Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука менеджмент появился 100 лет назад. Основные направления (школы) менеджмента за этот период:
• школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и др. - рациональность труда плюс материальная заинтересованность ведут к повышению эффективности;
• административная (классическая) школа Файоля, Вебера и др. (1920-1950)- универсальный принцип управления;

Содержание работы

1.Содержание понятия “менеджмент”. Основные подсистемы системы управления предприятием: управляющая и управляемая……………………...3
2.Процессуальные теории мотивации…………………………………..12
3.Составьте организационную схему управления предприятием (подразделением), в котором Вы работаете. Дайте характеристику рассматриваемой структуры: тип структуры; принципы формирования основных подразделений; количество уровней управления; степень ее соответствия внешним и внутренним условиям предприятия…………….....17
4. Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

менеджмента.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
(ФГБОУ ВПО «ВГТУ», ВГТУ) 
 
факультет вечернего и заочного обучения

 

 

Кафедра экономики, производственного менеджмента

и организации  машиностроительного производства

 

 

 

 

Курсовая работа № 1

по дисциплине " Менеджмент"

Тема № 2

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка группы  ЭК-101

3 курс

Зяблова  Я.И.

                                                                                            Проверил:

                                                                                            Доц.   Шмырева М.Б.

 

 

 

 

Воронеж  2013

Содержание

1.Содержание понятия “менеджмент”. Основные подсистемы системы  управления предприятием: управляющая  и управляемая……………………...3

2.Процессуальные теории  мотивации…………………………………..12

3.Составьте организационную  схему управления предприятием (подразделением), в котором Вы работаете. Дайте  характеристику рассматриваемой  структуры: тип структуры; принципы  формирования основных подразделений;  количество уровней управления; степень ее соответствия внешним  и внутренним условиям предприятия…………….....17

4. Список литературы………………………………………………………19

 

 

1. Содержание понятия “менеджмент”. Основные подсистемы системы управления предприятием: управляющая и управляемая.

Менеджмент - из английского языка, означает управление.

Управление (процесс управления) - организация  воздействий, направленных на достижение целей.

Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного  элемента управление людьми, социальными  организациями или структурами. Как наука менеджмент появился 100 лет назад. Основные направления (школы) менеджмента за этот период:

· школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и др. - рациональность труда  плюс материальная заинтересованность ведут к повышению эффективности;

· административная (классическая) школа  Файоля, Вебера и др. (1920-1950)- универсальный принцип управления;

· школа человеческих отношений (1930-1950) Маслоу и др. - межличностные отношения между людьми;

· поведенческая школа Арджириса , Лайкерта - максимальное использование человеческого потенциала на основе психологии и социологии;

· количественная школа Винера, Акоффа - компьютерное математическое моделирование ситуаций.

В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный менеджмент, обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.

Отличительные черты современного менеджмента

1. Системный подход к управлению - состоит в следующем - предусматривает  принятие решений на основе  учета важнейших обстоятельств  и возможных приемов воздействия  в их взаимодействии.

2. Ситуационный принцип управления - утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает  существование принципиальных подходов  к управлению. Требует принятия  конкретных решений только в  связи с конкретной ситуацией.

3. Определяющая роль организационной  культуры - формы деятельности и  нормы поведения, сложившиеся  в деловой практике и сознании  работников. Она опирается на  систему ценностей, принятых в  организации. Играет ведущую роль  в развитии и судьбе организации  по причине ее глубокого влияния  на эффективность всех сторон  деятельности.

4. Механизация и автоматизация  управленческого процесса - представляет  собой внедрение механических  устройств в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники.

5. Демократизация управления - проявляется  в активном участии рядовых  работников в управлении производством  на основе подачи предложений,  участии в работе кружков качества, оказании помощи менеджерам при  коллегиальных формах подготовки  решений.

6. Интернационализация менеджмент - означает  усиление роли интернационального  фактора в управлении организацией  по причине растущего межгосударственного  разделения и кооперации труда,  а также обостряющейся международной  конкуренции.

Сущность и управленческие роли менеджера

Исследования  показывают, что управленческая работа по сути своей очень отличается от неуправленческой. И действительно, работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. Комментируя это, Минцберг, обобщивший более ранние исследования и проведший фундаментальное исследование по изучению труда пяти руководителей высшего эвена, отмечает в своей книге «Природа управленческого труда»:

«Почти  всякая работа в обществе требует  специализации и концентрации. Станочники, овладев техникой изготовления какой-то детали на своем станке, могут потом  в течение многих недель заниматься этой операцией, инженеры и программисты порой затрачивают месяцы на разработку какого-то моста или компьютерной программы, торговцы большую часть  жизни проводят, продавая один и  тот же вид продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей работе. Скорее характерным  будет для него кратковременность, разнообразие и фрагментарность  осуществляемой деятельности».

РОЛИ  РУКОВОДИТЕЛЯ. Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг находит еще одну общую черту управленческой работы - роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени.

Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий:

· межличностные роли;

· информационные роли;

· роли по принятию решений.

Роли, связанные с принятием  решений. Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Информационные роли. Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Межличностные роли. Менеджер - символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги.

Чтобы успешно выполнять перечисленные  роли, менеджеры должны иметь специальные  знания и обладать способностью, использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы.

Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:

· Умение обосновывать и принимать  решения в ситуациях, для которых  характерны высокая динамичность и  неопределенность;

· Информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

· Способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения  эффективности управления;

· Умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и  связи.

Вторая  группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других.

В данную группу входят:

· высокое чувство долга и преданность  делу;

· честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

· умение четко выражать свои мысли  и убеждать;

· уважительное отношение к людям  вне зависимости от их положения  в организационной иерархии;

· способность быстро восстанавливать  свои физические и душевные силы и  критически оценивать собственную  деятельность.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

В социологической и управленческой литературе сложились различные подходы к управлению.

Управление как  наука представляет собой систему знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

Управление как  искусство — это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.

Управление как  функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.

Управление как  процесс — это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.

Управление как  аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.

В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управления — государство), общественное управления (субъект управления — общество и его структуры), менеджмент (субъект управления — предприниматель, собственник).

Управление как  система 

Вместе с изменением и  развитием социально-экономической и духовной структуры общества изменяется и совершенствуется управление, а вместе с ним и управленческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического развития системы управления, управленческих отношений.

В связи с реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической сфере  чрезвычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблеме управления. Речь идёт не столько о модернизации, сколько о структурной перестройке всей системы управления. Осознание человеческого фактора в функционировании управленческих структур привело к тому, что в центре внимания ученых, аналитиков, политиков, руководителей различного уровня оказались проблемы поиска научных и прикладных методов исследования и анализа системы управления, поскольку накопленный прежде научно-практический опыт в современных условиях часто не дает желаемого результата.

Система управления представляет очень сложный объект, который  включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии; организационные  формы выражения, функционирования и развития управленческих отношений — совокупность организаций, учреждений данного общества, а также характеризуется такими важными свойствами, как: уникальность, слабо предсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. По своим свойствам системы управления могут быть отнесены к различным классам: социальным, открытым, самоорганизующимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим.

В современной науке и  практике управление, чаще всего, рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании управления дает возможность всестороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход как «особую методологическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специально научных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения». Системный подход нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.

Система может рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места». Можно сказать проще, что «система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое». Любая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изучения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление ее структуры. Общество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"