Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:50, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы является: изучить комплекс теоретических знаний о менеджменте, а также умение разбираться в причинах построения и функционирования системы управления предприятием в условиях рынка.
В процессе изучения курса научиться быть восприимчивым к инновациям, уметь творчески применять в предпринимательской деятельности, самостоятельно мыслить. Задачами контрольной работы являются:
− анализировать и оценивать эффективность результатов производственно- хозяйственной деятельности и систем организации управления на различных уровнях;
− выявлять возможности и определять направления оптимизации этих систем;

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ключ к успеху — быть в курсе событий сферы косвенного воздействия, предсказывать их влияние на отрасль, пытаться руководить предприятием таким образом, чтобы в наибольшей степени использовать внешние воздействия с пользой для своего предприятия.

Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, внутренние переменные в основном являют результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируют руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», руководство должно преодолеть. Так, монотонность и усталость, связанные с работой на конвейере, нельзя преодолеть, отказались от сборочных конвейерных линий, потому что, поступив, организация поставит под угрозу свое существование. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, — это цели, структура, задачи, технология и люди.

1. Цели. Организация — это группа людей с осознанными общими. Ее можно рассматривать как средство достижения некоторое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они могли бы выполнить индивидуально. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации.

Цели могут быть разнообразными, особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены главным образом на производстве определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений — затрат и получаемой прибыли. Эта задача отражена в таких целях, рентабельность и производительность. Государственные органы учебные институты и некоммерческие организации не стремятся получать прибыль, но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.

 Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для чтобы получить, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и: социальная ответственность. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие цели руководства.

2.Структура. Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Понятие «функциональная область» относится к работе, которую выполняет то или иное подразделение организации в целом, например, маркетинг, производство, обучение персонала, планирование. Структурные переменные будут подробно рассмотрены ниже. Здесь же мы сосредоточим внимание на двух основных концепциях, имеющих отношение структуре: специализированном разделении труда и сфере контроля.

В большинстве организаций разделение труда не означает случайного распределения процессов между работниками. Характерной особенностью является специализированное разделение труда — закрепление данной работы за специалистами, то есть тел кто способен выполнить ее лучше с точки зрения организации к единого целого. В данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточна велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как конкретно осуществить разделение труда в организации — вопрос, который относится к самым существенным управленческим решениям. Выбор функциональных областей определяет основную структуру и в значительной степени — возможности успешной деятельности. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненное лиц на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Сфера контроля — важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется большое число людей, мы говорим о широкой сфере контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, то есть каждому руководителю подчиняется небольшое число людей, можно говорить о многоуровневой структуре.

Не существует идеальной сферы  контроля. Многие переменны внутри самой организации и во внешней среде могут влиять на нее. Более того, ни сфера контроля, ни относительная «высота» структуры организации не являются показателем ее размера.

3. Задачи. Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которые должны быт выполнены заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются: не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Задачи организации традиционно делят на три категории: работа людьми, предметами (машинами, инструментами, сырьем), информацией.

Два других важных момента  в работе — это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. В общем можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода от низшего уровня к высшему.

С исторической точки  зрения изменения в характере  и содержании задач были тесно связаны с эволюцией специализации. Специализация задач быстро нашла применение во многих простых операциях. С давних пор существовала тенденция расширения специализации и тем самым дробления всей работы на более мелкие операции. В нашем веке технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию дач углубленной и сложной.

4. Технология имеет гораздо более широкое значение, чем традиционно считается. Большинство людей рассматривают технологию ж нечто, связанное с изобретениями и машинами. Однако ряд специалистов под технологией понимают сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задач включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.

Влияние этой переменной на управление в значительной мере определялось тремя крупными переворотами в технологии: промышленной революцией; стандартизацией и механизацией; применением конвейерных сборочных линий. В результате этих и более поздних инноваций технология и задачи стали сильно влиять на эффективность. Приведенные ниже классификации отражают взаимоотношения задач и технологий.

Классификация технологии по Вудворд. Из всех существующих систем классификации технологий наибольшей известностью используется система Джоан Вудворд — британской исследовательницы управления. Изучая производственные фирмы, она обнаружила, что все технологии можно разделить на три категории.

Единичное, малосерийное или индивидуальное производство, в котором одновременно изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий. Часто такое изделие изготавливается для определенного покупателя по его спецификациям или является опытным образцом.

Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на базе технологии массового производства.

Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах.

Классификация технологии по Томпсону. Социолог и теоретик организаций Джеймс Томпсон разработал для классификации технологий систему, отличающуюся, но не противоречащую предыдущей. По его мнению, технологии можно разделить на три следующие категории.

Многозвенные технологии характеризуются серией взаимозависимых  задач, которые должны выполняться  последовательно. Сборочные линии массового производства являются типичным образцом такого вида технологии.

Посреднические технологии характеризуются встречами групп  людей, таких, например, как клиенты  или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Интенсивные технологии характеризуются применением специальных приемов, навыков или услуг для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство. Примером такой технологии может быть монтаж фильма.

Категории, предложенные Томпсоном, не так уж сильно расходятся с категориями Вудворд. Многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового и некоторым формам непрерывного производства. Интенсивные технологии эквивалентны индивидуальным технологиям. Их целью является достижение максимальной гибкости производства. Посреднические технологии занимают промежуточное место между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства. Ими в основном пользуются, когда возможна и эффективна хотя бы некоторая стандартизация.

Следует отметить, что  никакой тип технологий не может  считаться лучшим, каждый имеет свои преимущества и соответствует выполнению определенных задач и достижению конкретных целей. Покупатели определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор.

5. Люди. Руководство достигает целей организации через других людей. Следовательно, люди являются центральным фактором в любой модели управления.

Существует три основных аспекта человеческой переменной   в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; характер поведения руководителя, менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В совокупности они рассматриваются как социотехнические системы.

 

 

 

 

 

2. Управляемая  и управляющая  подсистема

Управляющая система обычно состоит из блока определения целей и блока регулирования (регулятора), поддерживающего систему на траектории заданной первым из названных блоков. Рассмотрев социальную сущность и основные принципы управления, мы неизбежно приходим к выводу, согласно которому управление представляет собой сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными структурными компонентами. Поэтому при исследовании управленческой деятельности социология управления уделяет приоритетное внимание определению структуры и функций этой деятельности. Структура управления не остается неизменной, а характеризуется подвижностью и изменчивостью. Из определения её сущности становится очевидным, что она предполагает систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, составляющий предметную область управленческой деятельности. А это означает, что двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры являются субъект и объект управления. Субъект управления - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной цели. Объект управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т.п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения запланированной цели (целей). Объекты управления характеризуются большим разнообразием. Их можно типологизировать по нескольким основаниям.

По масштабам и уровням  управленческого воздействия объекты  управления подразделяются следующим  образом: страна, отрасль, регионы, предприятия  и т.п.

По видам регулируемой деятельности объекты управления дифференцируются на: производственную, социальную, политическую, социокультурную деятельность. По адресату управленческого воздействия объекты управления подразделяются на: население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности; население областных, районных, городских социально-территориальных общностей; персонал министерств и ведомств; персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений; персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и т.п. Но какой бы иерархический ранг или какой бы тип объекта управления мы не рассматривали, всегда и везде на передний план в социологическом исследовании управленческой деятельности выдвигаются социальные отношения и взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности и объединенных в те или иные социальные организации и институты. В структуре управления наряду с дифференциацией людей на две основные группы, из которых первые разрабатывают и осуществляют управленческие решения, а вторые осуществляют производственную, политическую и иную деятельность в соответствии с принятыми решениями, существует ряд компонентов, которые в наиболее существенных своих чертах определяются теми задачами, которые решаются в процессе осуществления управленческой деятельности.

Основные задачи управленческой деятельности:

  1. Определение основной цели или дерева целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации - корпорации, фирмы и т.п.
  2. Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общефирменной цели (или целей). Самое важное в управлении - не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения.
  3. Хорошо продуманная и рационально организованная мотивация персонала на достижение цели фирмы (организации) и успешное решение стоящих перед нею проблем.
  4. Формирование в фирме организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации) и регулирующих взаимодействия между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организации по поводу осуществления их функций. Организационный порядок воплощается в формальную организацию, обеспечивающую стабильность и устойчивость данной фирмы, корпорации и т.д., результативность управления ею.
  5. Разработка и осуществление технологии изменений, ведь эффективность управления в решающей степени определяется по способности к изменениям, по умению вовремя понимать их необходимость и столь же вовремя начинать и быстро проходить переходный этап.
  6. Четкое определение диагностики управления или, говоря иными словами, определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в каждой организации. Установление диагностики управления очень важно, ибо оно дает возможность преодолеть часто встречающееся противоречие между ростом и развитием, между масштабами управления, с одной стороны, и его целями, методами и средствами, - с другой. Хорошо известен феномен "директора цеха", когда бывший начальник цеха или председатель колхоза, продвинувшись вверх по служебно-должностной лестнице, готов и заводом, и городом, и областью руководить таким же образом, как и прежде цехом, но только очень большим. В таких случаях в объекте управления возникают не только зоны слабой управляемости, но и точки неуправляемости, что резко сужает диапазон эффективного управления системой.
  7. Четкое представление о том, какова должна быть реализация управленческого решения. К сожалению, в существующей в настоящее время практике управленческой деятельности многих организаций, предприятий, учреждений и т.п. реализация принимаемых решений не воспринимается в качестве самостоятельного структурного компонента и важной стадии разработки и осуществления управленческого решения. Более того, управленческие решения зачастую вообще не просчитываются на реализуемость, а это существенно снижает возможности контроля за их выполнением.
  8. Разработка системы контроля за выполнением принятого решения, определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций или их подразделений, срывающих выполнение принятых решений или недостаточно целеустремленно и активно действующих во имя поставленных управляющей подсистемой целей и задач.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"