Корпоративная культура и символы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Тема корпоративной культуры становится все актуальней, ее можно встретить на страницах газет и журналов, в обсуждениях на форумах, конференциях, заседаниях HR клубов. Многие компании решают основательно подойти к этой теме и использовать весь мощный потенциал корпоративной культуры на благо развития компании.

Содержание работы

1. Принципы формирования корпоративной культуры…………………………………стр. 5
1.1Понятие и сущность корпоративной культуры……………………….. …..стр.7
1.2. Структура и содержание корпоративной культуры……………………стр.9
2. Типы корпоративной культуры…………………………………………...стр. 13
2.1. Виды корпоративной культуры…………………………………………стр.13
3. Корпоративные ценности (символы, мифы, легенды.)…………………..стр.18
Практическая часть…………………………………………………………….стр.23
Корпоративная культура на примере ОАО «Уралкалий»………………….стр.23

Файлы: 1 файл

корпоративная культура моя курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

НВУЗ АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ  ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Кафедра менеджмент

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 по дисциплине: «Управление персоналом»

на тему: «Корпоративная культура и символы»

(На примере ОАО «Уралкалий»)

 

 

 

 

 

                                                Научный руководитель: Сергеев А.В.

                                                Выполнила студентка: 2 курса

                                               Специальность: Менеджмент организации

                                                Саймонова Татьяна Ивановна

                                                Дата сдачи работы:

                                                Оценка курсовой работы:

 

 

 

 

 

 

 

                                             Курск 2012

                                  

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………..…………….стр. 3

Теоретическая часть…………………..………………………………………..стр. 5

1. Принципы формирования  корпоративной культуры…………………………………стр. 5

1.1Понятие и  сущность корпоративной культуры……………………….. …..стр.7

1.2. Структура и содержание корпоративной культуры……………………стр.9

2. Типы корпоративной культуры…………………………………………...стр. 13

2.1. Виды корпоративной культуры…………………………………………стр.13

3. Корпоративные ценности (символы, мифы, легенды.)…………………..стр.18

Практическая часть…………………………………………………………….стр.23

Корпоративная культура на примере  ОАО «Уралкалий»………………….стр.23

Заключение……………………………………………………………………..стр.30

Список использованной литературы……………………………………...….стр. 33

 

                                                                 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение.

Растущий динамизм и  изменчивость деловой среды создают  для организаций необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Рост образованности, квалификации, информированности работников и общественности в целом требует от менеджмента использования более сложных и тонких методов управления. Чтобы управлять событиями, уже недостаточно управлять поведением людей. Сегодня необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение. Такое управление предполагает установление и ведение целенаправленных систематических коммуникаций с различными группами общественности с партнерами, с широкой общественностью и средствами массовой информации, с местной общественностью и госструктурами, с финансовой общественностью и, конечно же, с работниками. В работе с работниками возникает потребность в создании единой системы ценностей, норм и правил, т.е. корпоративной культуры, позволяющей достичь эффективной работы, сосредоточиться на достижении целей компании, и самореализоваться самим сотрудникам.

В последнее время  все чаще в прессе появляются публикации, в которых авторы размышляют о том, что такое корпоративная культура. Собственно, назвать это понятие новым, наверное, было бы не правильным, так как у любой организации со дня ее создания формируется своя особенная внутренняя атмосфера. Другое дело, что только недавно отечественные менеджеры осознали тот факт, что умелое управление корпоративной культурой – может стать серьезным конкурентным преимуществом компании.

 Тема корпоративной культуры становится все актуальней, ее можно встретить на страницах газет и журналов, в обсуждениях на форумах, конференциях, заседаниях HR клубов. Многие компании решают основательно подойти к этой теме и использовать весь мощный потенциал корпоративной культуры на благо развития компании.

Еще несколько лет назад почти никто не знал словосочетания “корпоративная культура”, однако она была. И, что интересно, все наши “доски передовиков труда”, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим атрибутом корпоративной культуры многих западных компаний с давней и славной историей. А форма? Достаточно вспомнить традиционные цвета галстуков английских колледжей, символику “цехов” и странные параллели между “буржуазными” скаутами и советскими пионерами. На заре монополизма, когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту самую культуру - общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней.

    Корпоративная  культура – это новая область знаний, входящая в серию

управленческих  наук. Она выделилась из также сравнительно новой области

знаний –  корпоративного управления, которое  изучает общие подходы, принципы,

законы и  закономерности в управлении большими и сложными организациями.

Основная цель корпоративной культуры, как явления, – помочь людям более

продуктивно исполнять  свои обязанности в организациях и получать от этого

большее удовлетворение. А это в свою очередь приведет к улучшению показателей экономической  эффективности деятельности организации в целом. Ведь сплоченный, движимый единой целью, работающий, как отлаженный часовой механизм, коллектив, принесет гораздо больше пользы, чем «сообщество рядов разброда и шатания». А эффективность бизнеса для организации является важнейшим показателем, вне всякого сомнения.

В работе выделяется две  части -  теоретическая и практическая.

В теоретической  части мы рассмотрим понятия и  сущность, типы и виды корпоративной  культуры.

В практической части рассмотрим корпоративную  культуру  на примере

открытого акционерного общества «Уралкалий», фирменный стиль и символы. 

                         ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.                                  

1. Принципы  формирования корпоративной культуры.

1. 1. Понятие  и сущность корпоративной культуры.

 

   За последние  несколько лет, и менее отчетливо  за последние пятьдесят лет, вопросы культуры, и особенно культуры в больших организациях, все больше привлекают внимание теоретиков и исследователей. Действительно, мы живем в такое время, когда тысячи людей знают, чем характеризуется культурная обстановка в организации, и любят порассуждать об этом.

Рассмотрение  организаций как сообществ, имеющих  единообразное понимание своих  целей, значения и места, ценностей  и поведения, вызвало к жизни  понятие корпоративной культуры. В современном бизнесе корпоративная культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности. Можно привести ряд наиболее распространенных определений корпоративной культуры, каждое из которых отражает одну или несколько характерных черт культуры в организации.

Вот несколько из них, корпоративная культура – это  сложный комплекс предположений, бездоказательно  принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях (Т.Ю.Базаров).

Корпоративная культура - это идеи, интересы и ценности, разделяемые  группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Ваша организационная культура - это, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает... Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части, и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя. (Б.Феган)

 «Наблюдаемые повторяющиеся  модели поведения во взаимоотношениях  людей, например используемый язык, формы проявления уважения, принятые манеры» [3, с. 14];

«Ключевые или доминирующие ценности, поддерживаемые организацией» [6, с. 98];

«Правила игры, действующие  в организации, приемы и навыки, которыми должен овладеть новичок, чтобы быть принятым в члены организации» [4, с. 68];

Таким образом, исходя из выше перечисленного, корпоративную (организационную) культуру можно определить как набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами организации. Это своего рода система общих ценностей и предположений о том, что и как делается в фирме, которая познается  по мере того как приходится сталкиваться с внешними и внутренними проблемами. Она помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться.

Корпоративную культуру определяет формула: общие ценности – взаимовыгодные отношения и  сотрудничество – добросовестное организационное  поведение. [6, с. 98]

     Благодаря  сильной корпоративной культуре  организация становится подобно большой семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благу. Полная идентификация сотрудника с компанией означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем работник продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости оттого, находится ли он в рамках данной организации или трудиться в другом месте, более того, такой работник становится мощным источником данных ценностей и идеалов, как в рамках сформировавшей его организации, так и в любой другой компании, фирме и т.п. Как уже отмечалось, помимо ценностей в структуру корпоративной культуры внутриорганизационные нормы и социальные роли. Под нормами понимаются управляющие поведением сотрудников обобщенные правила, которые приводят к достижению целей организации. Роли определяют вклад каждого в совместную деятельность, в зависимости от занимаемой им формальной или неформальной позиции в организации, а также взаимные ожидания и взаимный контроль сотрудников.

Идея корпоративной  культуры носит достаточно абстрактный  характер, поскольку мы не можем  увидеть ее или прикоснуться к  ней, но она присутствует и распространяется. 

Существует  три подхода к понятию организационной культуры и ее природы. Первый определяет ее, как продукт «естественного развития» организации, т.е. организационная культура, в этом понимании, складывается спонтанно в процессе общения и взаимодействия людей.

Второй, наоборот, что  это «искусственное» изобретение, созданное людьми и являющееся результатом их рационального выбора.

Приверженцы третьего наиболее подходящее к определению данного понятия, считают, что организационная культура – это «смешанная», естественно-искусственная  система, соединяющая в себе формально-рациональные и спонтанные жизненные процессы. [6, с. 63]

Несмотря на то, каким  образом формируется  культура организации,  сознательно ли создаваться ее ведущими членами или она складывается с течением времени, она не может быть заимствована. Заимствованы, по моему мнению, могут быть лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах. Пересадка же с одной почвы на другую образа организационного поведения может оказаться   безуспешной. Так как, каждый коллектив уникален: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика и т. п. – все это накладывает свой отпечаток.   Поэтому у каждой организации должна быть своя культура. Организационная культура аналогична личностной характеристики человека: это некий нематериальный, но всегда присутствующий образ, который придает значение, направление и основу ее жизнедеятельности. Подобно тому, как характер влияет на поведение человека, организационная культура влияет на поведение, мнения и действия людей в компании. Корпоративная культура определяет, как служащие и менеджеры подходят к решению проблем, обслуживают заказчиков, ведут дела с поставщиками, реагируют на конкурентов и как они в целом осуществляют свою деятельность сейчас и в будущем. Она определяет место организации в окружающем мире, олицетворяет собой те неписаные законы, нормы и правила, которые объединяют членов организации и связывают их вместе. Значение организационной культуры определяется рядом обстоятельств. Она придает сотрудникам организационную идентичность, определяя представления о компании, является важным источником стабильности и преемственности, что создает у ее сотрудников чувство безопасности. В то же время знание организационной культуры помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события и понимать окружающих. Культура более чем, что - либо другое стимулирует высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Она привлекает внимание, передает видение и отмечает заслуги творческих, эффективных сотрудников. Признавая и награждая таких людей, организационная культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей. 

Информация о работе Корпоративная культура и символы