Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:31, контрольная работа
С раннего детства человек имеет дело со многими организациями, и становиться членом некоторых из них. Организации разного рода - существеннейшая и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и сообщества людей. Это те сложные элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику нации, государства, человечества. От поведения и отдельных поступков организации, а также отдельных людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей на земле и даже существование человечества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...…3
1. Основы организационного поведения……………………………………....4
1.1 Сущность, предмет и методы исследования организационного
поведения…………………………………………………………………………...4
1.2 Предмет организационного поведения ……………………………………....7
1.3 Методы исследования организационного поведения………………………11
2. Организационное поведение как научная дисциплина, её место в системе наук……………………………………………………………………………...…13
2.1 Организационное поведение как наука и практика………………………...13
2.2 Роль и место организационного поведения в системе наук и практике управления………………………………………………………………………...15
3. Использование знаний и особенности организационного поведения в практическом управлении организацией, примеры оценки управления поведением людей в процессе труда…………………………………………...18
3.1 Особенности организационного поведения в практическом управлении организацией……………………………………………………………………....18
3.2 Основные подходы к оценке труда…………………………………………..24
3.3 Методы оценки труда………………………………………………………....25
3.4 Сообщение результатов оценки……………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………...29
Литература………………………………………………………………………....30
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Основы организационного поведения……………………………………....4
1.1 Сущность, предмет и
методы исследования
поведения………………………………………………………
1.2 Предмет организационного поведения ……………………………………....7
1.3 Методы исследования
организационного поведения…………
2. Организационное
поведение как научная дисциплина,
её место в системе наук……………………………………………………………………
2.1 Организационное поведение как наука и практика………………………...13
2.2 Роль и место организационного
поведения в системе наук и практике управления……………………………………………………
3. Использование
знаний и особенности
3.1 Особенности организационного
поведения в практическом
3.2 Основные подходы к
оценке труда…………………………………………..
3.3 Методы оценки труда……………………………
3.4 Сообщение результатов оценки……………………………………………...27
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
С раннего детства человек
имеет дело со многими организациями,
и становиться членом некоторых
из них. Организации разного рода
- существеннейшая и определяющая
часть внешней среды человека,
форма, в которую облекаются разнообразные
группы и сообщества людей (социальные,
рабочие, профессиональные, национальные,
культурные и другие). Это те сложные
элементы, которые в значительной
степени определяют сущность и специфику
нации, государства, человечества. От поведения
и отдельных поступков
Столь высокое значение организации в
жизни человечества определяет высокий
уровень интереса к ним самим и к тому,
что определяет их поведение. Что же такое
современная организация? Какими бывают
организации? Что и кто определяет предназначение,
цели создания и функционирования, выбор
методов и средств достижения целей? Под
влиянием каких внутренних и внешних факторов
они принимают те или иные решения? Как
себя вести по отношению к организациям
и их представителям, чтобы повлиять на
их поведение, получить желаемое или наладить
приемлемые отношения?
Эти вопросы волнуют и каждого человека,
в силу необходимости или по доброй воле
вступающего во взаимоотношения с организациями,
и представителей интересов многочисленных
групп и организаций, также вынужденных
или желающих вступить во взаимодействие
с другими организациями.
Тема 1. Основы организационного поведения.
1.1. Сущность Организационного поведения. Основные категории организационного поведения.
Существуют различные авторские точки зрения к определению сущности понятия Организационное поведение. В данной лекции представлены точки зрения трех авторов из них два отечественных автора Ю.Д. Красовского «ОП – это такое поведение работников вовлеченных в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений и требований»;
А.М.Смолкина «ОП – это такое поведение человека в организации, в результате которого устанавливаются, обеспечиваются определенные организационные связи» и наконец американский автор Джон. В. Ньюстром
«ОП – это изучение поведения
людей в организации и
Все представленные понятия отражают то, что сущностью ОП является поведение людей в условиях совместной деятельности, а это особое поведение, которой должно быть ориентировано на эффективный результат.
Следовательно, объектом изучения ОП является личность работника – группа работников – организация в целом, а предметом изучения поведение личности работника – поведение группы работников – поведение организации в целом.
Специфика объекта и предмета изучения определила принципы организационного поведения, которые определяют практический подход к обеспечению эффективности управления персоналом. Большинство современных зарубежных и российских теоретиков ОП выделяют следующие:
гуманизм, который признает благо и уважение к его достоинству. Организационное поведение предполагает не только согласованную и производительную деятельность работников, но и безоговорочное признание человека высшей ценностью. Таким образом, без гуманизма теряется подлинный смысл организационного поведения;
демократизм – применительно к организационному поведению он означает особый характер отношений в условиях совместной деятельности;
нравственность – довольно широкое понятие, означающее одну из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей. С точки зрения теории и практики организационного поведения большое значение имеет нравственная атмосфера в организации, которая позволяет корректировать действия и поступки работников;
коллективизм – означает солидарность и взаимопомощь людей, что самым благоприятным образом сказывается и на организационном поведении;
справедливость – это нормативное понятие морали, играющее большую роль в сознании людей и это не простое равенство, а равенство адекватных возможностей получить должное за свои деяния. Понимание сущности справедливости и его воплощение в практику деятельности организации заметно повышают трудовую активность и улучшает организационное поведение;
единство слова и дела – полное совпадение декларированного и практически осуществленного;
требовательность – совокупность правовых, административных и моральных норм предъявляемых к человеку. Она должна быть постоянной, а не эпизодической, и распространяться на всех работников организации;
ответственность – осознание работником своего долга и его исполнения и означает обязанность отвечать за свои действия и поступки.
Каждая наука имеет свои фундаментальные понятия, отражающие ее сущность и специфические особенности. Такие понятия называются категориями. Категории организационного поведения также отражают сущность и специфику этой науки. Категории позволяют более свободно ориентироваться в информационном поле, а также переносить ее в практическую деятельность.
В теории организационного поведения используются категории присущие многим наукам, например личность, группа, поведение, мотивация, нормы, ценности и т.д.
В следующих лекциях будут
рассматриваться эти категории
только применительно к
Итак, целесообразно начать изучение организационное поведение с категории ПОВЕДЕНИЕ.
Для общего понимания данного термина можно использовать такое понимание. Поведение – это есть свойство живой системы, ее реакция, направленная на изменение ситуации с целью удовлетворения своих потребностей.
Поведение личности – это наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы людей.
Это позволяет выделить свойства поведения:
оно всегда общественно, то есть оно проявляется по отношению к другому человеку;
оно всегда регулируется определенными нормами: экономическими, социальными, правовыми, политическими.
Единицей поведения является
поступок, в котором формируется
и отражается моральный облик
и убеждения личности. Находясь в
системе организационных
В специальной литературе выделяют следующие виды социального поведения:
перцептивное – характеризуется в стремлении совладать с информационной перегрузкой. В результате чего происходит упрощение информации и это приводит к потере значимой информации;
защитное – основано на действии механизма психологической защиты и позволяет человеку защититься от проблем, которые он не может решить. Такое поведение мало предсказуемое;
ролевое – это поведение с соответствующими требованиями, которые вынуждают человека действовать определенным образом;
сценарное – определяется исполнением множества правил «приличного» поведения, соответствующего его статусу;
экспрессивное – проявляется в тех случаях, в которых человек достигает высшего уровня мастерства и удовлетворения от хорошо сделанного дела;
эмпатичное - проявляется в способности к сочувствию;
моделирующее – заражение, подражание, внушение. Трудно контролируемое;
атрибутивное – устранение противоречий между реальным поведением и системой мнений;
уравновешенное – способность изменять свое поведение за счет воспоминаний;
автономное – способность сделать выбор к преодолению любых преград в достижении цели;
исследовательское – стремление человека к новизне физического и социального окружения;
привычное – удовлетворение от положительного подкрепления;
утилитарное – получение максимального результата при минимальных усилиях;
освобождающее – стремление человека обезопасить себя от реальных и кажущихся опасных условий;
индуктивное – восприятие и оценка самих
себя на основе интерпритации
утверждающее – переживание своих действий как совершение своих планов при максимальном использовании внутренних усилий.
Таким образом, знание типов
поведения позволяет найти
1.2 Предмет организационного поведения
Организационное поведение – это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом в сложной динамичной среде.
Эта дисциплина выделилась
из общей науки управления, когда
в ней возникла потребность практики
и когда для этого созрели
необходимые условия –
Предметом организационного поведения является изучение основных закономерностей и движущих сил в действиях сотрудников в условиях совместного труда и межличностного общения в организации, изменение ее внешней и внутренней среды.
Объектами и одновременно субъектами
Личность – человеческий
индивид как субъект
Группа – двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы», т.е. как сообщество, к которому принадлежат.
Организация – форма устойчивого объединения людей для их совместной целенаправленной деятельности в рамках определенной структуры.
Особенности организационного
поведения в современной
формирование многообразных форм собственности, которые тесно связаны как с управлением организацией, так и с повседневными отношениями между людьми и их поведением.
отсутствие радикальных инноваций, как в производстве, так и в социально-культурных сферах
примитивная сырьевая ориентация российской экономики, обуславливающая прямую зависимость от состояния мирового рынка
отсутствие до недавнего
времени уголовной
дефицит управленческого потенциала способного обеспечить современное развитие предприятий всех отраслей экономики РФ
вековая коррупция во всех сферах экономической жизни, истощающая РФ
Основная цель данной дисциплины – вооружить менеджеров знаниями о природе человеческой психики и управлять поведением сотрудников на основе результатов системного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом в условиях изменения внутренней и внешней среды.
Исходя из данной цели можно сформулировать следующие задачи Организационного поведения:
освоение основных структурных
элементов системы
знать основные теории моделирования организационного поведения человека
усвоить содержание и процессы групповой динамики
владение основами поведения, как анализа, так и конструирования организации
Главная задача изучения Организационного
поведения состоит в усвоении
теоретических основ и
Организационное поведение как научная дисциплина имеет свои методологические особенности:
а) научное познание, основанное на теоретических обобщениях
б) обыденное познание, которое
опирается на эмпирические обобщения,
носящие преимущественно
в) художественное познание, в основе которого лежит образная форма отражающая действительность
г) религиозное познание
Методологические основы организационного поведения определяют междисциплинарный характер (наука синтезирует в себе различные науки: экономические, психологические, социальные и др.) и системность (в основе изучения проблем лежит системный подход).