Контрольная работа по «Менеджменту»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:31, контрольная работа

Описание работы

С раннего детства человек имеет дело со многими организациями, и становиться членом некоторых из них. Организации разного рода - существеннейшая и определяющая часть внешней среды человека, форма, в которую облекаются разнообразные группы и сообщества людей. Это те сложные элементы, которые в значительной степени определяют сущность и специфику нации, государства, человечества. От поведения и отдельных поступков организации, а также отдельных людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей на земле и даже существование человечества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……...…3
1. Основы организационного поведения……………………………………....4
1.1 Сущность, предмет и методы исследования организационного
поведения…………………………………………………………………………...4
1.2 Предмет организационного поведения ……………………………………....7
1.3 Методы исследования организационного поведения………………………11
2. Организационное поведение как научная дисциплина, её место в системе наук……………………………………………………………………………...…13
2.1 Организационное поведение как наука и практика………………………...13
2.2 Роль и место организационного поведения в системе наук и практике управления………………………………………………………………………...15
3. Использование знаний и особенности организационного поведения в практическом управлении организацией, примеры оценки управления поведением людей в процессе труда…………………………………………...18
3.1 Особенности организационного поведения в практическом управлении организацией……………………………………………………………………....18
3.2 Основные подходы к оценке труда…………………………………………..24
3.3 Методы оценки труда………………………………………………………....25
3.4 Сообщение результатов оценки……………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………...29
Литература………………………………………………………………………....30

Файлы: 1 файл

организационное поведение контрольная.docx

— 89.77 Кб (Скачать файл)

Организационное поведение  тесно связанно с такими поведенческими науками, как психология, социология, политическими науками и другими (Рис. 1).

Организационное поведение  как наука и как область  для изучения состоит из двух составляющих:

поведение организаций как  таковых, проявляющееся по отношению  к людям и группам внутри организации  и к субъектам внешней среды  организации;

поведение людей в этих организациях, проявляющееся по отношению  друг к другу и к организации  в целом.

Под организацией традиционно  понимается объединение людей, совместно  реализующих определенные цели и  действующих на основе принятых правил и норм.

Рис. 1. Связь организационного поведения с поведенческими науками

 

По мнению В.Н. Глумакова, несмотря на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый из которых в той или иной мере определяет организационное поведение:

цели организации;

организационная структура;

внутренняя и внешняя  среда;

совокупность ресурсов;

нормативная и правовая основа;

организационная культура.

Эффективное достижение поставленных в организации целей предполагает диагностику и управление организационным  поведением, что и является практической стороной соответствующей науки.

1.3 Методы исследования  организационного поведения

Организационное поведение (далее – ОП) является научной  дисциплиной, которая занимается изучением  поведения работающих людей и  тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных  структур.

Исследования ОП позволяют  определить пути повышения эффективности  трудовой деятельности человека. ОП –  это научная дисциплина, в которой  к основному массиву знаний постоянно  добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. ОП –  это прикладная наука, благодаря  которой опыт удачных и неудачных  компаний распространяется в других организациях.

Наука об ОП позволяет менеджерам анализировать поведение индивида в организации, способствует пониманию  проблем межличностных отношений  при взаимодействии двух индивидов (коллег или начальника и подчиненного), при рассмотрении динамики отношений  внутри малых групп (как формальных, так и неформальных), между группами при рассмотрении внутриорганизационных  отношений – когда организация  рассматривается и управляется  как целостная система (например, стратегические альянсы и совместные предприятия).

Цели учебной  дисциплины: систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в организации ситуациях; объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях; предсказание поведения работника в будущем. Конечная цель изучения ОП – овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование.

ОП – это не только теоретическая дисциплина, но и комплексная  прикладная наука о психологических, социально-психологических, социальных и организационно-экономических  аспектах и факторах, влияющих и  в значительной степени определяющих поведение и взаимодействие субъектов  организации – людей, групп, коллектива в целом друг с другом и с  внешней средой.

Методы исследования ОП:

• опросы (интервью, анкетирование, тестирование);

• сбор фиксированной информации (изучение документов и т. п.);

• наблюдения и эксперименты;

• метод структурированного наблюдения (например, при наблюдении организационной среды выделяются следующие элементы: помещение, обстановка и оборудование, оформление, освещение и цвет, внешний облик членов организации).

Основу исследований составляют лабораторные и естественные эксперименты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационное  поведение как научная дисциплина, её место в системе наук.

2.1 Организационное поведение как наука и практика

В начале 60-х годов XX века возник термин организационное поведение. В то время объединились несколько  направлений научных дисциплин, занимающихся объяснением поведения  людей и групп в организации, а также организаций во внешней  среде. Исторический обзор поля исследований достаточно ясно показывает, что организационное  поведение появилось из таких  дисциплин, как психология и социальная психология, социология труда, теория и социология организаций, исследование бизнеса, наука управления (администрирование), этика и право.  
Помимо этого существует определенный социокультурный фон проявления подлежащего изучению феномена. Например, по мнению Е.Г. Молл, в России особенности организационного поведения сейчас проявляются в процессе следующих постоянных изменений социально-экономической среды:  
изменение связей и отношений, ранее долгое время сохранявших устойчивость;  
изменение старых организаций и возникновение новых;  
значительное расширение международных связей и появление на этой основе сети иностранных предприятий и филиалов транснациональных компаний на территории страны;  
выдвижение уровня неопределенности и риска в деловой сфере;  
криминализация бизнеса.  
Организационное поведение - дисциплина, изучающая поведение людей в организациях (как индивидов, так и групп).  
Предметом организационного поведения выступают основные закономерности и детерминанты, определяющие поведение людей в тех или иных ситуациях в условиях труда и общения.  
Знание основ организационного поведения помогает повысить эффективность трудовой деятельности, так как взаимоотношения людей в организации - немаловажный фактор, влияющий на конечный результат, преследуемой или организацией.  
Организационное поведение является научной дисциплиной, соответственно имеет свои теории, применяемые на практике.  
Сегодня в менеджменте отслеживается тенденция к повышенному вниманию к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.  
Существует много определений организационного поведения, в том числе следующее: это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом в сложной динамичной среде.  
В любой области, которая имеет дело с развивающимся человеческим феноменом, нельзя исключать подходы, требующие рассмотрение разногласий и конфликтов. Организационное поведение, несомненно, находится под воздействием сил, которые тянут его в разных направлениях.  
Организационное поведение - это предмет, который разветвился на множество разных направлений. С одной стороны, с точки зрения своих психологических социологических основ он стремится объяснить организационные явления, как это делает любая другая фундаментальная дисциплина.  
Организационное поведение - развивающаяся наука, в которой не только имеется множество подходов и школ, дающих ответы на запросы практики управления, но и остается много открытых вопросов, предполагающих дальнейшее совершенствование. Это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации - людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся внешней среде. Эти субъекты организаций являются объектами исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто "объектов" методологически неверно, так же как неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием представляется слово "взаимодействие". Сами же объекты исследования правильнее воспринимать как объект-субъект. Предметом исследования в организационном поведении являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде. 

2.2 Роль и место организационного поведения в системе наук и практике управления

Организационное поведение  как наука и как область  для изучения состоит из двух составляющих:  
поведение организаций как таковых, проявляющееся по отношению к людям и группам внутри организации и к субъектам внешней среды организации;  
поведение людей в этих организациях, проявляющееся по отношению друг к другу и к организации в целом.  
Несмотря на то что представление о поведении чаще всего относится к живым организмам, его правомерно использовать и в отношении организаций.  
В большинстве отечественных исследований человеческое поведение понимается как совокупность совершаемых человеком поступков. Поступок как единица поведения выражает отношение человека к другим людям и моральным нормам общества. Психологический словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека. В нем проявляется личность: ее направленность, ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требованиями, этическими и правовыми нормами поступок может быть оценен как нравственный или безнравственный.  Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:  поведение индивидуумов как членов организации;  поведение групп, команд и других организационных группировок, характеризующихся общением "лицом к лицу", таких как клики или кружки друзей;  поведение организационных единиц, таких как клики или кружки друзей;  поведение взаимосвязанных группы организаций;  
поведение организации во внешней среде и т.д.  
Под организацией традиционно понимается объединение людей, совместно реализующих определенные цели и действующих на основе принятых правил и норм. Есть и другие определения, о них речь пойдет в соответствующем разделе книги. По мнению В.Н. Глумакова, несмотря на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый из которых в той или иной мере определяет организационное поведение:  цели организации;  организационная структура;  внутренняя и внешняя среда;  совокупность ресурсов;  нормативная и правовая основа;  организационная культура.  
Эффективное достижение поставленных в организации целей предполагает диагностику и управление организационным поведением, что и является практической стороной соответствующей науки.  
Современный западный менеджмент как наука занимается в значительной степени организационным поведением. Это происходит ввиду относительной исчерпанности потенциала материальных ресурсов в качестве решающего фактора в конкурентной борьбе. Действительно, средства производства любого организации, новинки науки и техники становятся продукцией массового производства буквально через считанные дни после их изобретения, в то время как изощренность человеческой мысли, потенциал персонала не имеет границ. Кроме того, в странах с развитым рынком затраты на персонал являются наиболее весомой частью издержек на производство (до 40% и более). Этим можно объяснить тот факт, что современный менеджмент, призванный обеспечить достижение целей организации (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, развитие и т.п.) путем управления всеми видами ресурсов, основное внимание уделяет человеческим ресурсам, т.е. людям.  
Одно из распространенных определений менеджмента в странах с развитым рынком - это "процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей". Но "в общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация". Это означает, что объектом управления являются все виды используемых ресурсов. Однако если на Западе менеджмент ориентирован в основном на людей ввиду доступности там всех иных ресурсов, то положение отечественной экономики, науки, техники, т.е. положение с другими, кроме людей, ресурсами, науки, техники, т.е. положение с другими, кроме людей, ресурсами не такое радужное более того, мы еще не научились использовать эти ресурсы по рыночному. Успех многих процветающих российских капиталистов связан не с эффективным использованием ресурсов, а скорее с неэкономическими факторами и использованием слабости государства и общества, неумением общества отстоять свои интересы, с возможностью влиять на государственные решения в угоду частным интересам.  
В хозяйственной организации имеются живые системы трех видов: человек, группа (социальная общность), сама организация в целом как коллектив и как "единство материального и социального" (А. Файоль).  
Все они уникальны, находятся в постоянном развитии и взаимодействии друг с другом и с меняющейся окружающей средой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Использование  знаний и особенности организационного  поведения в практическом управлении  организацией, примеры оценки управления  поведением людей в процессе  труда.

3.1 Особенности  организационного поведения в  практическом управлении организацией

Дисциплина «Организационное поведение» раскрывает теоретические  основы поведения человека в социальных организованных системах различных  типов и классов, сущность, принципы, законы и способы организации  жизнедеятельности и поведения  человека в обществе, особенности  осуществления различных классов  и видов организационной деятельности, включая управленческую.

Дисциплина предназначена  для формирования комплекса практических знаний и навыков организации  и эффективного управления организационным  поведением в различного рода коммуникациях  и взаимодействиях с учетом личностных, социально-психологических характеристик  человека и других членов группы, влияния  различных факторов и условий  в различных социальных структурах организованной деятельности, общества и окружающей среды. 
Особенности организационного поведения в современном мире обусловлены четырьмя группами изменений: рабочей силы, ожиданий клиентов, организаций, процессов управления. 
Изучение закономерностей организационного поведения позволяет сформировать у руководителей теоретические представления и практические навыки, которые должны проявляться в их управленческой деятельности:

в качественном исполнении ее составных частей при целеполагании, информационной подготовке, принятии и реализации управленческих решений  и при осуществлении отдельных  элементов управленческой деятельности: бесед, совещаний, переговоров; в эффективном управлении группами людей;

в умении устанавливать межличностные  отношения (лидерство, навыки устных и  письменных коммуникаций, гибкость и  т.д.);

в обеспечении стабильности деятельности (сопротивление стрессу, толерантность к условиям неопределенности, деятельность, связанная с риском, работоспособность и т.д.);

в мотивировании труда (наличие  внутренних стандартов деятельности, самооценка, энергичность, мотивация  достижения, мотивирование других). 
Существует несколько точек зрения на предмет, объект и методы исследования в организационном поведении, которые дополняют друг друга. 
Организационное поведение — систематический научный анализ индивидов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации.

Выделяются три уровня рассмотрения проблем поведения: личностный, групповой, организационный. 
Мультидисциплинарный взгляд на организационное поведение (ОН) на основе множества дисциплин может быть представлен как совокупность действий. Во-первых, ОП -это метод изучения. Поведение рассмотрено как функционирование на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. 
Следовательно, изучая ОП, мы должны точно определить, на каком уровне - индивидуальном, групповом и (или) организационном - оно будет использовано. Во-вторых, ОП — это мультидисциплина, так как она использует принципы, модели, теории и методы, заимствованные из других дисциплин. Изучая ОП, нельзя опираться на четко разработанную теоретическую основу. Это область, в которой только в настоящее время начался процесс формирования и развития теоретических основ.

В-третьих, ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри организационного поведения. Люди и их отношения, восприимчивость, способность к обучению, чувства  и цели представляют наибольший интерес  в организациях. В-четвертых, наука  ОП ориентирована на результативность. Почему бывает высокая и низкая результативность? Каким образом результативность может быть улучшена?

Можно ли способствовать повышению  качества рабочей результативности? Такие вопросы постоянно возникают  в практической работе менеджеров. В-пятых, внешний окружающий мир рассматривается с точки зрения его воздействия на поведение организации. В-шестых, так как наука ОП прочно основана на общепризнанных дисциплинах, при изучении переменных величин и взаимозависимостей большое значение приобретает выбор научного метода.

Поскольку к исследованию организационного поведения применен строго научный метод, то и установленные  с его помощью рекомендации имеют  научную основу. Наконец, область  изучения ОП имеет ярко выраженную ориентацию на практику, что позволяет  получить полезные ответы на вопросы, которые возникают в процессе управленческой работы. 
Научным фундаментом дисциплины «Организационное поведение» является то, что: сбор данных осуществляется систематически, контролируются их надежность и достоверность; предлагаемые объяснения фактов тщательно проверяются; в качестве закономерностей, которые могут быть использованы на практике, рассматриваются только неоднократно подтвержденные устойчивые связи и отношения. Эффективность любой организации в значительной степени зависит от поведения ее сотрудников. Взаимоотношения между индивидами и группами в организациях создают основу для поведения личностей. Поведение индивида в любой ситуации - это взаимодействие его личных характеристик и характеристик ситуации. Именно поэтому определить все факторы довольно трудно из-за высоких расходов времени и уровня сложности; в большинстве случаев это невыполнимая задача. 
Чтобы помочь в определении важных факторов, влияющих на работу по управлению поведением организации, используется случайный (или ситуационный) подход. Основная идея случайного подхода заключается в том, что не существует единственно верного универсального вида управления: метод, который очень эффективен в одном случае, может быть неприменим во всех других. 
Индивидуальная деятельность людей, работающих в организации, составляет основу деятельности организации в целом. Именно поэтому понимание поведения личности весьма важно для эффективного управления организацией. 
Индивидуальные характеристики. Поскольку функционирование организации зависит от функционирования личности, менеджеры должны иметь представление о факторах, опредяющих функционирование личности. Психология и социальная психология составляют большую часть этих знаний о взаимосвязях между позициями, восприятиями, ожиданиями, оценками и индивидуальной результативностью. 
Индивидуальная мотивация. Взаимосвязь мотивации и способности к работе определяет функционирование индивида. Теория мотивации стремится объяснить и предопределить, каким образом можно пробудить заинтересованность в труде, повысить или снизить ее. 
Поощрения и оценка труда. Система поощрения в организации оказывает одно из наиболее мощных влияний на деятельность индивида. 
Стресс. Это результат несоответствия работы, выполняемой человеком, индивидуальным особенностям его личности. 
Групповое и межличностное влияние таклсе оказывает мощное воздействие на деятельность организации. 
Групповое поведение. В организациях группы формируются как вследствие действий руководства, так и вследствие усилий отдельных работников. Менеджеры создают группы таким образом, чтобы они были способны выполнять определенные виды работ и задач. Группы, которые созданы в результате решений руководства, называются формальными группами. 
Группы формируются также вследствие действий самих работников. Группы, которые образуются на основе общих интересов и привязанностей, называются неформальными. 
Межгрупповое поведение и конфликт. В процессе функционирования групп и их взаимодействия каждая из них развивается с учетом только ей присущих характеристик, включая структуру, общность интересов, роли, нормы и процессы. По сути, группа сама формирует свою культуру. В результате группы могут сотрудничать или конкурировать с другими группами, а межгрупповая конкуренция может привести к конфликту. 
Власть и политика. Власть - это способность заставить кого-либо сделать то, что вам нужно, или способность так влиять на события, чтобы они происходили в той последовательности, в которой бы вы хотели. 
Лидерство. Лидеры имеются во всех организациях. Это могут быть лидеры формальных групп либо неформальных. Для того чтобы работать эффективно, менеджеры должны ясно представлять себе организационную структуру. Структура организации — это формальная схема влияний и взаимосвязей между подразделениями организации. Существует два важных аспекта организационной структуры: рабочее проектирование и организационное проектирование.

Информация о работе Контрольная работа по «Менеджменту»