Контрольная работа по дисциплине «Социология управления»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. В чем состоит вклад Ф. Тэйлора в развитие науки об управлении?
Вопрос 2 Какова сущность "административной школы управления", основанной А. Файолем?
Вопрос 3. Каковы отличительные черты системного и ситуационного подходов к управлению ?

Файлы: 1 файл

Социология управления.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

по дисциплине: «Социология управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студентка: Осминина

Ольга Александровна

Специальность: «Менеджмент организации»

Регистрационный номер №3427/09-3

 

 

 

Подпись студента______________________________

 

 

 

Проверил_____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014 г.

Вопрос 1. В чем состоит вклад Ф. Тэйлора в развитие науки об управлении?

 Ответ: В мировой экономической, социологической и политологической науке подлинным родоначальником научных основ управления считается выдающийся американский инженер, исследователь и организатор производства Ф. У. Тейлор (1856-1915). Тейлор развивал «научное управление» (термин, введенный им самим) в четырех областях: а) нормирование (любой труд можно структурировать и измерить); б) исследование соотношения времени и задач (результат необходимо достигать к определенному времени, в противном случае вознаграждение за результат должно быть значительно меньше); в) систематический отбор и обучение кадров (каждая фирма, стремящаяся к долговременному успеху, думает о постоянном совершенствовании персонала); г) денежные стимулы, вознаграждение за конечный результат (эффективный менеджмент предполагает вознаграждение не за деятельность, а за результат). «Главнейшей задачей управления предприятием,- писал он в своей главной книге «Научная организация труда» - должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника».

Все многообразие элементов управленческой деятельности, по его мнению, должно быть интегрировано в единстве «четырех великих» основных принципов управления: 1) разработка истинных научных основ производства; 2) научный подбор рабочих; 3) их научное дружественное сотрудничество между администрацией и рабочими, обучение и тренировка; 4) тесное сотрудничество. Только при неукоснительном претворении этих четырех принципов «научное управление обеспечивает справедливые интересы, как рабочих, так и предпринимателей и приносит выгоду всей нации в целом».

 

Вопрос 2 Какова сущность "административной школы управления", основанной А. Файолем?

Ответ: Родоначальником административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926). Главная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно осуществлять свою деятельность.

Принципы управления, сформулированные А. Файолем.

  1. Разделение труда, т. е. специализация, необходимая для результативного использования рабочей силы, применительно к управленческому и исполнительскому труду.
  2. Дисциплина. Эффективным средством воспитания дисциплины является личный пример руководства. Необходимо установить общие правила для членов коллектива и контролировать их выполнение.
  3. Единоначалие. Единоначалие обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства.
  4. Единство руководства. Виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и следовать единому плану.
  5. Власть и ответственность. Власть и ответственность взаимосвязаны между собой.
  6. Подчинение частных интересов общим. Интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.
  7. Вознаграждение. Стимулирование труда работников должно быть справедливыми, и каждый работник должен знать, за что он получает вознаграждение и в каком размере.
  8. Стабильность рабочего места для персонала. По мнению А. Файоля, слишком сильная текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления.
  9. Инициатива, т. е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Файоль считал, что подчиненные должны получить возможность проявить личную инициативу, т. к. это стимулирует их к более эффективной деятельности.
  10. Порядок, т. е. «всему (каждому) свое место, и все (каждый) на своем месте». Работник должен знать свои обязанности, меру ответственности и соблюдать должностные инструкции.
  11. Справедливость. Лояльность и верность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным. Необходимо вовремя разрешать конфликтные ситуации, стараться не допускать назревания конфликта.
  12. Централизация. Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти в зависимости от сложившихся обстоятельств.
  13. Скалярная цепь, т. е. «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком скрупулезное следование ей может помешать эффективному управлению.
  14. Корпоративный дух, т. е. принцип «в единении – сила». А. Файоль считал, что в организации должна быть хорошо развита корпоративная культура, каждый работник должен понимать цель деятельности организации, ее миссию и свою роль для достижения поставленных целей.

Особенность использования принципов: их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется процесс управления. В связи с этим число принципов управления неограниченно.

 

 Вопрос 3. Каковы отличительные черты системного и ситуационного подходов к управлению ?                     

Ответ:  В 60-70-х годах 20 века в мировой управленческой мысли все более явственно на передовые позиции выходит системный подход в управлении, базирующийся на теории систем. Наиболее известными представителями этого направления являются лидеры структурно функционального анализа Т. Парсонс и Р. Мертон, а также Дж. Форрестор, Р. Саймон, Л. Гьювик и др. Последний из них, в частности, подчеркивает: управление все более становиться искусством и одновременно наукой в силу того, что оно стремится на систематической основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

В последние годы в теории управления наряду с системным подходом используется ситуационный подход. В его разработку существенный вклад внесли Д. Вудворд, Ф. Лутанс, П.Лоуренс и др. В основе этого подхода находится концепция, утверждающая, что оптимальное и эффективное управление возможно только при таких условиях, когда внутреннее функционирование организации четко согласованно с требованиями стоящей перед ней задачи, ее техническим оснащением, потребностями персонала (внутренние переменные) и внешним окружением (внешние переменные). Причем с учетом тех конкретных обстоятельств, в которых находиться данная система в данное время. Таким образом, в ней речь идет об управлении, осуществляемом в конкретной ситуации, поскольку общие принципы управления должны применяться по-разному в различных организациях и только тогда они будут способствовать более эффективному достижению целей организации.

 

Вопрос 4.  Какими принципами руководствуется современное управление?

Ответ: Современное управление руководствуется несколькими основополагающими принципами. Наиболее существенные из них таковы:

- Принцип органической взаимообусловленности  в целостности субъекта и объекта  управления. Управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект (коллектив, организация, техническая система, информация и т.п.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленному на ее достижение.

- Принцип государственной законности  системы управления организацией, фирмой, учреждением. Суть его такова: организационно-правовая форма фирмы  должна отвечать требованиям и нормам государственного законодательства.

- Принцип обеспечения внутренней  правовой регламентации создания, функционирования и развития  фирмы (организации, учреждения и  т.п.). Вся деятельность фирмы должна  осуществляться в соответствии  с требованиями внутреннего устава (учредительного договора), содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Министерстве юстиции.

- Принцип найма руководителя: в  соответствии с ним решается  вопрос - назначать или избирать  руководителя (в научных учреждениях, например, в Академии наук, существует выборность президента, директора института, зав. лабораторией, а на предприятии - назначение директора.) Это определяется содержанием деятельности, целей и задач организации.

- Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.

- Принцип многовариантности управленческих  решений диктуется необходимостью  осуществлять выбор одного рационального  и эффективного решения из  множества возможных, в том числе  и альтернативных решений по  выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.

- Принцип обеспечения устойчивости  системы по отношению к внешней  среде. Устойчивость и стабильность  управленческой системы определяется  качеством стратегического управления  и оперативного регулирования, приводящего  к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде, в том числе и неблагоприятным.

- Принцип мобильности процесса  управления. Наряду с устойчивостью  управление должно быть мобильным, т.е. быстро и без особых трудностей  приспосабливаться к изменению внутренней среды организации (фирмы) и внешней среды - потребителей товаров и услуг, конъюнктуры рынка, к научно-техническим изменениям.

- Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации  управления, тем выше качество  процесса управления и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.

- Принцип единства руководства, сущность которого можно выразить так: в одной организации, будь то промышленное предприятие, торговая фирма, научное учреждение или армия, должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

 

Вопрос 5. Каковы основные функции управления?  

Ответ: - Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Реализуется посредством выдвижения 1) целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; 2) целей-заданий - планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе ее управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; 3) целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации- фирмы, предприятия, корпорации и т.п.

Вторая функция управления - административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, прием, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

Управленческая деятельность неосуществима без выполнения информационно-аналитической функции, которая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчиненных ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включенных в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п. Без этого невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

Четвертая функция управления - социальная, заключающаяся в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровления работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

Пятая функция управленческой деятельности - прогнозирование, заключающаяся в определении возможных изменений в окружающей социальной среде. Например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, а также внутренних изменений в самой организации, в том числе ее кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Социология управления»