Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:17, контрольная работа
Задание 1. Эволюция менеджмента: основные школы (концепции) управления……………………………………………………………………3
Задание 2. Понятие самоменеджмента. Установление приоритетов как функция самоменеджмента…………………………………………………12
Людмила Власова закончила психологический факультет Московского университета, затем аспирантуру. 10 лет работала преподавателем в университете. Потом работала консультантом в центре психологической помощи. Получаемой зарплаты не хватало. Поэтому, когда ей предложили должность начальника отдела кадров крупного совместного предприятия с окладом в 10 раз больше, чем в центре, Людмила приняла предложение. Она считала, что знания психологии, английского языка, навыки коммуникации позволят ей добиться успеха в работе.
Ее обязанности: организация профессионального обучения, осуществление контроля за приемом на работу и численностью сотрудников, ведение документации.
Работа оказалась гораздо более сложной, чем предполагала Людмила: десятичасовой рабочий день, совещания по техническим вопросам, необходимость готовить ежемесячные отчеты для западных партнеров.
Людмила не успевала и не могла понять некоторые стороны своей работы. Однажды не отдала отчет по персоналу западным партнерам, а в другой раз раньше ушла с работы. Людмила никак не могла привыкнуть к условиям новой работы, еще директор выражал недовольство ее работой.
Вопросы:
1. Как Людмиле работать дальше? Как адаптироваться к условиям работы?
2. Обладает ли она необходимыми профессиональными качествами для работы в этой должности?
Задание 1. Эволюция менеджмента: основные школы (концепции) управления……………………………………………………………………3
Задание 2. Понятие самоменеджмента. Установление приоритетов как функция самоменеджмента…………………………………………………12
Задание 3. Ситуационное задание…………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………..18
Содержание
Задание 1. Эволюция менеджмента:
основные школы (концепции) управления……………………………………………………
Задание 2. Понятие самоменеджмента.
Установление приоритетов как функция
самоменеджмента………………………………………
Задание 3. Ситуационное задание…………………………………………..16
Список литературы…………………………………
Задание 1. Эволюция менеджмента: основные школы (концепции) управления.
История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально- экономических отношений.
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой управления.
Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В целях эффективности производства разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.
Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент - это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки зрения характера. Т.е. если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые обладают такими качествами
Результаты таких исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент?
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления, как одной из основной школы управления. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.
Основополагающие принципы школы научного управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель школы научного управления разработал методологические основы нормирования труда, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора в школу научного управления состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.
Становление школы научного
управления, как науки об управлении
также связывается с именами
Ф. и Л. Джилбертов. Они провели
исследования в области трудовых
движений, усовершенствовали
К 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - школа научного менеджмента, классическая школа управления, традиционная школа управления.
Разновидностью классической школы управления является административная школа управления. Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства.
Одним из пионеров разработки такой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство, мотивация и контроль.
На базе учения А. Файоля
в 20-е гг. было сформулировано понятие
организационной структуры
Разработанные А. Файолем
принципы управления следует признать
самостоятельным результатом
Суть разработанных им принципов управления сводится к следующему:
Из других представителей административной школы управления можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию менеджмент персонала, или управление рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию рациональной бюрократии (1921). Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации
Основная черта классической школы управления (научной школы управления и административной школы управления) заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.
Классическая школа управления - один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки. Однако это не единственное течение в развитии управленческой мысли.
Определенный прорыв в
области менеджмента, ознаменовавшийся
появлением школы человеческих отношений
(поведенческой школы
В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из классических менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике.
Р. Оуэн был реформатором
менеджмента в том смысле, что
он первым обратил внимание на людей.
Его идея состоит в том, что
фирма много времени тратит на
уход за станками и машинами (смазка,
ремонт и пр.) и мало заботится
о людях. Поэтому вполне разумно
тратить такое же время и на
уход за людьми (живой машиной). Это
внимание и забота о них, обеспечение
благоприятных условий для
Родоначальником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.
В результате движение школы человеческих отношений стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент в движении школы человеческих отношений делался на заботе о людях, а в движении школы научного управления - на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Т.е. речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Из других ученых этого направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства.
Большой вклад в развитие школы человеческих отношений был сделан в 40-60-ё гг., когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour - поведение) было разработано несколько теорий мотивации.
Одной из них является иерархическая
теория потребностей А. Маслоу. Он предложил
следующую классификацию
Не менее популярно в школе человеческих отношений и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (Х и Y) лежат следующие характеристики работников:
Модифицированный вариант учения Д. Макгрегора представлен Р.Блейком в виде управленческой решетки ГРИД.
IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).
Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.
Формализация ряда управленческих
функций, сочетание труда, человека
и ЭВМ потребовали пересмотра
структурных элементов
В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.
Исследование управления
как процесса привело к широкому
распространению системных
Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
На базе системного подхода
разрабатывались задачи управления
в нескольких направлениях. Так возникла
теория непредвиденных ситуаций. Суть
ее состоит в том, что каждая ситуация,
в которой оказывается
В 70-е гг. появилась идея
открытой системы управления. Организация
как открытая система имеет тенденцию
приспосабливаться к весьма многообразной
внутренней среде. Такая система
не является самообеспечивающейся, она
зависит от энергии, информации и
материалов, поступающих извне. Она
имеет способность
Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):