Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:51, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы определена тем, что в условиях глобализации, повышения динамизма конкуренции и выхода российского бизнеса на международный рынок назрела необходимость в дальнейшем совершенствовании корпоративного управления компаниями. В первую очередь, требуются улучшения подходов к качеству отношений с
заинтересованными группами, к взаимоотношениям с обществом и окружающей средой, механизмы управления капитализацией и
нефинансовыми рисками. В условиях усиления общей гуманитарной направленности экономического развития происходит
постепенная социализация бизнеса, он все больше вовлекается в
решение ключевых социальных проблем.
Введение 3
1. Собственность как экономическая и правовая категория. Корпоративная собственность 4
1.1 Экономическое и юридическое содержание собственности 4
1.2 Собственность и предпринимательство 9
1.3 Теоретические концепции корпоративной собственности 11
2. Анализ эффективности крупного бизнеса 15
2.1 Методы управления корпоративной собственностью 15
2.2 Критерии эффективности функционирования
корпоративной собственности 19
2.3 Преимущества и недостатки корпоративной
собственности предприятия 23
3. Динамика и перспективы развития корпоративной собственности 27
3.1 Специфика формирования и функционирования корпоративной собственности в РФ 27
3.2 Возможность использования зарубежного опыта
и перспективы развития коллективной в РФ 32
Выводы 34
Список использованных источников 38
Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью.
Теоретический анализ собственности как экономической и правовой категории позволяет с научных позиций рассмотреть феномен предпринимательства, выступающего в качестве неотъемлемого атрибута рыночной экономики. В Гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке. «
Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые им функции:
1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;
2. Предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;
Предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;
Предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.
Предпринимательство – процесс создания нового, обладающего ценностью, экономического блага. Он предполагает принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и получение в своем результате денежного дохода и личного удовлетворения достигнутым.
Предприниматель реализует присущие рыночной экономике экономические отношения собственности в их правовом оформлении через организационные механизмы деятельности.
Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и коллективной форме. Но если первая означает осуществление ее гражданами, т. е. физическими лицами, «своей волей и в своем интересе «, гражданами, которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора (ст. 1, п. 2 ГК РФ), то вторая форма предпринимательства – коллективная – предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и уставе соответствующих форм предприятий. Зафиксированное нормами права единство организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов выступает как его «организационно-правовая форма». Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой являются следующие:
1. Количество участников данного хозяйственного объединения;
2. Собственник применяемого капитала;
3. Способ распределения прибыли и убытков;
4. Источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;
5. Пределы имущественной ответственности.
Согласно российскому законодательству предпринимательской деятельностью могут заниматься как «физические», так и «юридические лица».
Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности — акций. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества открытого типа. В противоположность партнерской собственности, если последняя функционирует в виде закрытых акционерных обществ, акции обществ открытого типа свободно продаются и покупаются на рынках. В связи с этим через отдельные периоды времени могут происходить смены собственников акций — фиктивного капитала, тогда как общество будет продолжать свое существование до момента его ликвидации или реорганизации.
Следует подчеркнуть, что, хотя в корпоративной собственности и представлены раздробленные, частные собственники акций (поэтому она и относится к частной собственности), тем не менее ее можно считать переходной формой от частной собственности к общественной. Дело в том, что акционерный капитал, несмотря на свою раздробленность между владельцами акций, функционирует и вступает в хозяйственные отношения как единое целое, как общественный объединенный капитал. Отношения распоряжения реализуются не разрозненно, применительно к отдельным пакетам акций, а ко всему капиталу в целом. Реализация отношений распоряжения акционерным капиталом осуществляется теми, кто владеет контрольным пакетом акций. Владельцы контрольного пакета акций распоряжаются всем капиталом акционерного общества как единой собственностью.
Если рассматривать реализацию корпоративной собственности через отношения владения, то очевидно, что их осуществляют обособленные собственники акций в форме присвоения дивидендов (доходов на акции). Это находит свое проявление в проводимой экономической, финансовой, организационно-управленческой, технологической политике общества, которая основывается на отчислениях от прибыли акционерного общества в фонд накопления, предназначенный для дальнейшего наращивания капитала, расширения и улучшения хозяйственной деятельности.
В рамках общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность.
Классификация корпоративной собственности.
Корпоративная
собственность может быть класс
1. По видам корпоративной собственности:
2. По отраслевому признаку:
3. По степени ликвидности:
4. По величине доли (пакета акций):
5. По степени индустриализации:
6. По степени участия на рынке производимой продукции:
Методы управления должны учитывать специфику субъекта управления и могут быть разделены на:
При этом, указанные методы управления могут быть разделены на уровни применения субъектами управления:
В целом приведенная
классификация видов
Процесс управления всеми этими видами КС, на наш взгляд, будет строиться в рамках общего цикла управления, однако, в соответствии со спецификой объектов управления данный цикл может трансформироваться для повышения эффективности функционирования того или иного объекта корпоративной собственности.
2 глава.
Анализ эффективности крупного бизнеса
2.1 Методы управления корпоративной собственностью
Формирование реальных схем управления корпоративной собственностью (КС) следует осуществлять, исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства. Практическая реализация этих задач одновременно может служить своеобразной проверкой создаваемых механизмов управления, которые осуществляются в рамках единого замкнутого процесса управления.
Одна из главных особенностей управления корпоративной собственностью заключается в том, что эта собственность зачастую отличается абсолютным масштабом обобществления, затрудняющим реализацию оперативных управляющих воздействий корпорации на объекты собственности. Поэтому при управлении корпоративной собственностью наиболее типичным является передача отдельных объектов специализированным юридическим или физическим лицам, что позволяет локализовать управляющие воздействия на них.
В результате такого закрепления происходит изменение правового статуса отдельных объектов собственности, что влияет на выбор способов управляющих воздействий на объекты со стороны собственника. В рамках описанного цикла, структура системы управления КС определяется этапами и их целями (таблица 1).
(таблица 1)
Функция управления корпоративной собственностью имеет несколько аспектов. С одной стороны, корпорация действует в рамках установленных норм хозяйственного законодательства, в которых могут приниматься решения и различные внутрикорпоративные документы. Эта часть функции управления собственностью определяется как нормативная.
Также корпорация является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь законодательным нормам и правилам делового оборота. В этих рамках управленческая функция корпорации определяется как продукционная.
Этапы реализации процесса управления корпоративной собственностью (таблица 2).
1 |
Инвентаризация (получение и обобщение данных существовании объекта КС и внесение его в опись) |
2 |
Учет (проверка юридической чистоты объекта, его классификация в соответствии с утвержденными признаками и внесение в реестр КС) |
3 |
Оценка (проведение мероприятий по установлению рыночной цены для различных вариантов использования: сдача в аренду, передача в доверительное управление, продажа (приватизация), реструктуризация и т. д.) |
4 |
Анализ возможностей использования (выработка и экономическая оценка вариантов использования объекта КС) |
5 |
Планирование использования (разработка последовательности мероприятий для реализации наилучшего варианта по этапу 4) |
6 |
Организация и подготовка мероприятий (маркетинг, кадровые решения, инфраструктурные преобразования для реализации этапа 8) |
7 |
Мотивация исполнителей
(утверждение порядка |
8 |
Проведение мероприятий (реализация последовательности этапов 4-7) |
9 |
Контроль проведения мероприятий (сбор, обобщение и анализ результатов выполнения этапа 8) |
10 |
Регулирование процесса управления на любом этапе (в соответствии с результатами этапа 9: корректировка исходных данных расчетов, кадровых решений, плановых заданий, последовательности проведения мероприятий и т. д.) |
Информация о работе Корпоративная собственность и эффективность крупного бизнеса