Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 13:56, контрольная работа
Социальная психология прошла длительный путь развития. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются древнегреческие и древнекитайские ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Суньцзы, Уцзы и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.
1 История развития социальной психологии 3
2 Психология переговорного процесса 10
Список используемых источников 21
В процессе переговоров партнеры хотят:
Для того чтобы удовлетворить эти желания, необходимо:
Любые умения проявляются
в действиях, которые могут
быть правильными или
Когда партнер не прав, можно дать ему понять это взглядом, жестом или интонацией. Однако если вы прямо скажете ему об этом, то нанесете удар по его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него желание защититься, доказать обратное, но отнюдь не изменить свою точку зрения.
Практика ведения переговоров показывает, какое большое влияние на их ход оказывает психологическая атмосфера. Для того чтобы она была действительно благоприятной, необходимо знать и выполнять следующие правила.
Правило 1. Не говорите громко
или тихо, торопливо или медленно.
Громкая речь может вызвать у
вашего партнера впечатление, что вы
навязываете ему свое мнение. Слишком
тихая или невнятная речь также
мешает ходу переговоров: ваш партнер
вынужден задавать встречные вопросы,
чтобы убедиться в том, что
он услышал все правильно. Торопливое
изложение мысли создает
Правило 2. Постарайтесь найти по каждой проблеме "ключевую фигуру" в интересующей вас фирме. В каждой солидной фирме есть так называемые "ключевые фигуры", от которых зависит решение вопроса. Причем это может быть не директор, не его заместитель, а человек, занимающий совсем не престижную должность. Однако его мнение часто бывает решающим в силу различных обстоятельств (квалификация, опыт работы в данной области, личные связи, доскональное знание предмета). За рубежом эта практика хорошо известна и фирмы тратят много времени и денег на выявление именно таких людей у партнера и часто стараются выйти прежде всего на них.
Правило 3. Партнер должен
видеть перед собой представителей
фирмы, в которой царит
Один из важных принципов переговоров – исключительное внимание к партнеру. Слушать партнера – сложное дело, требующее напряжения. Если вы не очень внимательно прислушиваетесь к партнеру, то упускаете многие важные моменты. В результате вы не только потеряете драгоценное время, но и будете раздражать партнера, что осложнит дальнейший ход переговоров. Человек, который говорит только о себе и о своей фирме, не проявляя интереса к своим деловым партнерам, как правило, не добивается серьезных успехов.
Самая распространенная ошибка у неопытных людей, когда они стараются склонить собеседника к своей точке зрения, - это стремление слишком много говорит самим. Не делайте такой ошибки. Дайте возможность выговориться вашему собеседнику – он лучше вас осведомлен о своих проблемах и нуждах.
Если вы не согласны с
собеседником, то у вас может возникнуть
искушение перебить его. Не делайте
этого, терпеливо выслушайте его. Многие
партнеры с большим интересом
ожидают паузы в разговоре, чтобы
вставить свое замечание. Нужно помнить,
что если вы не дадите им высказаться,
то у них может создаться
Наибольшее влияние
на партнеров в любых
В аргументации, как правило, выделяют две основные конструкции:
Для общих конструкций аргументации применяют одни и те же основные приемы, которые состоят в тщательном изучении всех факторов и сведений.
1. Фундаментальный метод
представляет собой прямое
2. Метод противоречия
основан на выявлении
3. Метод извлечения выводов
основывается на точной
4. Метод сравнения имеет
исключительное значение, особенно
когда сравнения подобраны
5. Метод «да… но». Часто
бывает, что собеседник приводит
хорошо построенные аргументы,
но они охватывают или только
преимущества, или только слабые
стороны предложенной
6. Метод «бумеранга» дает
возможность использовать «
7. Метод игнорирования. Очень часто бывает, что факт, изложенный собеседником, не может быть опровергнут, но зато его ценность и значение можно с успехом проигнорировать.
8. Метод видимой поддержки.
Весьма эффективен как в
Недостаточно только владеть
методами аргументации, нужно еще
владеть и тактикой аргументирования,
которая заключается в
В соответствии с этим техника – это умение приводить логичные аргументы, а тактика – выбирать из них психологически действенные.
Основные положения тактики аргументирования:
1. Выбор техники
2. Устранение противоречий.
3. Двусторонняя аргументация
может применяться, когда вы
указываете как на
4. Очередность перечисления
преимуществ и недостатков.
5. Персонификация аргументации.
Необходимо сначала попытаться
выявить позицию партнера и
потом включить ее в вашу
аргументацию или же, по крайней
мере, не допустить, чтобы она
противоречила вашим
Ситуация во время переговоров напрямую зависит от следующих обстоятельств: отношения ведущих переговоров с их группами; того, как сидят участники переговоров; присутствия зрителей; хода переговоров.
На психическое состояние
человека влияют окружение, любые объекты,
попадающие в зону его внимания.
Именно поэтому от того, как устроено
пространство для ведения переговоров,
зависит вероятность
Доброжелательность, дружеский
подход и понимание способны скорее
заставить вашего партнера изменить
свое мнение, чем самое неистовое
негодование. Старайтесь с самого начала
переговоров перейти на дружеский
тон, например, скажите: «Давайте посидим
и посоветуемся, а если разойдемся
во мнениях, то постараемся понять,
чем это вызвано и по каким
пунктам мы расходимся». Если все
же атмосфера переговоров
Остроумное или шутливое замечание, сказанное вовремя, может разрядить обстановку. Но если вы не уверены, что умеет шутить, то лучше не шутить. Хорошо уметь вызвать смех, но не показаться при этом смешным. Если же шутка касается вас, то ни в коем случае нельзя допустить, чтобы ваше лицо приняло обиженное выражение. Самая лучшая реакция – ответить такой же шуткой. Но если вы не в состоянии этого сделать, то существует другой выход: посмеяться над собой вместе со всеми.
При любых переговорах не следует воспринимать другую сторону как монолит – следует помнить, что она состоит из разных людей. Более того, даже имея дело с одним человеком, не забывайте о многогранности любой личности, и вы сможете договориться с ним, управляя ходом переговоров.
Психологически правильно
начать переговоры со
Психологически правильно высказывать неприятные слова после похвалы. Опыт свидетельствует о том, что иногда при общении деловых партнеров без критики не обойтись. В таком случае критика должна быть деловой и сочетаться с конструктивными предложениями. При этом рекомендуется вначале указать на позитивные стороны сотрудничества с партнером. И, естественно, критические замечания должны быть корректными, не оскорбляющими достоинства критикуемого.
Ниже будут изложены шесть правил, способствующие успеху переговоров и поддержанию благоприятного климата в процессе их проведения, которые должны неукоснительно соблюдать обе стороны.
1. Рациональность. Необходимо вести себя рационально, даже если другая сторона проявляет эмоции. Неконтролируемые эмоции неблагоприятно сказываются на процессе принятия решений.