Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 19:38, контрольная работа
В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но ни как «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos - народ, ago - веду ). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления - с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства приходится, как правило, на периоды демократических режимов.
1. Введение
2. Основная часть
Школа научного управления и её вклад в историю менеджмента
Две концепции организации управления Дугласа Макгрегора ( теория Х и теория У )
3. Заключение
4. Список используемой литературы
По мере того как индустрия переросла границы вначале мануфактуры ( ручной фабрики ), а затем старой фабричной системы ( ранней машинной фабрики 19 века ), и созревала современная система акционерного капитала, владельцы всё более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на излечение прибыли. Руководитель- собственник, т.е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т.е. совместных (долевых) владельцев капитала.. Вместо единственного руководителя-собственника несколько наемных менеджеров - несобственников, рекрутировавшихся изо всех, а не только из привилегированных классов.
Новая система
собственности ускорила
Итак, началом
четвёртой революции в
Промышленная революция и классический капитализм в целом всё-таки
оставались временем буржуа. Менеджер не стал ещё ни профессионалом, ни главным героем. Только эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класс капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении. Её содержанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональную страту, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс.
Индустриальная
революция доказала, что чисто
управленческие функции не
Концепция
социолога М. Вебера о
Школа научного управления, и её вклад в теорию менеджмента.
В эволюции
любой науки наступает такая
пора, когда разрозненные данные
опыта, интуитивно
Безо всяких
преувеличений такой же
Каждый из элементов
порознь ещё не составлял сути
« научного менеджмента »,
Тейлор писал о сути своей системы : « Наука вместо традиционных навыков , гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ограничения производительности, доведение каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния ».
Приблизительно также он поступал и в сфере научной организации труда - всё рассчитывал, проверял, доказывал. О его упорстве и терпении можно, пожалуй слагать легенды. Так эксперименты по резанию металлов Тейлор неустанно проводил в течении четверти века, испробовав десятки тысяч опытов, подбирая различные сплавы, конструкции резцов, манипулируя скоростью и углами наклона. Разумеется ошибки были, но не это главное. Важнее другое. Тейлор в результате многолетних экспериментов создал новую науку управления, где, как и в механике Ньютона, траектории передвижения людей, инструментов и информации были строго рассчитаны, выверены до сантиметров и градусов. Впечатляющее знание « научного менеджмента », построенное Тейлором, можно назвать классической геометрией труда.
В научно организованном управлении, полагал Тейлор, должны существовать объективные законы или истины, которым обязаны в равной мере подчиниться все - и администрация, и рабочие. Перед законом все равны, иначе не будет правовой основы управления. Речь идёт не о юридических законах, а о стандартах и нормах труда. Они устанавливаются в экспериментах, проводимых учёными и экспертами, но согласуются и принимаются обеими сторонами - работниками и работодателями. Только в этом случае они будут неукоснительно соблюдаться. Их выполнение подкрепляется соответствующей мотивацией : высокая норма выработки даёт рабочим более высокий заработок, а предпринимателю - высокую прибыль.
Экономическая эффективность - это пожалуй , третья «сторона», которая также должна оказаться в выигрыше. Рассчитывая трудовые нагрузки на одного рабочего, Тейлор устранял все ошибочные, медленные и бесполезные движения. В реальных действиях любого человека много постороннего и бесполезного, что требует затраты энергии и не приносит никакой эффективности. Создавая идеальные прямые рабочих движений, отсекающие всякие изгибы и отклонения, Тейлор в конечном итоге стремился найти идеал эффективного труда, самый правильный метод. Принцип экономии сил –
движущийся механизм в геометрии труда - требовал, чтобы максимальный результат достигался при наименьших затратах. В экспериментальных условиях устранение лишних движений давало прирост производительности труда в 2 - 3 раза. Правда и затраты физических сил человека увеличивались почти пропорционально. Вместе с тем зарплата повышалась лишь на 60%, что, конечно же, не всегда служило эквивалентной компенсацией . Возможно что, следуя пропорциям евклидовой геометрии, надо бы и зарплату увеличить не в полтора, а в два-три раза. Тогда установилась бы « гармоническая » пропорция между тремя величинами - производительностью, затратами и зарплатой.
Суть Тейлоровской системы в том, что в ней как и часах , все детали настолько точно подобраны, что их согласованное взаимодействие , по мысли автора, В принципе исключает любой произвол и беззаконие. Он предположил, недостатки в организации труда не бросаются в глаза, поскольку нормы производительности занижены. А это порождает безответственное отношение к выполнению обязанностей как у рабочих ( сознательное замедление темпа работы ), так и у администрации ( перекладывание своих функций на плечи подчинённых ). При этом « работа с прохладцей » - не причина, а следствие неполадок в системе управления.
Поставив точный диагноз болезни, Тейлор нашёл достаточно эффективное решение, которое действительно может просчитываться как аксиома труда. Тейлор полагал , если труд во всех звеньях и участках производства организован на научной основе, т.е. на рабочем месте имеется всё необходимое, применяются рациональные методы и приёмы труда, установлены достаточно высокие нормы, то рабочее время будет употребляться с наибольшей пользой. Отсюда вытекает важнейшее следствие: повысить эффективность производства можно, лишь решая двуединую задачу разработки технико-организационных и социально- психологических методов управления .
Такова в общих чертах система организации труда и управления, которая характеризует окончательный итог творческой эволюции Тейлора.
Теперь, после истечения
девяносто пяти лет со дня выхода
первого издания книги о
В 1957 Дуглас Макгрегор написал книгу « Человеческая сторона
предприятия » в которой описал разработанные им « теорию Х » и « теорию У».
Согласно подходу Макгрегора, в значительной мере действия менеджмента оказываются неэффективными в следствии ошибочных представлений руководителей о мотивах поведения и природе человека в труде. Вместо анализа объективно сложившейся ситуации на предприятии, выявления промахов в управлении менеджеры часто склонны видеть источник всех бед в лености или глупости работников, инертности их мышления и нежелании сотрудничать. Такой подход был якобы характерен для тейлоризма. Авторитарный стиль руководства Макгрегор назвал «теорией Х». Основной её предпосылкой являются предположение о том, что средне типичный человек не любит работы и стремится по мере возможностей её избегать. Потому его необходимо постоянно принуждать выполнять что-то, осуществляя жесткий контроль и угрозу наказания. Индивид не способен внести позитивный вклад в успех предприятия, если нет угрозы, что его лишат возможности удовлетворять важнейшие материальные потребности. Большинство людей предпочитают, чтобы ими руководили, стремятся не брать на себя ответственность, не имеют высоких амбиций и желают прежде всего безопасности.
Для решительной переориентации
менеджмента в связи с
Принятие на вооружение негативной концепции (теория Х) означает отстранение подчинённых от участия в выработке решений, подавление инициативы детальным, мелочным контролем. Позитивная концепция (теория У), предполагающая осуществление менеджером общего контроля и привлечения работников к управлению, больше соответствует демократическому стилю руководства.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории менеджмента"