настоящее время это ведет к убыткам - с целью создания будущих потенциалов прибыли (инвестиция); исчерпывания имеющихся в данное время потенциалов прибыли (так называемое исчерпывание "дойных коров"); выхода из сфер, которые ни в настоящее время, ни в перспективе не имеют шансов па получение прибыли (сокращение инвестиций).
Табл. 2.1. Классическая и современная версии стратегического планирования
Критерии |
Классическое понимание |
Современное понимание |
Процесс планирования |
Цели >>> пути >>> средства |
Средства >>> пути >>> цели |
Основные гипотезы |
Мир стабилен и прогнозируем Возможна разработка долговечных преимуществ в конкуренции Цели измеримы и контролируемы |
Мир постоянно находится в движении Поиск краткосрочного преимущества в конкурентной борьбе Шансы на рынке появляются в большинстве случаев неожиданно Цели являются результатом культуры фирмы Стратегия как постоянный процесс обучения и приспособления |
Следствия из основных гипотез |
Вера в достижение каждой цели Превосходство поддающихся квалификации методов прогресс конкурентной борьбы с помощью стратегических скачков Тенденция к шаблонному образу действий Приоритетность фирменных покупок |
Более интенсивный учет имеющихся средств Количественные и качественные аспекты Прогресс конкуренции или продуктивности посредством постепенных улучшений Развитие спонтанного творческого подхода Более интенсивное подчеркивание формирования существующих сделок |
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Основы управления персоналом"