Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 02:08, курс лекций

Описание работы

Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.

Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
Функции финансового менеджмента.
Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.
Основные этапы развития финансового менеджмента.

Файлы: 1 файл

Лекции по финансовому менеджменту.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

Тема: Финансовая деятельность и финансовый механизм предприятия.

 

  1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия.
  2. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение финансового механизма.
  3. Сферы финансового менеджмента.

 

 

  1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия.

 

Финансовая деятельность предприятия связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовыми и денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде предприятия. Финансовая деятельность включает следующие виды:

  1. отношения, связанные с формированием уставного капитала и его распределением между собственниками;
  2. отношения, связанные с авансированием уставного капитала во внеоборотные и оборотные активы;
  3. деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;
  4. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной системой;
  5. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками предприятия по выплате им доходов;
  6. деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения активов;
  7. деятельность, связанная с формированием различных резервово предприятия;
  8. отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной защиты работников;
  9. деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке;
  10. деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы;
  11. деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из бюджетов разных уровней.

 

Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.

Финансовая деятельность предприятия реализуется посредством финансового механизма.

 

 

  1. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение финансового механизма.

 

Правовая среда:

  • основные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность: ГК, законы «Об акционерных обществах», «О кооперативах», «О банках и банковской деятельности»;
  • законодательные акты, связанные с налоговым регулированием;
  • законодательные акты по охране окружающей среды, безопасности жизнедеятельности и охране труда;
  • законодательные акты, касающиеся социального страхования и обеспечения;
  • законодательные акты, связанные с внешнеэкономической деятельностью предприятий;
  • законодательные акты, регулирующие безналичные и наличные расчеты предприятия.

 

Налоговая среда: виды основных налогов, уплачиваемых предприятием.

Информационная среда включает:

  1. информация внешнего характера:
  • информация, формируемая на финансовых рынках;
  • информация налогового характера;
  • информация о стоимости ресурсов на различных рынках;
  • информация о конкурентах;
  • информационное обеспечение о внешнеэкономической деятельности предприятия
  1. информация внутреннего характера:
  • финансовая отчетность;
  • статистическая отчетность;
  • внутренняя отчетность;
  • данные первичного бухгалтерского учета.

 

  1. Сферы финансового менеджмента.

 

Сферы финансового менеджмента:

  1. Финансовый анализ и планирование, а также финансовое прогнозирование:
  • оценка и анализ активов и источников их формирования;
  • оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания экономического потенциала компании и расширения ее деятельности;
  • оценка источников дополнительного финансирования;
  • формирование системы контроля за составлением и эффективным использованием финансовых ресурсов.
  1. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами:
  • оценка объема требуемых финансовых ресурсов;
  • выбор форм их получения;
  • оценка степени доступности и времени получения этих ресурсов;
  • оценка стоимости обладания данным видом ресурсов (%, дисконт и др.);
  • оценка риска, ассоциируемого с данным источником финансирования.
  1. Распределение и использование финансовых ресурсов:
  • анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера;
  • оптимальность времени трансформирования финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);
  • целесообразность и эффективность вложений в ОФ, НМА и формирование их рациональной структуры;
  • оптимальное использование оборотных средств;
  • обеспечение эффективности финансовых вложений.

 

Тема: Методологические основы принятия финансовых решений

  1. Понятие левериджа и его виды.
  2. Финансовый леверидж и концепции его расчета.
  3. Операционный леверидж и его эффект.
  4. Оценка совокупного риска, связанного с предприятием.
  5. Стоимость капитала и расчет средневзвешенной стоимости капитала.

 

 

  1. Понятие левериджа и его виды.

 

Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:

  • финансовый
  • производственный (операционный)
  • производственно-финансовый

Всякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового характера. Эти факторы формируют расходы предприятия. Расходы производственного и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования  и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования  различных источников финансирования  складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.

Итак, финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.

Производственный леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа. Здесь происходит мультипликация рисков предприятия.

 

 

  1. Финансовый леверидж и концепции его расчета.

 

В финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения эффекта финансового левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента.

 

  1. Западноевропейская концепция:

 

Эффект финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала. Рассмотрим следующий пример:

Показатели

Предприятие 1

Предприятие 2

Предприятие 3

  1. Активы, тыс. руб.
  2. Пассивы, тыс. руб., в т ч.
    • СК
    • ЗК
  1. Прибыль до выплаты % и налогов
  1. Экономическая рентабельность активов ЭРА= (БП+%)/Аср.*100
  2. Издержки по выплате % (25%)
  3. Чистая прибыль, тыс. руб.

ЧП=(БП-S%)*(1-н)

  1. Чистая рентабельность СК

ЧРСК=ЧП/СКср*100

1000

1000

1000

-

 

400

 

 

40%

 

-

 

400(1-0,3)=280

 

280/1000*100==28%

1000

1000

700

300

 

400

 

 

40%

 

75

 

(400-75)*(1-0,3)=227,5

227,5/700*100==32,5%

1000

1000

300

700

 

400

 

 

40%

 

175

 

(400-175)*(1-0,3)=157,5

157,5/300*100==52,5%


Вывод: предприятие 2 и 3 используют СК более эффективно; об этом свидетельствует показатель ЧРСК, а ЗК используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую стратегию привлечения ЗК называют стратегией спекуляции капитала.

Показатель прибыли до выплаты % и налогов является базовым показателем финансового менеджмента, который характеризует создаваемый предприятием доход на привлеченный капитал. Иначе он называется нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ).

НРЭИ=БП-S%

Рассмотрим влияние финансового левериджа на ЧРСК для предприятия, использующего как ЗК, так и СК, и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа на ЭРА.

(НРЭИ - S%)*(1-н)

ЧРСК = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

СКср

 

ЭРА = НРЭИ/(СК+ЗК),

НРЭИ = ЭРА*(СКср+ЗКср),

              ЭРА*(СКср+ЗКср)-Sкр.                  ЭРА*СКср+ЭРА*ЗКср- i *ЗК

ЧРСК = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾    х (1-н) = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ х (1-н) =

 

                          СКср                                                                                                 СКср

 

= ( ЭРА*1+ЭРА*(ЗКср/СКср)-i(ЗКср/СКср)) (1-н) = ЭРА*(1-н) + (ЗКср/СКср) * *(ЭРА-i)*(1-н)

Итак, эффект финансового левериджа по 1 концепции расчета определяется:

ЭФЛ = (ЗКср/СКср)*(ЭРА-i)*(1-н)

(ЭРА-i) – дифференциал

(ЗКср/СКср) – плечо рычага

 

2. Американская концепция расчета  финансового левериджа

 

Эта концепция рассматривает эффект в виде приращения ЧП на 1 обыкновенную акцию на приращение НРЭИ, то есть этот эффект выражает прирост ЧП, полученный за счет приращения НРЭИ.

DЧП      ЧП                       

ЭФЛ =   (   ¾¾  /  ¾¾   ) /  ( DНРЭИ / НРЭИ)

                  КОА      КОА

 

ЧП = (НРЭИ - S%кр)*(1-н)

DЧП = (DНРЭИ - S%кр)*(1-н) = DНРЭИ*(1-н)

              DЧП        DНРЭИ                       DНРЭИ*(1-н)             НРЭИ

ЭФЛ =  ¾¾  /   ¾¾¾¾     =     ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = ¾¾¾ = НРЭИ /

               ЧП           НРЭИ                 (НРЭИ- S%кр)*(1-н)      DНРЭИ

/ (НРЭИ - S%кр) = (БП + S%кр)/БП

 

ЭФЛ = НРЭИ/(НРЭИ - S%кр) = (БП + S%кр)/БП

 

Эта формула показывает степень финансового риска, возникающего в связи с использованием ЗК, поэтому чем больше сила воздействия финансового левериджа, тем больше финансовый риск, связанный с данным предприятием:

а) для банкира – возрастает риск невозмещения кредита:

б) для инвестора – возрастает риск падения дивиденда и курса акций.

 

Т.о. первая концепция расчета эффекта позволяет определить безопасную величину и условия кредита, вторая концепция позволяет определить степень финансового риска, и используется для расчета совокупного риска предприятия.

 

  1. Операционный леверидж и его эффект.

 

Понятие операционного левериджа связано со структурой

себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений , осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"