Контрольная работа по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Система управления – это иерархия связей и звеньев, осуществляющих процессы управления в социально-экономической системе, существующих внутри нее и тесно с ней взаимосвязанных.
Система управления складывается из функциональных подсистем (НИОКР, производство, финансы, кадры, маркетинг).

Файлы: 1 файл

менеджмент 111.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

КАЗАХСКАЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

Кафедра "Информационные системы"

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Менеджмент»

Выполнил  студент  Джолдасбаев Ильяс Нуркенович

Номер группы   Э-212

Наименование специальности  Экономика

Номер зачетной книжки № 12022

Номер варианта контрольной  работы №2

Проверил (а) ____________________________________________________

 

 

 

 

 

 

СЕМЕЙ 2012

Что собой  представляет  структура  системы  управления и  в  чем  она  определяется?

Система управления – это  иерархия связей и звеньев, осуществляющих процессы управления в социально-экономической  системе, существующих внутри нее и  тесно с ней взаимосвязанных.

Система управления складывается из функциональных подсистем (НИОКР, производство, финансы, кадры, маркетинг).

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой  подсистем, в единстве образующих субъект  управления, а также механизма  их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, норм, процедур, регламентирующих порядок  осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассматривать  субъект и объект управления как  единое целое и во взаимосвязи  с внешней средой. Под управляющей  подсистемой понимается та часть  системы, которая вырабатывает, принимает  и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под  управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике.

В основе формирования системы  управления лежат семь факторов:

1) Цель управления. Должна  быть реальной, ясной, конкретной, доступной. Лишь в этом случае, возможно, сделать декомпозицию  цели, позволяющей представить цель  в совокупности ее составляющих  целевых установок (дерево целей)  и определить, насколько каждая  из них нуждается в специализированном  звене для ее достижения.

2) Объект управления. Система  управления отражает его особенности,  назначение, структуру, производственно-технологические  характеристики. Она строится в  соответствии с потребностями  объекта и для их удовлетворения. Нет системы управления вообще, есть система управления конкретным  объектом, а сама она рассматривается  как его часть. 

3) Функции управления. Функции  – виды деятельности, которые  определяют дифференциацию и  интеграцию управления 

4) Полномочия управления. Необходимы в качестве права  на принятие управленческих решений.  Распределяются и закрепляются  за звеньями, а их наличие или  отсутствие характеризует звено  системы управления. Делают систему  управления иерархической. Характеристиками  полномочия являются: состав функций,  в рамках которых реализуются  полномочия; объем полномочий (состав  проблем, разрешаемых при реализации  полномочий); масштаб полномочий (состав  и количество звеньев, подчиненных  полномочному звену); компетентность (минимально необходимая информация  для принятия решений); трудоемкость (затраты усилий на реализацию  полномочий).

5) Трудоемкость функций  и полномочий. Обязательно учитывается  при распределении функций и  полномочий. Она определяет как  саму возможность их эффективной  организации, так и величину  звена системы управления.

6) Информация. Трудоемкость  самым непосредственным образом  связана с фактором объема  информации, ее распределения и  обработки с помощью последнего  фактора: 

7) Технические средства.

Главным в системе управления является обособление звеньев. Звено  – организационно обособленная единица  системы управления по критерию специализации  и комбинации функций, а также  объема и масштаба полномочий управления.

В качестве звена выступают  должность, отдел, служба, подразделение  и т.д.

Наиболее важное различие звеньев управления проявляется  в сочетании полномочий и функций  управления, закрепляемых за одним  звеном. По этому критерию различают  следующие звенья:

1) Линейное звено управления  – объем полномочий равен объему  функций. (Обычно – первый руководитель  в рамках определенного объекта  управления).

2) Функциональное звено  – объем полномочий значительно меньше объема функций в рамках, которых работает данное звено. (Нередко только разрабатывает варианты решений, передавая на принятие линейному звену).

3) Линейно-функциональное  звено – объем полномочий ограничен  частью объема функций, но главное  в деятельности звена – полномочия. (Главный экономист, главный инженер).

4) Функционально-линейное  звено – полномочия ограничены  не только частью функций, закрепленных  за звеном, но и определенными  условиями их реализации. (Полномочия  – возможность, но не обязанность).

Система управления представляет собой состав и комбинацию различных  звеньев, связанных между собой  по функциям и полномочиям. Но состав и связи звеньев разнообразны, поэтому можно построить следующую  типологию систем управления:

1) Линейная система управления. Характеризуется совмещением в  звеньях функций и полномочий, состоит из одних только линейных  звеньев и обладает преимуществами: единоначалие, простота связей и  определенность зависимостей. (Либо  как фрагмент композиции крупной  системы управления, либо в масштабах  небольшого предприятия).

2) Функциональная система  управления. Недостаток – переплетения  функциональных зависимостей, множественность  подчиненности. (В композициях крупных  систем управления и в ситуациях,  когда особенно важны профессиональный анализ проблемы и разработка вариантов управленческих решений).

3) Линейно-функциональная  система управления. Разделение  деятельности линейных и функциональных  звеньев при усилении координации  их функционирования в процессе  управления. Недостатки – опасность  разобщенности функциональных звеньев  и увеличение работы по координации  их деятельности. Возможность легкой  специализации функций и однозначности  подчинения функций. (В крупных  компаниях).

4) Штабная система управления. Выделения всех или большинства  функциональных звеньев в штаб  с собственным руководством –  звеном функционально-линейного  типа. Полномочия этого звена,  как правило, ограничено только  условиями управления функциональными  звеньями, но не распространяются  на нижестоящие линейные звенья. Ориентирована на решение комплексных проблем, согласование решений многофункционального типа, благоприятную организацию функциональных звеньев. Опасность потери связей функционального и линейного блоков системы управления.

5) Линейно-функциональная  система с блочной дифференциацией  функциональных звеньев. Вводятся  звенья функционально-линейного  типа (заместители руководителя  по комплексу функций) и по  этим блокам проводится дифференциация  функциональных звеньев. (Крупные  фирмы и предприятия).

6) Матричная система управления. Особенность в дифференциации  связей линейной и функциональной  подчиненности, что делает систему  адаптивной к изменениям окружающей  среды, гибкой в использовании  потенциала профессионализма и  во временной организации ее  функционирования. (Крупные, особенно  транснациональные компании).

Существуют десять характеристик, отражающих состояние и особенности системы управления:

1. Распределение функций  управления, степень их специализации  и концентрации. Характеризует практическую  обоснованность (целесообразность, рациональность) равномерности распределения функций  управления между звеньями в  системе управления, совместимость  функций и их взаимодействия, от этого зависят эффективность  и качество управления.

2. Состав и комбинация  звеньев системы управления, типологическая  принадлежность ее по критериям  сочетания линейных и функциональных  звеньев. 

3. Распределение полномочий  в системе управления, тип иерархии, степень централизации управления.

4. Трудоемкость управления, количество работников, задействованных  в системе управления и распределенных  определенным образом по звеньям  и уровням управления. Реальная  структура компетентности.

5. Соотношение звеньев  по уровням системы управления  и в рамках определенного уровня.

6. Информационная нагрузка  звеньев системы управления, объемы  информации, концентрируемой в тех  или иных звеньях системы управления.

7. Распределение связей  в системе управления – функциональных, методических, консультационных и  т.д. 

8. Техническое оснащение  системы управления, распределение  техники и ее функциональное  использование. 

9. Структура системы управления, конструкционная основа, связи прямой  подчиненности звеньев. 

10. Целеустремленность и  целесообразность системы управления, соответствие ее архитектоники  дереву целей. 

Принципы построения системы  управления:

1) Принцип сопряжения  и соответствия целей, функций,  полномочий и ответственности. 

2) Все звенья системы  управления должны быть соразмерны  по трудоемкости и объему деятельности.

3) Системе управления  должна быть присуща иерархическая  рациональность.

4) Система управления  должна быть ориентирована на  определенный уровень компетентности  персонала управления.

5) Управление не должно  быть и не может быть абсолютно  формализованным. 

6) Система управления  должна учитывать потребность  эффективного контроля.

7) Система управления  должна быть адаптивной.

8) Всеми своими характеристиками  система управления должна соответствовать  механизму и процессу управления.

 

 

 

 

 

 

Этапы  разработки  и  принятия  рационального решения

Человека можно назвать менеджером тогда, когда он принимает организационные решения и реализует их через других людей, учитывая при этом их собственные цели и интересы. Принятие решения, как и обмен информацией, является основной составляющей любой управленческой деятельности.

Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов.

Организационное решение - это  выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель организационного решения - обеспечение  последовательного движения организации  к намеченным целям.

Организационные решения  бывают запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированными решениями являются те, которые сопутствуют получению  результата, и определены некоторой, уже отработанной последовательностью  шагов, решений или действий. Незапрограммированные  решения - те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.

Компромисс - соглашение, достигнутое  путем приемлемых взаимных уступок.

Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.

Решения, основанные на суждениях - это выбор, основанный на знаниях  или в соответствии с накопленным  опытом.

Существует несколько  разновидностей решений, типичных для  сферы управления:

1.    В процессе  планирования принимаются следующие  решения: решение о сверхзадаче  и природе бизнеса; о целях;  о взаимодействии с внешним  окружением; о стратегии и тактике,  которые выбираются организацией  для достижения поставленных целей.

2.    В процессе  организации деятельности компании  принимаются следующие решения:  о структурировании работы организации;  о координации функционирования  различных блоков; о распределении  полномочий между руководителями  подразделений; о структуре организации  при изменении внешнего окружения. 

3.    В процессе  мотивации персонала принимаются  следующие решения: о потребностях  подчиненных; об удовлетворении  их потребностей; о производительности  работы подчиненных и об их  удовлетворенности работой. 

4.    В процессе  контроля принимаются следующие  решения: об измерении результатов  работы; об оценке этих результатов;  о том, насколько достигнуты  цели организации; о корректировке  целей. 

Рациональное решение - это  решение, которое основывается на базе аналитического процесса, и часто  не зависящее от предшествующего  опыта.

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

Для того, чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

- методологию управленческого решения;

- методы разработки управленческих решений;

- организацию разработки управленческого решения;

- оценку качества управленческих решений.

Попытаемся коротко рассмотреть  инструментарий и понятийный аппарат  менеджера.

Методология управленческого  решения.

Информация о работе Контрольная работа по "Менеджменту"