Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 09:10, контрольная работа
Последовательность управленческих действий (шагов) для достижения целей организации.
1. Определение цели деятельности.
2. Оценка новизны проекта.
3. Реальное состояние системы, чем оно обусловлено.
4. Формулирование проблемы ее суть.
5. Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме.
6. Представление идеального состояния системы, при котором цель реализована.
Задание 1.
Последовательность
Задание 2.
Таблица 11.1
Номер вопроса |
Вопрос - утверждение |
1. |
В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения |
2. |
Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним |
3. |
Люди часто завидуют моему терпению и выдержке |
4. |
В трудных ситуациях я всегда думаю о других, потом о себе |
5. |
Мои родители редко заставляли меня делать то, чего я не хотел |
6. |
Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы |
7. |
Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников |
8. |
Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерения доказать что-либо |
9. |
Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых |
10. |
Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение |
11. |
Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения |
12. |
Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы |
13. |
Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений |
14. |
Мне легче работать одному, чем кем-то руководить |
15. |
Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем |
16. |
Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого |
17. |
Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми |
18. |
Я игнорирую руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия |
19. |
Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок |
20. |
Мне часто для эффективной работы не хватает времени |
21. |
Н грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта |
22. |
Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения |
23. |
С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения |
24. |
Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях |
25. |
Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций |
26. |
Мне легче подстроится под мнение большинства коллектива, чем выступать против него |
27. |
Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже самое незначительное достижение |
28. |
Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей |
29. |
Мне приходится чаще просить, чем требовать |
30. |
Я часто теряю от возбуждения контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают |
31. |
Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно бы повысилась |
32. |
Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных |
33. |
Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особо не контролируя их |
34. |
Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы |
35. |
Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями |
36. |
Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место |
37. |
Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам |
38. |
Самое трудное для меня – это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий |
39. |
Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте |
40. |
Я думаю, что управление людьми должно быть гибким – подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства |
41. |
Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных |
42. |
Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки |
43. |
Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным |
44. |
Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие |
45. |
Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество |
46. |
Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных |
47. |
Главное в руководстве – распределить обязанности |
48. |
Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера |
49. |
Подчиненные – безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать |
50. |
Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться |
51. |
Для более качественного
руководства нужно поощрять наиболее
способных подчиненных и |
52. |
Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение |
53. |
Мне приходиться часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами |
54. |
Нарушителя дисциплины строго наказываю |
55. |
В критике недостатков подчиненных я беспощаден |
56. |
Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек |
57. |
Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить |
58. |
Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением |
59. |
Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным |
60. |
Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего |
Обработка и интерпретация результатов
Ключ – таблица
Таблица 11.2
Стиль управления |
Номера ответов - утверждений |
Сумма ответов |
Авторитарный |
1,6,12,13,25,31,36,37,42,43, |
12 |
Либеральный |
5,23,29,41,47 |
5 |
Демократический |
3,9,15,16,21,22,27,28,33,34, 58 |
18 |
Вывод:
Полученная комбинация стиля управления – авторитарно – демократический.
Основой авторитарного стиля управления является сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения.
Выделяют две разновидности авторитарного стиля. «Эксплуататорский» предполагает, что руководитель полностью сосредотачивает в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказания, угрозы, давление.
Если руководитель принимает решение в одиночку, а потом просто доводит его до подчиненных, то они воспринимают это решение, как навязанное извне и критически обсуждают, даже когда оно действительно удачное. Выполняется такое решение с оговорками и безразлично. Сотрудники, как правило, радуются любой ошибке руководителя, находя в ней подтверждение своего негативного мнения о нем. В результате подчиненные привыкают быть исполнителями чужой воли, закрепляя в своем сознании стереотип «наше дело маленькое».
Для руководителя все это тоже не
проходит без потерь, поскольку он
оказывается в положении
Более мягкая «благожелательная» разновидность авторитарного стиля. Руководитель относится к подчиненным уже снисходительно, по-отечески, иногда интересуется их мнением. Но даже в случае обоснованности высказанного мнения, может поступить по-своему, делая это зачастую демонстративно, чем значительно ухудшает морально психологический климат в коллективе. При принятии решений он может учитывать отдельные мнения сотрудников и дает определенную самостоятельность, однако под строгим контролем, если при этом неукоснительно соблюдается общая политика фирмы и строго выполняются все требования и инструкции. Угрозы наказания, хотя присутствуют, но не преобладают.
Претензии авторитарного руководителя на компетенцию во всех вопросах порождают хаос и, в конечном счете, влияют на эффективность работы. Такой начальник парализует работу своего аппарата. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Подчиненные зависят от него, но и он во многом зависит о них. Недовольные подчиненные могут его подвести или дезинформировать.
Применение авторитарного стиля, хотя и обеспечивает высокую производительность труда, но не формирует внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде. Излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.
Такой стиль применим тогда, когда
подчиненные находятся
Во многом противоположен
авторитарному стилю демократич
В рамках «консультативной» руководитель интересуется мнением подчиненных, советуется с ними, стремится использовать всё лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение; наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, не смотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
«Партисипативная» форма демократического управления предполагает, что руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах (и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивает и использует все конструктивные предложения, привлекает сотрудников к постановке целей и контролю над их исполнением. При этом ответственность за последствия принятых решений не перекладывается на подчиненных. Все это сплачивает коллектив.
Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в неё много новизны и творчества. Руководитель-демократ в случае необходимости может идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где "автократ" действовал бы приказом и давлением, "демократ" старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы, выгоды, которую могут получить сотрудники.
При этом первостепенное значение приобретает внутреннее удовлетворение, получаемое подчиненными от возможности реализовать свои творческие способности. Подчиненные могут самостоятельно принимать решения и искать в рамках предоставленных полномочий пути их реализации, не обращая особого внимания на мелочи.
Как правило, обстановка, создаваемая руководителем-демократом, носит также воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. Происходит положительный резонанс власти: авторитет должности подкрепляется авторитетом личным. Управление происходит без грубого нажима, опираясь на способности сотрудников, уважая их достоинство, опыт и умение. Это формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
В реальной жизни не существует «чистого» стиля управления, так же как и не существует «плохих» или «хороших» стилей.
Конкретная ситуация,
вид деятельности, личностные особенности
подчиненных и другие факторы
обусловливают оптимальное
Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства, которые он, как правило, интуитивно или вполне осознанно комбинирует. Порой бывает очень сложно распознать, какого стиля управления придерживается на самом деле руководитель.
Задание 3.
Таблица суждений
Таблица 11.3
Номер |
Вариант выбранного суждения |
1. |
Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны |
2. |
Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных |
3. |
А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего |
4. |
А) Я стараюсь найти компромиссное решение |
5. |
А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого |
6. |
А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя |
7. |
Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в другом добиться своего |
8. |
Б) Я первым стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы |
9. |
Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего |
10. |
Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение |
11. |
А) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят затронутые интересы и вопросы |
12. |
Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу |
13. |
Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему |
14. |
Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов |
15. |
Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности |
16. |
Б) Я стараюсь убедить другого в преимуществе моей позиции |
17. |
А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего |
18. |
Б) Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу |
19. |
А) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы |
20. |
А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия |
21. |
Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы |
22. |
Б) Я отстаиваю свои желания |
23. |
А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас |
24. |
Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу |
25. |
А) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов |
26. |
Б) Я почти всегда озабочен там, чтобы удовлетворить желания каждого из нас |
27. |
А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры |
28. |
Б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого |
29. |
А) Я предлагаю среднюю позицию |
30. |
Б) Я всегда занимаю
такую позицию в спорном |
Обработка и интерпретация результатов
Таблица подсчета данных
Таблица 11.4
Номер пары |
Соперниче- ство |
Сотрудниче- ство |
Компромисс |
Избегание |
Приспособ- ление |
1 |
Б | ||||
2 |
Б |
||||
3 |
А |
||||
4 |
А |
||||
5 |
А |
||||
6 |
А |
||||
7 |
Б |
||||
8 |
Б |
||||
9 |
Б |
||||
10 |
Б |
||||
11 |
А |
||||
12 |
Б |
||||
13 |
Б |
А |
|||
14 |
Б |
||||
15 |
Б |
||||
16 |
Б |
||||
17 |
А |
||||
18 |
Б |
||||
19 |
А |
||||
20 |
А |
||||
21 |
Б |
||||
22 |
Б |
||||
23 |
А |
||||
24 |
Б |
||||
25 |
А |
||||
26 |
Б |
||||
27 |
А |
||||
28 |
Б |
||||
29 |
А |
||||
30 |
Б |
||||
Сумма |
8 |
11 |
7 |
3 |
1 |