Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 08:49, контрольная работа
Одна из особенностей и проблем бизнеса состоит в том, что как его окружающая среда, так и он сам изменяются под влиянием многочисленных факторов. Меняются клиенты, возникают новые рыночные ниши, появляются новые конкуренты, разрабатываются новые, более совершенные технологии. Обобщая, можно сказать, что источником перемен являются изменения в технической и технологической стороне производства, а также в производственных отношениях в самой компании и в окружающей рыночной среде. Особенно динамична среда международного бизнеса, поэтому кризисы и перемены здесь — обычное дело.
12. В чем различие микро- и макроперестройки?
Ответ: По аналогии с используемыми в экономической теории терминами микро- и макроэкономика назовем процессы перестройки на уровне МНК макроперестройкой, а те процессы, которые в большей степени захватывают проблематику предприятий, — микроперестройкой.
Микро - перестройка. Предпосылки и организация перестройки.
В 90-х гг. стали развиваться концепции радикальной перестройки предприятия. Целью руководства предприятия в этих случаях является перепроектирование деловых процессов для достижения скачкообразного улучшения деятельности фирмы. Это позволяет отказаться от устаревших норм и структур, преодолеть негативное влияние хозяйственных догм.
Данная концепция исходит из того, что если невозможно переделать деловую среду, то можно переделать свой бизнес. Она применяется в трех основных случаях:
• фирма находится в глубоком кризисе, показателем чего может быть, например, неконкурентный уровень издержек или массовый отказ потребителей от продукта фирмы;
• текущее положение фирмы удовлетворительно, но прогнозы на будущее неблагоприятны, имеются тенденции снижения конкурентоспособности, т. е. фирма должна реагировать на негативные изменения обстановки, пока они не приобрели фатального для нее характера;
• фирма весьма благополучна, бизнес быстро развивается и проводится агрессивная политика; в этом случае цель — наращивание отрыва от ближайших конкурентов и создание уникальных конкурентных преимуществ.
Революционная перестройка фирмы тесно связана с такими понятиями, как желаемый образ и модель фирмы. Так как предприятие создается в результате сознательного процесса, то должно быть четкое представление, к чему мы стремимся и как этого можно достичь.
В процессе коренной перестройки можно выделить следующие этапы:
1) формируется желаемый
образ фирмы. Этот этап проходит
в рамках разработки стратегии
фирмы, ее целей и способов
их достижения, причем особое
значение приобретает
2) создается модель реального (существующего) бизнеса фирмы. В ней детально описываются и документируются основные операции компании, оценивается их эффективность, воспроизводится система процессов, с помощью которых компания достигает своих целей. Как правило, разработке модели предшествует специальный анализ внешней и внутренней среды предприятия. При этом используются как данные корпоративного учета и отчетности, так и специальные исследования;
3) разрабатывается модель нового бизнеса. Происходит перепроектирование существующего бизнеса;
4) внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную жизнь. Все элементы новой модели бизнеса воплощаются на практике. Здесь важны умелая состыковка и переход от старых процессов к новым таким образом, чтобы исполнители не ощущали дисгармонии рабочей обстановки и не находились в состоянии стресса. Плавность перехода во многом определяется степенью тщательности подготовительных работ.
В процессе перестройки организации затрагиваются, как правило, почти все стороны деятельности, но акцент может делаться на разных аспектах.
Если причина перестройки — во внешних сферах деятельности предприятия, то изменения могут касаться характера и уровня деловой активности, организационно-правовой формы, структуры собственности и источников финансирования, международных операций, политики слияний и приобретений других фирм, типа и степени диверсификации, рыночной и сбытовой политики и т. п. Противоречия в технологической сфере вызывают к жизни программы обновления оборудования, внедрения новых технологических процессов, в том числе в сфере управления (оргтехника, коммуникации и т. д.). Рассогласование в административной сфере приводит к изменениям методов управления, организационных принципов, ценностей, мотивов и других элементов фирменной культуры.
В зависимости от того, что поставлено в центр перестройки, выделяют такие ее типы, как переориентация, реструктуризация, реинжиниринг и регенерация. Так, если в результате перестройки радикально меняется структура фирмы, то говорят о реструктуризации, при радикальной смене приоритетов — о переориентации; полную перестройку фирмы, охватывающую все аспекты, называют регенерацией; изменения, связанные не столько с внешними проявлениями, сколько с внутренней трансформацией, относят к реинжинирингу.
13. Почему стратегии передачи технологий и разделения деятельности считаются наиболее перспективными?
Ответ: Достижение стратегических конкурентных преимуществ в сегодняшних условиях глобального ускорения научно-технического прогресса, сокращения срока жизни новых продуктов и процессов, а также постоянного увеличения расходов на проведение НИОКР требует не только проведения собственных исследований, но и использования результатов НИОКР других компаний, в том числе зарубежных.
Формы технологического трансферта
Международная передача технологий (international technology transfer) — это совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических достижений. Международные документы трактуют понятие «технология» весьма широко; согласно неоклассической теории, оно включает в себя:
♦ собственно технологию (disembodied/dissembled technology), понимаемую как набор конструктивных решений, методов и процессов;
♦ материализованную технологию (embodied technology), т. е. технологию, воплощенную в машинах, оборудовании и т. п.
Соответственно предметом трансферта могут выступать оба типа объектов — как совместно, так и в отдельности.
Выделяются следующие формы трансферта технологий на мировом рынке:"'
♦ передача, продажа или предоставление по лицензии всех форм промышленной собственности (за исключением товарных и фирменных знаков);
♦ предоставление know-how и технологического опыта;
♦ торговля высокотехнологичной продукцией;
. ♦
предоставление
♦ промышленное и техническое сотрудничество в части, касающейся технического содержания машин, оборудования, полуфабрикатов, материалов;
♦ оказание консалтинговых услуг и инжиниринг;
♦ передача технологии в рамках научно-технической производственной кооперации;
♦ передача технологии в рамках инвестиционного сотрудничества.
Международная передача технологии может осуществляться как по межфирменным каналам независимым иностранным фирмам, так и по внутренним каналам МНК в случае внедрения в каком-либо страновом отделении научно-технического достижения, разработанного организационной единицей МНК в другой стране. В современных условиях все большего расширения деятельности мультинацио-нальных корпораций большая доля лицензионного обмена в мире осуществляется именно по каналам внутрифирменной торговли 6, что снижает степень риска при заключении контрактов и гарантирует сохранение научно-технических секретов.
Структура процесса передачи технологии.
Процесс передачи технологии тесно связан с теорией жизненного цикла технологии, которую разработали Д. Форд и К. Рапан. Они разделили жизненный цикл технологии на пять этапов:
1) исследование и разработка:
передача технологии не
2) утилизация: появляется новый товар, производство которого осуществляется лишь в стране-разработчике. Обладание технологией является монопольным, конкуренция отсутствует. Передача технологии осуществляется в форме экспорта товаров;
3) технологический рост: технология начинает передаваться в другие развитые страны, но еще не полностью освоена. Поскольку на данном этапе постепенно увеличивается объем передачи технологии, актуальным становится вопрос о стоимости передаваемой технологии;
4) технологическая зрелость: возникает взаимный обмен технологическими новшествами между развитыми странами, постепенно новая технология совершенствуется и стандартизируется, передача ее в развивающиеся страны идет активно. Она получает всеобщее распространение, ценность ее падает, в развитой стране прекращается производство; из-за растущей конкуренции со стороны развивающихся стран экспорт товара сменяется его импортом, возникает передача технологии из развивающейся страны Б слаборазвитую страну;
5) технологический упадок: инвестиции в технологические разработки не производятся, передача технологии ограничивается развивающимися странами.
Процесс передачи технологии состоит из следующих этапов:
♦ определение потребности. Включает изучение экономической необходимости замены существующей технологии, требований рыночного спроса, факторов конкуренции, сравнение применяемой и потенциально привлеченной технологий (по выпуску продукции, по доступности используемых ресурсов (человеческих, квалификационных, материальных, финансовых и т. п.), по доступности сопутствующих технологий (как в стране, так и за рубежом));
♦ оценка технологии. Связана с. определением всех существующих или разрабатываемых технологий, которые могут удовлетворить потребность. Включает оценку доступности, приемлемости, производительности альтернативных технологий, возможность их адаптации к страновым условиям. Также рассматриваются тенденции и технологического развития, и перспективы появления еще более совершенных технологий;
♦ планирование передачи технологии. Сюда входят финансовое, маркетинговое планирование; планирование трансферта — как физического (в форме передачи машин, оборудования), так и в форме передачи знаний, научно-технической документации; планирование обучения и подготовки кадров; планирование материальных потоков; планирование процесса внедрения технологии (поиск наиболее эффективного способа внедрения); планирование процессов управления, эксплуатации технологии и ее модернизации;
♦ осуществление трансферта технологии. Оценка и выбор наиболее эффективного способа внедрения технологии, определение графика ввода, организация обучения персонала, разработка систем контроля, управления, содержания и обслуживания технологии, а также развитие местных возможностей для совершенствования технологии с учетом потребностей национальной экономики.
Вопрос 14. Каково соотношение между целями, стратегией и структурой компании?
Ответ: Очевидно, что каждая стратегия состоит из некоторого количества различных задач, которые должны быть решены.
Они рассматриваются обычно как отдельные проекты, каждым из которых руководит руководитель проекта. Стратегическая цель должна быть разбита на ряд подцелей в терминах содержания и времени. В свою очередь, каждая из подцелей формирует специальный набор целей специального проекта. Распределение целей требует разработки системы последовательных целей. Поэтому система проектов должна создаваться с множеством взаимосвязей между различными проектами.
Один проект не может рассматриваться как самостоятельный. Он связан с многими другими, их целями, результатами, любыми задержками, изменениями, мнениями.
Еще одно взаимодействие между управлением проектами и корпоративной стратегией состоит в «управлении при помощи проектов». Все большее количество задач в компаниях и других организациях становятся своего рода проектами и действительно управляются как проекты. Эти изменения в природе задач воздействуют и на организационную структуру компании. Требуются гибкость, вместо долгого и очень формального решения процессов, короткое и прямое взаимодействие и координация.
Превращение корпоративной стратегии в конкретные действия создает проекты. 8 связи с этим можно определить управление проектом как управление изменениями.
Вопрос 15. На каких принципах основывается децентрализованное планирование?
Ответ: Принципы децентрализованного планирования могут быть рассмотрены на основе опыта Франции. Введенная законом о статусе регионов от 2 марта 1982 г. и законами о разграничении полномочий французская децентрализация планирования и управления основывается на четырех принципах:
1 Запрет какой-либо опеки одного уровня по отношению к другому.
2 Передача президентам ассамблей департаментов и регионов исполнительных функций, ранее выполнявшихся представителем государства - префектом.
3 Блочное распределение компетенции и передачи соответствующих финансовых средств.
4 Придание регионам статуса полноправной территориальной общности благодаря, в частности, избранию прямым всеобщим голосованием Региональных советов, которые впервые начали действовать в 1986 г.
Распределение компетенции на региональном уровне и в сфере местного самоуправления, основанное на этих принципах, сложилось следующим образом:
• коммуна: управление землей посредством градостроительства, местного благоустройства, выдача разрешений на строительство;
Информация о работе Контрольная работа по международному менеджменту