Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 02:08, курс лекций

Описание работы

Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.

Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
Функции финансового менеджмента.
Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.
Основные этапы развития финансового менеджмента.

Файлы: 1 файл

Лекции по финансовому менеджменту.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.

 

  1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
  2. Функции финансового менеджмента.
  3. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.
  4. Основные этапы развития финансового менеджмента.

 

  1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.

 

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:

1) управляемая подсистема (объект  управления)

2) управляющая подсистема (субъект  управления).

 

Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот;

2) Финансовые ресурсы;

3) Кругооборот капитала;

4) Финансовые отношения.

 

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:

1) Кадры (подготовленный персонал);

2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение.

 

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.

 

Основные задачи финансового менеджмента:

1). Обеспечение формирования достаточного  объема финансовых ресурсов в  соответствии с потребностями  предприятия и его стратегией  развития.

2). Обеспечение эффективного использования  финансовых ресурсов в разрезе  основных направлений деятельности предприятия.

3). Оптимизация денежного оборота  и расчетной политики предприятия.

4). Максимизация прибыли при  допустимом уровне финансового  риска и 

     благоприятной политике  налогообложения.

5). Обеспечение постоянного финансового  равновесия предприятия в процессе  его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и 

     платежеспособности.

 

  1. Функции финансового менеджмента.

 

Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

1). Функции объекта управления

  • воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;
  • производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;
  • контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).

 

2). Функции субъекта управления

  • прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;
  • планирование финансовой деятельности;
  • регулирование;
  • координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;
  • анализ и оценка состояния предприятия;
  • функция стимулирования;
  • функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.

 

  1. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.

 

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:

1). Концепция денежного потока.

2). Концепция временной ценности  денежных ресурсов.

3). Концепция компромисса между  риском и доходностью.

4). Концепция цены капитала.

5). Концепция эффективности рынка капитала.

6). Концепция асимметричности информации

7). Концепция агентских отношений.

8). Концепции альтернативных затрат.

 

1). Концепция денежного потока  предполагает

  • идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);
  • оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;
  • выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;
  • оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета

 

2). Концепция временной ценности  денежных ресурсов.

Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

А) Инфляцией

Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы

В) Оборачиваемостью

 

3). Концепция компромисса между  риском и доходностью.

Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

 

4). Концепция цены капитала –  обслуживание того или иного  источника финансирования обходится  для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный  уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

 

5). Концепция эффективности рынка  капитала – операции на финансовом  рынке (с ценными бумагами) и их  объем зависит от того, на сколько  текущие цены соответствуют внутренним  стоимостям ценных бумаг. Рыночная  цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

  • рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
  • информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;
  • отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;
  • сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
  • все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;
  • сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

 

Существует две основных характеристики эффективного рынка:

1). Инвестор на этом рынке  не имеет обоснованных аргументов  ожидать 

     больше, чем в среднем  доход на инвестиционный капитал  при заданной

     степени риска.

2). Уровень дохода на инвестируемый  капитал – это функция степени  риска.

 

Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности:

  • слабой
  • умеренной
  • сильной

 

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

6). Концепция ассиметричности информации  – напрямую связана с пятой  концепцией. Ее смысл заключается  в следующем: отдельные категории  лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать

положительный и отрицательный эффект.

7). Концепция агентских отношений  введена в финансовый менеджмент  в связи с усложнением организационно  – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

7). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет  альтернативу.

 

  1. Основные этапы развития финансового менеджмента.

 

В настоящее время западными специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента .

Первый подход связан с деятельностью «школы эмпирических прагматиков».(50е года) Ее представители  - профессиональные аналитики, которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.

Второй подход обусловлен деятельностью школы «статистического финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.

Третий подход ассоциируется с деятельностью школы «мультивариантных аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.

Пятый подход представляет собой самое новое направление (развивается с60хгодов) – школа «участников фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления  состоит в его излишней теоритеризованности , не случайно оно развивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"