Курсовая менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является осмысление особенностей качественного управления персоналом компании современным менеджером.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить особенности профессии менеджера.
Рассмотреть существующие типы профессии управленца.
Ознакомиться с ролью менеджера в организации.
Дать оценку профессиональным и личностным качествам менеджера.
Проанализировать уровни и роли управления.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Менеджер как профессия 4
1.1 Профессия менеджера 4
1.2. Личные качества менеджера 10
2. Изучение личности менеджера 22
2.1. Характеристика менеджера 22
2.2. Портрет современного менеджера 26
Заключение 34

Файлы: 1 файл

гель.docx

— 65.24 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение 2

Глава 1. Менеджер как профессия 4

1.1 Профессия менеджера 4

1.2. Личные  качества менеджера 10

2. Изучение  личности менеджера 22

2.1. Характеристика  менеджера 22

2.2. Портрет  современного менеджера 26

Заключение 34

 

 

Введение

 

В условиях открытого демократического общества и предпринимательской деятельности в России возникла объективная необходимость в изменении парадигмы управления. Для изменения сложившегося положения необходим поиск новых подходов к управлению этим требованием в наибольшей степени отвечают теория и практика современного менеджмента.

Активный интерес к  менеджменту отразил насущную потребность  библиотек в формировании нового класса специалистов, которые способны к решению сложнейших проблем  управления современной библиотекой. Специфика решаемых задач предопределила особую роль руководителя библиотеки. Это менеджер профессионал, обладающий специальными знаниями, навыками, умениями в области управленческой деятельности.

В настоящее время понятие  «менеджер» завоевало прочные позиции  в профессиональной среде. Все большее  число библиотек пополняется  молодыми энергичными менеджерами

Ни одна компания не может  существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу  же появляется и потребность в  управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому  можно сказать, профессия менеджера  является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых в современной  экономической системе.

Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки менеджмента  являются общественные отношения между  людьми в сфере управления, выявление  факторов и условий, непосредственно  либо опосредованно влияющих на эффективность  организованной трудовой деятельности. Основы науки базируются на философии; очевидна связь менеджмента с  политологией, социологией и другими науками. Наука управления обязательно должна опираться на нормы гражданского и административного права, огромное значение имеют и непременно должны учитываться положения трудового права.

Объект - процесс управления персоналом на предприятии.

В качестве предмета - менеджер в современном обществе.

Целью работы является осмысление особенностей качественного управления персоналом компании современным менеджером.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить особенности профессии менеджера.
  2. Рассмотреть существующие типы профессии управленца.
  3. Ознакомиться с ролью менеджера в организации.
  4. Дать оценку профессиональным и личностным качествам менеджера.
  5. Проанализировать уровни и роли управления.

В процессе работы использовались следующие общенаучные методы: анализ и синтез.

 

Глава 1. Менеджер как профессия

 

1.1 Профессия  менеджера

 

Основное содержание деятельности менеджера - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии  менеджера. Управление выступает как  важнейший и наиболее эффективный  в современном мире способ осуществления  власти. В общем случае власть - это  способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп  с использованием авторитета, права, денег и т.д. В свою очередь, наличие  власти является необходимым условием эффективного руководства.[6]

Принято выделять следующие основные формы власти: основанную на принуждении, традиционную, компетентную, базирующуюся на мотивации, эталонную, власть-харизму. Власть, основанная на принуждении, предполагает, что руководитель может оказывать влияние на подчиненных, если он контролирует тем или иным способом величину или форму наказания, которое может быть к ним применено. В этой связи следует учитывать, что управление, базирующееся на принуждении, на страхе подчиненных, может привести только к кратковременному успеху, в долгосрочной перспективе такой руководитель обречен на провал. При таком способе осуществления власти возрастает риск саботажа со стороны подчиненных.

Традиционная (законная) власть - основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего должностного положения в структуре  организации, а также на вере подчиненных  в незыблемость традиций и в то, что существующее положение вещей, с одной стороны, наилучшим способом отвечает их потребностям и интересам, а с другой, что это положение не только невозможно, но и нецелесообразно изменять. Вместе с тем неоправданное преобладание традиционной власти, чрезмерная приверженность устаревшим традициям и ценностям может привести к тотальному консерватизму, блокировать творческую инициативу в организации.

Компетентная (экспертная) власть - осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных  и полезных знаний, возможно, недоступных  по тем или иным причинам подчиненным, и является таковым. Это наиболее надежная опора для руководителя любого уровня управления, как в  краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Залогом стабильности и эффективности такой власти является постоянная нацеленность руководителей  всех уровней на саморазвитие.

Власть, базирующаяся на мотивации (вознаграждении), означает, что руководитель имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что руководитель может вознаградить его или отказать в этом. Вместе с тем, учитывая сложность и большое разнообразие иерархий потребностей людей, существует проблема идентификации иерархии потребностей подчиненного. Кроме того, в арсенале руководителя может не оказаться средств, адекватных индивидуальным потребностям всех подчиненных. При осуществлении управления, основанного на мотивации, менеджеры нередко сводят всю гамму средств воздействия к денежному стимулированию, а его возможности нередко ограниченны как по размеру, так и по эффективности воздействия на подчиненного.

Эталонная власть (власть примера) основывается на том, что индивидуальные качества, способности и стиль работы менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Вместе с тем, представления об эталоне поведения и деятельности могут коренным образом измениться под воздействием внешних обстоятельств или вследствие развития коллектива и отдельных исполнителей. Это способно поставить под угрозу сложившиеся связи и в целом эффективность управления.

Власть-харизма - поддерживается убежденностью в наличии у человека, выступающего в качестве носителя власти, «богом данных» качеств, вызывающих преклонение перед ним и веру в его особые способности и возможности. Харизматичный лидер (руководитель) выступает, как правило, в роли избавителя и благодетеля. Ему обычно приписываются все успехи его сторонников. Неудачи используются для прославления лидера, в них обвиняются другие люди или обстоятельства. Следует учитывать, что главной угрозой для стабильности управления, основанного на такой власти, является низкая результативность работы организации.[7]

Основные особенности  профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим:

  • неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
  • высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
  • повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;
  • положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
  • особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления - к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;
  • наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта - гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
  • весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;
  • определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
  • конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
  • уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников (каждый человек – уникален), каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными  являются также следующие основания  общей классификации профессий:

  • содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;
  • характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По объекту  труда профессию менеджера следует  отнести к числу профессий, ориентированных  на взаимодействие «человек – человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек – живая природа» (инженеры, механики), «человек – знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек – художественный образ» (артисты, телеведущие).

По целям профессия  менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам  труда менеджер относится преимущественно  к числу профессий умственного  труда, используются при необходимости  средства обработки информации –  вычислительная и организационная  техника.

По условиям труда  профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных  с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера  требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей  подготовки кадров.

Это профессия, требующая  наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания  у человека многих качеств, прежде всего  коммуникативных и организационных.[1]

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера  организации):

  • руководитель. Его основная деятельность – управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;
  • консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;
  • ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;
  • преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных  типов профессии управленца связаны  специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам  специалиста. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для  ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере  научного управления. Для преподавателя  менеджмента - его способности методиста  и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное  обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия  требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек  может расширять сферу своих  профессиональных интересов или  искать новые сферы приложения своих  способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых  областях. [10]

1.2. Личные  качества менеджера

 

В психологической  науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что  такое личность. Вместе с тем имеется  достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую  классификацию личностных качеств  менеджера. По его мнению, личность руководителя можно «разложить»  на три группы характеристик:

  • биографические характеристики;
  • способности (в том числе управленческие);
  • черты личности (личностные качества).

Известный специалист в области психологии управления Р. Л. Кричевский дополнил эту классификацию  еще одной группой — менеджерскими  характеристиками. Рассмотрим более  подробно каждую из перечисленных групп.

  1. Первая группа включает:
  • возраст;
  • пол;
  • социальный статус;
  • образование.

Возраст

С ним связано  немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для  менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т. д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позитивно влияет на качество управления. Назовем их аргументами в пользу старости. Судите сами: средний возраст президентов крупных японских компаний 63,5 года, вице-президентов — 56 лет. Это достаточно много, даже если учесть высокую продолжительность жизни в Стране восходящего солнца. Что же касается США, то там средний возраст президентов крупных компаний составляет 59 лет. С другой стороны, было бы ошибочно думать, что только зрелый возраст и опыт дают основания рассчитывать на высокий пост и управленческий успех. Есть немало аргументов и в пользу молодости. А. Морита основал всемирно известную фирму «Сони корпорейшн» в возрасте 25 лет. А. Хаммер, глава фирмы «Оксидентал петролиум», свой первый миллион долларов заработал в 21 год, будучи студентом. Таким образом, есть основания считать, что возраст не оказывает существенного влияния на лидерство и эффективность руководителя. Это означает, что хорошим управленцем (так же, как и плохим) можно быть в любом возрасте.

Информация о работе Курсовая менеджмента