Контрольная работа по "Истории менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но ни как «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos - народ, ago - веду ). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления - с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства приходится, как правило, на периоды демократических режимов.

Содержание работы

1. Введение

2. Основная часть
Школа научного управления и её вклад в историю менеджмента
Две концепции организации управления Дугласа Макгрегора ( теория Х и теория У )

3. Заключение

4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контр. раб. История менеджмента.DOC

— 99.00 Кб (Скачать файл)

                      

 

              МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  СЕРВИСА   

    

  ФАКУЛЬТЕТ « ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА ,КОМЕРЦИИ И ТУРИЗМА  »

 

               КАФЕДРА « МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИЙ  СФЕРЫ СЕРВИСА ».

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

                               КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

                           по дисциплине  « ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ».

                

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГРУППЫ МЗ 2/2

 

                                                                         Андрей  Станиславович

 

                                                                             _________________ подпись

 

 

                                                           ПРОВЕРИЛ:      __________________                                                          

 

                                                         Преподаватель : 

 

 

 

 

                                                  Москва 2006г.

 

 

 

 

 

                                       

 

                                           СОДЕРЖАНИЕ  :

 

 

 

 

  1. Введение

 

  1. Основная часть

Школа научного управления и её вклад в историю менеджмента

Две концепции организации  управления Дугласа Макгрегора ( теория Х и теория У )

 

  1. Заключение

 

  1. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

  

        Менеджмент - что же это такое, какова этимология этого термина?    Каково истинное значение этого слова? Для того чтобы это установить нужно прежде всего выявить его исторические корни.

     В античной  Греции буквального аналога слову  «менеджмент» не существовало. Самое  близкое по звучанию и значению  слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но ни как «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos - народ, ago - веду ). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления - с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства приходится, как правило, на периоды демократических режимов. ( И сегодня, в 90-е годы ХХ века, с установлением в России демократической власти, расцвели популизм, заигрывание с народом, стремление завоевать авторитет словесными обещаниями и. если хотите, демагогией ). Древнегреческое ago, несёт в себе смысл руководства, управления, а кроме того - ведения дела, воспитания. Стоит только поменять приставку «demos» на приставку «paid»

(дитя ), мы получим новое слово - педагогика. Педагогика - это искусство воспитания и ухода за детьми. Вместе с там, древнегреческое «paidogogeo» обозначало не только «воспитывать», но и «руководить», «организовывать»,

«устраивать» и «обучать». Время шло и на смену греческой цивилизации пришла римская. В латинском языке существует слово mancerts - предприниматель, подрядчик. Первоначально так назывался откупщик государственных доходов. В Древнем Риме mancipium означало право собственности и само имущество, находящееся в чьей либо собственности.

Mancipio означает «передавать в собственность», покупать что либо (или даже кого-либо ).Само по себе слово «mancipio» образовалось от слияния двух самостоятельных слов: manus u capio. В латинском за словом manus тянется целая цепочка значений : рука - насилие - власть - работа - труд - произведение. А что же означает «capio» ? Не трудно догадаться, что перед нами - прародитель самого главного термина современной экономики - капитала.. Действительно capio обозначает приобретать, наследовать, прибирать к рукам, присваивать. Теперь сравним ряды значений двух слов - manus u capio Мы видим их смысловое и содержательное сходство: производить и накапливать, трудиться и присваивать. Поэтому mancepts и переводится как «предприниматель» - человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упорством, но и также хитростью и ловкостью.

 

 

                                                            3.

 

 

 

     Английское  слово «manage» означает не просто управлять, но ухитряться, не просто руководить, но умудряться. Иными словами, на «вкалывать» в поте лица, а ловчить, ловить удачу, укрощать или усмирять других.

Управление  есть совокупность искусства и науки. Задача которых, во-первых, стимулировать  людей и направлять их, чтобы они действовали в рамках порученного им дела так же, как они поступали бы по собственной инициативе при условии понимания ими всех взаимосвязей, причин и последствий каждой конкретной ситуации : и, во-вторых, объединять деятельность всех людей внутри организации...

    Оно это  искусство, как раз и заключается  в умении или, если хотите, хитрости  так регулировать действия людей,  чтобы они этого не замечали, чтобы они не чувствовали над  собою никакого давления или  насилия. Иными словами, выполняя  поручение, подчиненные должны вести себя так, будто действуют по собственной инициативе. Стало быть, главное в искусстве менеджера- мотивировать и заинтересовать людей в добровольном подчинении.

      Если  вы принуждаете или манипулируете,  т.е. действуете методом «кнута и

пряника», то это не менеджмент. Назовите эго управлением, руководством или как-то еще, но с искусством менеджера  оно имеет ничего общего. С лошадью  тоже можно обращаться по-разному, например, впрячь ее в тяжелую

повозку и постоянно  подхлестывать плетью, когда она сопротивляется. Однако с искусством верховой езды это не имеет ничего общего.

     Великий  немецкий социолог Макс Вебер  писал: после того, как капитализм зародился и вошёл в свою более зрелую форму, функции и деятельность менеджера изменились. В период первоначального накопления успех предпринимателя зависел от размеров капитала, который он вкладывал в дело, наличия квалифицированных  кадров и главное - современной техники и технологии. Но в дальнейшем успех дела всё сильнее зависел от умения предпринимателя лавировать на рынке, выгодно сбывая продукцию, знать маркетинг, обходить конкурентов, находить выгодных поставщиков и клиентов. Короче говоря, успех определялся умением ловчить, лавировать в лабиринте невидимых факторов, включающих в себя психологию потребителей, их установки, мотивы и предпочтения, владелец капитала. Когда фирма небольшая, он самолично справляется и с экономическими и с техническими, и с собственно управленческими задачами. Но когда масштабы предприятия расширяются, ему требуется профессиональный помощник.           Менеджер - наёмный работник, а не компаньон капиталиста. Он искушен в том, с чем предприниматель справляется не столь успешно. В профессиональные обязанности менеджера входит тонкое искусство руководства людьми, умение мотивировать и заинтересовывать их.

 

 

 

 

   А теперь обратимся  к истории менеджмента, как  социального института и смене  типов управления. Выберем только  ключевые, самые главные моменты,  когда менеджмент изменяется  настолько радикально, что в пору говорить об управленческих  революциях. Таким образом, под управленческой революцией мы будем понимать переход от одного качественного состояния менеджмента к другому.

     Первая революция произошла 4 - 5 тыс. лет назад - в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию - превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т. е. менеджеров. Эта трансформация удалась благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертву. Достаточно, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов.

   В результате  на свет явился принципиально  новый тип деловых людей - ещё  не коммерческий делец или  капиталистический предприниматель,  но уже и не религиозный  деятель, чуждый всякой наживы. Собираемая с населения дань. Под видом отправления религиозного обряда, не пропадала даром. Она скапливалась, обменивалась и пускалось в дело. Оборотливые шумерские жрецы вскоре стали самым богатым и влиятельным классом. Их нельзя назвать классом собственников, так как приносимое в жертву являлось собственностью богов, а не людей . Оно  не могло присваиваться в личное пользование в личное пользование явным образом. Деньги для жрецов не служит самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятельности. Ведь жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали имущественными делами .

   Сохранились глиняные  таблички, на которых жрецы Шумера  аккуратно вели юридические, исторические и деловые записи. Некоторые из них, говорит американский историк, автор известного учебника по менеджменту Ричард Ходжеттс, относились к практике управления шумерских священников.

    Итак, в   результате первой революции  менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившейся позже в социальный институт и профессиональное занятие.

 

    Вторая революция в области менеджмента произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммураппи (1792 - 1750 гг. до н. э. ). Выдающийся политик и полководец, он

 

 

 

 подчинил себе соседние  Месопотамию и Ассирию. Для  управления обширными владениями  требовалась эффективная административная  система, с помощью который можно было бы успешно руководить страной не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных написанных законов. Знаменитый свод  Хаммурапи , содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества, - ценный памятник древневосточного права и этап в истории менеджмента.

   Выдающееся значение  кодекса Хаммурапи, регулировавшего  всё многообразие общественных  отношений между социальными  группами населения, состоит в  том, что он создал первую  формальную систему администрирования. Даже если бы Хаммурапи не сделал больше ничего, пишет Р. Ходжеттс, то и в этом случае он занял бы достойное место в ряду исторических персоналий менеджмента. Но он пошёл дальше, считает американский историк. Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было явным нововведением.

   Итак, суть второй  революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношения людей, наконец. В зарождении основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения.

 

     Только  через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возрождает былую славу и вновь напоминает себе  как о центре развития практики менеджмента.

   Царь Навуходоноссор 11 (605 - 562 гг.до н.э.) являлся автором  не только проектов Вавилонской  башни и висячих садов, но  и системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. Выдающийся полководец, он прославился и как талантлевый строитель, возведший храм богу Мардуку и знаменитые зиккураты - культовые башни.

   На текстильных  фаюриках Навуходоноссор применял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подобный методконтроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. В более современной форме этот метод применяется, по сведениям Р. Хаджеттса, и в современной промышленности.

   Итак достижения  Навруходоноссора11 - строительная деятельность  и разработка технически сложных  проектов, эффективные методы управления  и контроля качества продукции  - характеризуют третью революцию в менеджменте. Если   первая  была религиозно - коммерческой, вторая - светско -административной, то третья - производственно - строительной.

 

 

 

 

    Значительное  количество управленческих нововведений  можно обнаружить в Древнем  Риме . Но самые знаменитые из  них - система территориального управления Диолектиана (243 - 316 гг. н.э. ) и административная иерархия Римской католичской церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии. И сейчас её считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Её вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.

 

     Четвёртая революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией 18 - 19 веков, которая стимулровала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории менеджмента"