Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука менеджмент появился 100 лет назад. Основные направления (школы) менеджмента за этот период:
• школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и др. - рациональность труда плюс материальная заинтересованность ведут к повышению эффективности;
• административная (классическая) школа Файоля, Вебера и др. (1920-1950)- универсальный принцип управления;

Содержание работы

1.Содержание понятия “менеджмент”. Основные подсистемы системы управления предприятием: управляющая и управляемая……………………...3
2.Процессуальные теории мотивации…………………………………..12
3.Составьте организационную схему управления предприятием (подразделением), в котором Вы работаете. Дайте характеристику рассматриваемой структуры: тип структуры; принципы формирования основных подразделений; количество уровней управления; степень ее соответствия внешним и внутренним условиям предприятия…………….....17
4. Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

менеджмента.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

Система управления — это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления.

Важнейший активный компонент  системы управления — менеджеры, принимающие решения, организующие процесс их выработки и выполнения, и специалисты, непосредственно готовящие решения.

В системе управления, в  свою очередь, выделяются такие системы (подсистемы), как:  1) принятия решений, 2) информационная,3) планирования, 4) повышения квалификации, 5) мотивации, 6) учета и др.

Эффективность системы управления напрямую зависит от согласованности  ее отдельных компонентов.

Целостное представление  о системе основывается на понятиях:

открытой системы; взаимодействия с внешней средой; анализа характеристик, при изменении которых меняется взаимодействие с внешней средой.

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и  выход. Одним из самых важных качеств, присущих открытым системам, является признание взаимозависимости между системой и внешним миром. В управлении могут быть выделены реальные и концептуальные (абстрактные) системы (подсистемы). В реальной системе в отличие от концептуальной содержится полный набор системных элементов. В нем выделяют границы и внешние связи, цели и задачи, процессы управления, организационную структуру, кадры, системообразующий механизм. В таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют материальные и. информационные потоки, вход и выход.

М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара выделяют в теории систем три основных вида иерархии: стратифицированные, многослойные, многоэшелонные» Эти структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.

1. Стратифицированные

При таком моделировании  уровни абстрагирования описываются стратами. Например, в модели предприятия можно выделить высшую страту - социальную, затем организационно-экономическую и, наконец, техническую. Валено подчеркнуть, что каждая выделенная страта имеет свои понятийный язык и термины, концепции и принципы, позволяющие рассматривать и интерпретировать определенные характеристики, свойства и проблемы.

2. Многослойные

Сложную исходящую проблему можно разбить на семейство последовательно расположенных более простых подпроблем, так что их решение позволяет решить и исходящую проблему, то есть выделяется иерархия слоев принятия решений. Например, в системе управления можно выделить три слоя - концепцию, структурно-функциональное строение, управленческую деятельность.

3. Многоэшелонные

В качестве примера можно  привести формальные организации людей. Различные входящие в систему элементы обладают правом принятия решений, имеют, как правило, противоречащие одна другой цели. В рамках многоэшелонной системы авторами используется термин «организационные иерархии». Согласно определению, организационная иерархия представляет собой «распределение ролей (статусов) по вертикали в структуре организации».

Эволюция научной мысли  в рассмотрении управления как системы  сформировала и соответствующий  тип менеджерского мышления - системный — это системное, многомерное мышление, дополняющее, трехмерное мышление характеризуется скоростью принятия решения, учетом политических, этических, экологических последствий и т. д.

Современное менеджерское мышление характеризуется определенным образом  мыслей, складом ума и методом  действий. Его основные качества следующие.

1. Многодисциплинарность подходов к решению организационных проблем.

2. Многоаспектность рассмотрения  системы управления (страты, слои, эшелоны,  реальные и концептуальные элементы и т. д.) и понимание относительности оптимального решения.

3. Необходимость учета  и нахождения компромисса (консенсуса) интересов основных субъектов, затрагиваемых решением.

4. Рассмотрение предприятия  как открытой системы. Его успех  определяется прежде всего не  внутренними факторами — рациональной организацией производства, снижением затрат за счет мобилизации внутрипроизводственных резервов и повышения производительности труда, а внешними, способностью приспосабливаться к их изменению. Это другая организационная культура: менеджер не исполнитель, а предприниматель; организационные механизмы приспособлены к решению новых проблем в большей мере, чем к контролю за старыми; жизненно важным для предприятия становится обучение персонала.

5. Рассмотрение предприятия  как социальной системы. Это  означает понимание того, что  она:

¨                                      включает совершенно разных людей, которые активно действуют, имеют свои интересы, и их поведение трудно предсказать;

¨                                      имеет обратную связь (отсюда важно прогнозировать поведение людей на то или иное событие или решение);

¨                                      полна неопределенностей;

¨                                      эволюционна, квазисамоорганизуема;

¨                                      склонна к сотрудничеству, коллегиальности, компромиссу.

Основные функции  управления

Рассмотрение управления как системы не может быть полным и глубоким без изучения ее функциональной составляющей. Под функцией управления следует понимать особый вид специализированной управленческой деятельности, выделившейся в процессе разделения управленческого труда, которая осуществляется специальными приемами и средствами.

Рассмотрим в качестве основных функций управления следующие: целеполагание (миссия - цель), планирование, организация, мотивация, координирование, контроль и оценка.

Целеполагание как важнейшая функция управления предполагает наличие хорошо сформулированной цели, которая должна быть: измерима, достижима (реальна), ориентирована на определенные интервалы времени, взаимосвязана с главной целью организации и другими подцелями, адресна и контролируема.

Функция планирования реализуется через план, который представляет собой целенаправленный комплекс мероприятий, содействующих достижению поставленных целей в соответствии с задачами развития самой организации, ее потенциалом.

Функция организации непосредственно связана с реализацией разработанного плана. Она характеризуется прежде всего распределением ответственности и полномочий между руководителями и исполнителями, а также установлением взаимосвязей между различными направлениями деятельности. Таким образом, важным моментом в организации является четкость функциональных обязанностей каждого исполнителя и закрепление ответственных лиц за конкретным участком работы.

Эффективность предпринимаемых  действий зависит всецело от уровня и характера мотивации к развитию сотрудниками организации, поэтому формирование позитивной мотивации у сотрудников, направленной на достижение профессионального роста и благополучия организации, является одним из важных условий.

Главная задача координирования - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей, коммуникаций между ними. С помощью различных форм связей устанавливается взаимодействие между всеми элементами системы управления, маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действии руководителя, его управленческой команды и персонала организации.

Под функцией контроля следует понимать вид управленческой деятельности, благодаря которому можно удержать организацию на нужном пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами или планами. Функция контроля осуществляется по двум направлениям:

•   контроль за выполнением работ, намеченных планом;

•   меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

Главные инструменты выполнения этой функции — наблюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых планов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен быть ориентирован на результат, быть объективным, своевременным, экономичным и простым.

Функция оценки в системе управления призвана обеспечить сравнение реальных результатов деятельности с поставленными целями и установление обратной связи со всеми участниками процесса (сотрудниками, группой, руководителем и т. д.). 

2. Процессуальные теории мотивации.

Третью группу теорий мотивации называют процессуальной (табл. 1). Если первая группа теорий мотивации изучает структуру и содержание потребностей, вторая — мотивы и стимулы (этап «стимул-цель»), то объектом изучения теорий группы теорий является ступень «цель-действие». То есть изучение того, что заставляет человека действовать (или бездействовать), направлять (или не направлять) свои усилия на достижение поставленной цели. 

Таблица 1.

Основные мотивационные  теории «поля», описывающие звено

«стимул — цель» в социально-психологической  цепочке событий

«побуждение — мотив —  стимул — цель — действие» 

 

Теория «X»Маслоу

Теория «У»Мак-Грегора

Теория «Z» Оучи

Теория Литвина—Стрингера

Человек по своей природе ленив, эгоистичен, не любит работать избрать на себя ответственность. Заставить его работать можно только при помощи «кнута и пряника»: угрозами принуждением, а также премированием за хорошую работу. Постоянный страх перед наказанием(штрафом или увольнением)позволяет добиться требуемого результата

Работа для  человека такая же естественная потребность, как и отдых. Поэтому не следует человека заставлять работать угрозами и принуждением. Нужно на предприятии создать такую обстановку (атмосферу, «поле»), которая будет способствовать проявлению человеком своих лучших качеств для достижения целей организации

Наибольшей эффективности деятельности сотрудников можно добиться, если создать на предприятии такое «поле», при котором каждый человек будет отождествлять себя с организацией: «Я — это организация, а организация -это я». Это достигается созданием в организации обстановки, наиболее благоприятствующей решению комплекса социальных проблем, волнующих большинство сотрудников

Социальная среда обитания индивида складывается из множества взаимосвязанных факторов и, в конечном счете формирует его отношение к организации. Изменяя параметры «поля», можно оказать глубокое формирующее воздействие на личность человека и его мотивационную сферу. В условиях постоянного дефицита ресурсов необходимо найти наиболее мощный мотивирующий фактор


Из процессуальных теорий наиболее известны: теория ожидания, теория подкрепления, теория справедливости и комплексная модель Портера—Лоулера. Согласно теории мотивации уравнение действенности имеет вид: 

Таблица 2.

Основные процессуальные теории мотивации, описывающие звено

«стимул — цель» в социально-психологической  цепочке событий

«побуждение — мотив —  стимул — цель — действие» 

Теория ожидания Врума

Теория справедливости Адамса

Комплексная теория Портера—Лоулера

Теория постановки целейЛокка

Теория партисипа-тивного управления

Мотивация деятельности человека Мскладывается из трех сомножителей:МОРЮВЦ, где ОР -оценка работником собственных возможностей выполнить требуемую работу в установленные сроки, т.е. ожидаемый результат работы;ОВ - оценка степени доверия к обещанию получите вознаграждение - ценность для человека обещанного вознаграждения

Человек не может объективно оценить справедливость полученного вознаграждения. Он соотносит своё вознаграждение с вознаграждениями других людей за аналогичную деятельность. Поэтому ценность одного и того же вознаграждения относительна и определяется чувством справедливости. Справедливое вознаграждение увеличивает интенсивность деятельности, а любые формы дискриминации существенно ее снижают

Затраченные усилия (через способности ,характер и осознание своей роли) увязываются с результатами деятельности путем внутреннего и внешнего вознаграждения. Вознаграждение изучается с двух позиций: его ценности для данного человека и вероятности его прямой связи сусилиями. Ощущение справедливости вознаграждения сказывается на степени удовлетворенности него и оценке его ценности

Мотивация     человека оп-   разделяется    теми целями, которые он   (ставит перед   собой, и удов- детворенно-стью результатами деятельности.При этом постановка целей рассматривается как осознанный процесс, определяющий намерения человека. Результаты деятельности зависят от сложности цели, ее специфичности ,выгодности(приемлемости для человека), готовности затрачивать усилия для ее достижения, которая возрастает по мере приближения кцели

Разработка системы мотивации деятельности людей на основе знания их отношения к ценностям организации и с принятым в ней нормам поведения:преданный» —разделяетденности организации и примет нормы поведения в ктл;«оригинал»—раз-деляет ценной организации, но не приемлет норм поведения в ней; «приспособление» — не разделяет ценностей организации, но выполняет нормы поведения, установленные в ней; «бунтарь» —не разделяет ценностей организации и не приемлет норм поведения в ней


 

Действенность = f (Способность * Мотивация).

Теория ожидания акцентирует внимание на том, почему люди выбирают определенную линию поведения, и на объяснении такого выбора. Эта теория представлена работами американского философа и социолога В. Врума. Она исходит из предположения, что во многих ситуациях люди сознательно оценивают альтернативные линии поведения и выбирают ту, которая приводит, по их мнению, к нужным результатам. При этом мотивация складывается из трех сомножителей:

Прогнозируемый стимул к  работе = Ожидания * Валентность * Инструментальность.

Ожидание (соотношение «затраты труда» — «результат») — это предполагаемая взаимосвязь между действиями (под которыми понимается сознательное поведение, контролируемое человеком) и результатами (под которыми понимаются будущие события, которые могут и не находиться под контролем человека, т.е. их появление носит вероятностный характер). Ожидание, как и вероятность варьируется от 0 до 1.

Валентность («результат»-»вознаграждение») — это сила предпочтения человека в отношении данного результата. То есть вероятностный уровень желанности результата с точки зрения вознаграждения.

Инструментальность («исполнение»-»результат») — предполагаемая взаимосвязь между двумя следствиями (между получением положительного результата работы и получением обещанного вознаграждения).

Теория ожидания имеет большое значение для научных работников, поскольку этот вид деятельности носит ярко выраженный поисковый характер.

Теория подкрепления базируется на принципе — можно изменить поведение путем подкрепления его желательных проявлений и игнорирования нежелательных.

Теория справедливости предполагает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждение к затраченным усилиям и затем сравнивают его с вознаграждением других лиц, выполняющих аналогичную работу. Поэтому ценность одного и того же вознаграждения относительна. Она определяется чувством справедливости. Справедливое вознаграждение увеличивает интенсивность труда, а любые формы дискриминации существенно снижают ее.

Одна из лучших процессуальных моделей — комплексная модель Портера—Лоулера, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Модель Портера—Лоулера увязывает затраченные усилия (через способности, характер и осознание своей роли) с результатами работы путем внутреннего и внешнего вознаграждения. Вознаграждение при этом изучается с двух позиций: его ценности для данного работника и вероятности его прямой связи с усилиями. Успешная мотивация, следовательно, включает: прямую зависимость достигнутых результатов и эффективности работы от затраченных усилий, способностей и характерных особенностей работника, а также от сознания им своей роли в процессе труда; прямую зависимость затраченных усилий от ценности и справедливости вознаграждения; необходимость сочетания внутреннего и внешнего вознаграждений для наиболее полного удовлетворения потребностей работника.

Таким образом, рассмотрение теорий мотивации (изучающих структуру и содержание потребностей, мотивы и стимулы, причин действия на достижение поставленной цели) выявило достаточно широкий спектр стимулов преимущественно нематериального характера.

В частности, важная роль в результативности деятельности организации принадлежит искусству управления.

Среди вполне доступных  направлений социальной мотивации персонала, являющихся существенным резервом повышения эффективности деятельности организации, необходимо выделить:

♦    создание климата взаимного доверия, уважения и поддержки;

♦    повышение демократичности руководства;

♦    участие в управлении, принятии решений;

♦    предоставление работы в соответствии с интересами,

♦    склонностями и профессиональной подготовкой;

♦    своевременный должностной и квалификационный рост;

♦    участие в успехе, в прибылях;

♦    предоставление возможности для обучения;

♦ создание творческой атмосферы, дающей возможность самовыражения в труде и др.

Поэтому влиять на этот персонал лучше косвенно, реализуя стили руководства, предполагающие соучастие (т.е. сознание руководством факта выполнения вместе с коллективом и в составе коллектива общей работы для достижения единой цели), гласность результатов деятельности, признание личных заслуг конкретных специалистов, предоставление информации для самооценки. Авторитарность руководства, Кулу арность решений, отсутствие гласности напротив не способствует ни научно-обоснованному решению проблем и задач организации, ни осознанию микро коллективами факта выполнения общего дела вместе с руководством.


3. Составьте организационную  схему управления предприятием (подразделением), в котором Вы работаете. Дайте  характеристику рассматриваемой  структуры: тип структуры; принципы  формирования основных подразделений;  количество уровней управления; степень ее соответствия внешним  и внутренним условиям предприятия.

Организационную структуру  коммерческого банка можно рассматривать дивизиональную структуру.

  Дивизиональная. Современная практика управления банком все чаще опирается на дивизиональную систему управления [рис.1], которая предусматривает выделение подразделений банка в относительно самостоятельные центры, имеющие свой бюджет доходов и расходов. Подобная децентрализация в управлении позволяет руководству банка использовать методики определения рентабельности различных направлений деятельности, а также продуктов и услуг. 
 
Рис.1. Дивизиональная схема построения структуры банка 
Дивизиональная система управления стала завоевывать популярность в 50-е годы прошлого столетия, когда США и страны Западной Европы охватила вторая волна специализации управления (первая - в конце XVIII века - привела к созданию линейно-функциональной структуры). Уже к середине 80-х годов прошлого столетия от линейно-функциональных структур к дивизиональным перешло 95% крупнейших компаний США. Причины, по которым это произошло, заключаются в растущей диверсификации бизнеса и трудностях управления различными или географически удаленными структурными звеньями из одного центра.Децентрализация управления проводилась путем делегирования части управленческих функций в низшие структурные звенья посредством предоставления им оперативно-производственной и финансовой самостоятельности, что позволяло высвободить управленческие ресурсы верхнего эшелона банка для решения стратегических задач. 
Дивизиональная система управления представляет собой "конструктор", позволяющий присоединять новые бизнес модули, не изменяя структуры банка. Хозрасчетный принцип работы дивизионов обеспечивает безопасность банка, поскольку неудача дивизиона может привести только к его ликвидации, но не нанесет серьезного ущерба всему банку. 
Дивизиональная система управления является саморегулирующимся механизмом, способным автоматически приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. В кризисные периоды, когда происходит изменение доходности финансовых инструментов, дивизиональная система фиксирует происходящие изменения на основе анализа финансовых результатов работы подразделений и помогает ликвидировать нерентабельные и стимулировать эффективные. 
Органические структуры - это достаточно новый класс организационных структур, которые обязаны максимально соответствовать задачам управления организацией в условиях стремительно меняющейся внешней среды, нестабильности экономических условий, бурного развития наукоемких технологий на активных динамичных сегментах рынка. Название этого класса структур - "органические" или "адаптивные" - объясняется их возможностью быстро адаптироваться к внешним условиям. 

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"