Лекции по «Банковский менеджмент и маркетинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 08:54, курс лекций

Описание работы

Банковский менеджмент.
Цели и задачи банковского менеджмента.
Банковский маркетинг и его содержание.
Банковский маркетинг и сегментация рынка.
Организационная структура управления банком.
Управление пассивными операциями.
Управление активными операциями.
Управление ликвидностью банка.
Управление персоналом банка.
Управление материально-технической базой банка

Файлы: 1 файл

1.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

• Взаимоотношения в  коллективе предусматривают создание благоприятного психологического климата как внутри персонала банка, так и в его отношениях с руководством банка. В случае нарушения психологического баланса в коллективе или какой-то его части руководство может осуществить перемещение, увольнение или замену персонала.

• Взаимоотношение с  профсоюзами представляет собой наиболее деликатный аспект в управлении персоналом. Банковские служащие в западных странах, как правило, объединены в профсоюз, который призван защищать социально-экономические права. Некоторые банки не принимают на работу членов профсоюзов. Это в основном относится к ряду очень крупных банков, которые выплачивают очень высокую заработную плату своим служащим. Но большинство банков вынуждено считаться с профсоюзами банковских служащих, поэтому руководство банков стремится строить свои отношения на благоприятной эластичной основе, чтобы при возникновении противоречий преодолевать их достаточно гибко и сохранить психологический климат во взаимоотношениях персонала и руководства банка.

Социально-психологические  аспекты управления

• Мотивация труда персонала и творческая инициатива включают в себя создание руководством банка, с одной стороны, таких условий труда, чтобы персонал банка работал с полной отдачей, был заинтересован в работе, а с другой — чтобы творческая инициатива, разработки, предложения персонала банка поощрялись руководством банка. В результате повышается эффективность банковской деятельности и растет прибыль.

• Организационная культура банка предусматривает два аспекта. С одной стороны, — это культура обращения персонала банка при обслуживании клиентов по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам. С другой организационная культура внутри самого банка, т.е. создание своеобразных благоприятных бытовых условий для персонала банка (наличие хороших помещений, ресторана или столовой, системы отдыха для персонала, автостоянки и т.д.).

• Влияние управления персоналом на деятельность банка и  его организацию осуществляется через ежегодный анализ и оценку работы банковского персонала с точки зрения расширения операций и увеличения прибыли. Обычно такая оценка производится руководством при подготовке ежегодного баланса и при отчете перед акционерами банка на годовом собрании. Результаты такой оценки могут приводить и, как правило, приводят к изменению кадровой политики, так как персонал является важной производительной силой банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Цели и  задачи банковского менеджмента.

Разработка банковской политики предполагает определение целей деятельности банка и стратегии ее развития как на ближайшее будущее, так и на перспективу, исходя из потенциальных возможностей и ресурсов банка.

Цели банка определяют концепцию его развития и основные направления деловой активности.

Стратегия банка  — это разработка обоснованных мер и мероприятий для достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены все потенциальные возможности банка.                              

Разработка банковской политики предусматривает следующие  направления:

1) формирование стратегических  целей и задач,

2) анализ сильных и слабых сторон работы банка,

3) оценку действующих  и перспективных направлений банковской деятельности,

4) анализ внешнего  окружения и его влияния на  функционирование банка,

5) разработку и определение  альтернативных видов банковской деятельности,

6) выбор стратегии,

7) составление ежегодного  баланса банка в целом и  его подразделений,

8) внутреннюю и внешнюю  аудиторскую проверку банка.

Базой для разработки политики — целей и стратегии  банка — служит полная информационная обеспеченность, которая достигается в результате деятельности банка как за текущий период, так и на перспективу. Анализ предусматривает оценку тех тенденций, которые способны оказать воздействие на результаты работы банка. Например, анализ положения банка в конкурентной борьбе предусматривает оценку и определение результатов, которых можно достичь, изменив конкурентную стратегию банка.

При разработке стратегических позиций банка пользуются определенными качественными и количественными показателями. Качественные называются ориентирами, а количественные — заданиями. Ориентир — это более отдаленная цель, которую банк стремится достичь путем разработки стратегии.

Определение цели — это  более конкретный уровень принятия решений, который требует выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия для одних целей не может быть использована для достижения других.

Все цели банком достигаются, как правило, путем принятия решений  по тем или иным вопросам и проблемам, выработкой следующих стратегий:

• продуктово-рыночная стратегия  – определение конкретных видов банковских продуктов и услуг, метода их реализации, способа повышения конкурентоспособности;

• стратегия маркетинга — гибкое приспособление банка к рыночным условиям;

• конкурентная стратегия, направленная на снижение издержек за счет индивидуализации и повышения качества продукта, определения их путем сегментации. новых сфер деятельности банка;

• стратегия нововведений — внедрение новых технологий и видов продуктов;

• стратегия инвестиций — расширение вложений на рынке  ценных бумаг с целью увеличения доходов банка;

• стратегия развития, предусматривающая обеспечение  устойчивых темпов развития банка, включая  устойчивость темпов накопления капитала как в сфере пассивных, так и активных операций. Это также касается развития филиалов банка как внутри страны, так и за рубежом;

• стратегия поглощений, связанная с приобретением акций  других банков или кредитно-финансовых институтов;

• стратегия зарубежного  инвестирования, предусматривающая как поглощение зарубежных банков, так и увеличение вложений в иностранные ценные бумаги и недвижимость;

• стратегия внешнеэкономической  экспансии, связанная как с расширением деятельности за границей, так и с созданием там своих филиалов, отделений и агентств.

Достижение этих стратегий  может осуществляться с помощью следующих принципиальных методов управления:

• управление на основе контроля. Осуществляется при стабильном развитии на перспективу и использует в основном финансовый контроль;

• управление на основе экстраполяции. Применяется, когда  в перспективе будут обнаруживаться те же тенденции, что и в прошлом периоде. В этих условиях используются составление текущих балансов, оценка инвестиций, целевое управление, долгосрочное инвестирование;

• управление на основе разработки принципиально новых  стратегий. Используется тогда, когда  возникают новые тенденции развития, которые требуют нового стиля и принципов управления;

• управление на основе принятия оперативных решений. Применяется  при чрезвычайных и непредвиденных обстоятельствах.

Формирование банковского  менеджмента является довольно сложным  процессом и состоит из ряда важнейших компонентов, направленных на достижение разработанных целей и выработанной стратегии банка. К таким компонентам относятся:

• процесс принятия и  реализации управленческих решений,

• информационное обеспечение  менеджмента,

• экономический механизм банковского менеджмента,

• управление банковской деятельностью,

• управление персоналом,

• регулирование предпринимательской деятельности банка.

Рассмотрим более подробно содержание каждого компонента

• Процесс принятия и реализации управленческих решений предусматривает три стадии: подготовка решений, принятие решений и реализация.

Подготовка  решения — это экономический анализ ситуации банка на микро- и макроуровне, который заключается в поиске, сборе и обработке информации. На этой стадии формируются проблемы, требующие решения.

Принятие решения  — это разработка и оценка альтернативных решений, проводимых на основе многовариантных расчетов. На этой стадии осуществляется выбор оптимального решения.

Реализация  решения — осуществляются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, проводится контроль за его выполнением, вносятся коррективы и дается оценка полученного результата. Цель этой стадии — получение оптимальных результатов в конкретных условиях.

Методы принятия решений  для достижения поставленных целей могут быть различными:

• интуитивный метод, который базируется на основе накопленного опыта и суммы знаний в конкретной деятельности, что позволяет принимать решения;

• метод на основе "здравого смысла", когда решения принимаются  путем обоснования последовательным доказательством на основе практического опыта;

• метод, основанный на научно-практическом подходе, когда принимается оптимальное решение на основе переработки большого количества информации. Этот метод требует применения современных технических средств, особенно компьютеров. Принятие управленческих решений предусматривает использование следующих принципов: иерархии; создания целевых межфункциональных групп; соблюдения формальных правил и процедур; планирования; выполнения горизонтальных связей.

• Использование иерархии в принятии решений — решение принимается на том уровне, где больше всего информации, и непосредственно теми, кто участвует в реализации конкретного решения.

• Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений означает создание целевых групп на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений банка и уровней управления с целью использования знаний и опыта членов групп для принятия как конкретных решений, так и сложных. Целевые группы занимаются созданием новых банковских продуктов и услуг. Они готовят информацию, а руководство принимает решения, включая решение о затратах на разработку новых продуктов. Во главе целевой группы стоит руководитель вышестоящего подразделения банка.

• Использование формальных правил и процедур в принятии решений — это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок с учетом меняющихся обстоятельств.

• Использование планов в принятии решений направлено на координацию деятельности банка в целом. Составление плана позволяет сочетать интересы и цели между различными уровнями управления. Речь идет о так называемом внутрифирменном планировании, в данном случае — внутрибанковском планировании.

• Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений, т.е. без обращения к высшему руководству, что способствует принятию решений в более короткие сроки.

Механизм принятия решений, или технологию менеджмента, составляют:

• общее руководство  в принятии решений,

• правила принятия решений,

• планы в принятии решений,

• принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия,

• целевые группы и  их роль в принятии решений.

Общее руководство  в принятии решений: процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя банка, который подчинен вышестоящему руководителю. Здесь возникает иерархия в принятии решений.

Правила принятия решений — это нормативы, которые разрабатываются и издаются банками. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Цель их — координация между различными подразделениями. Правила делятся на оперативные (для среднего управляющего звена при наличии инструкций), стратегические (для высшего уровня при участии среднего звена, касаются типа и вида банковских продуктов и услуг); организационные (базируются на государственном и местном законодательстве).

Планы — это средства координации деятельности различных подразделений при принятии решений. Они касаются ресурсов для достижения целей и охватывают деятельность отделений банка. Преимущество планов перед правилами (нормативами) — в большей гибкости первых и приспособляемости к меняющимся условиям.

Принятие двусторонних решений. Двусторонние решения принимаются руководителями одного уровня разных подразделений на основе индивидуального взаимодействия без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов.

Целевая группа действует на основе группового взаимодействия и принимает решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей.

• Информационное обеспечение банковского менеджмента. Охватывает содержание необходимой информации и особенности функционирования внутрибанковской информационной системы.

Информация о работе Лекции по «Банковский менеджмент и маркетинг»