Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 02:08, курс лекций
Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.
Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
Функции финансового менеджмента.
Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.
Основные этапы развития финансового менеджмента.
t
Q = Ö (2*V*C) / r
где Q - сумма пополнения,
V - прогнозируемая потребность денежных средств в периоде ( месяц, квартал, год),
C - расходы на трансформацию денежных средств в ценные бумаги,
r - приемлемый доход для предприятия по краткосрочным финансовым вложениям.
ЗДСср. = Q / 2 ,
где ЗДСср. – средний запас денежных средств
k = V/Q ,
где k – количество сделок по конвертации
Общие расходы по реализации данной модели управления денежными средствами составляют величину
OP = ck + r*(Q/2),
где ck – прямые расходы
r*(Q/2) – упущенная выгода от хранения среднего запаса на расчетном счете
Эта модель приемлема только для предприятий, денежные доходы которых стабильны и прогнозируемы.
Логика модели следующая: остаток денежных средств на расчетном счете меняется хаотически до тех пор, пока не достигает некоего верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать ценные бумаги для того, чтобы вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному состоянию, называемому точкой возврата.
Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и получает денежные средства, доведя их запас до нормального предела.
ост. ден.
ср. на р/с
верхний предел
точка возврата
нижний предел
t
Реализация этой модели на практике включает следующие этапы:
S = 3* Ö ( 3*Px*V) / (4*Pt)
S – размах вариации,
Px - расходы по хранению,
V - ежедневная вариация,
Pt - расходы по трансформации
Ов = Он + S
Эти модели позволяют формировать оптимальный остаток денежных средств на расчетном счете ( это ключевой показатель для расчета денежного потока).
Дебиторская задолженность, как известно, является весьма многообразной и содержит задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил или не оплаченные в срок. (Дебиторская задолженность по векселям, по расчетам с бюджетом, по расчетам с персоналом).
В общей сумме дебиторской задолженности 80-90% приходятся на расчеты с покупателями. Поэтому политика управления дебиторской задолженностью связана в первую очередь с оптимизацией размера задолженности и инкассации задолженности за реализованную продукцию.
Поэтому политику управления дебиторской задолженностью называют кредитной политикой по отношению к покупателям продукции.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и связанной с оптимизацией размера дебиторской задолженности и обеспечением своевременной ее инкассации.
Политика управления дебиторской задолженностью включает:
Различают три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:
которая является
риска и соответственно более мягкие условия предоставления коммерческого кредита.
дополнительной прибыли за
счет расширения объема
а) срок предоставления кредита,
б) лимит предоставляемого кредита,
в) стоимость предоставления кредита, т.е. система ценовых скидок при осуществлении расчетов за приобретенную продукцию,
г) системе штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств.
Например: При 5% скидке, 7 -дневном сроке оплаты и чистом периоде 30 дней. Предприятие теряет скидку с 8 по 30 день, если не произведет оплату в течении 7 дней; по истечению 30 дней выступает система штрафных санкций.
Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов ТМЦ, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за их движением.
Разработка политики управления запасами охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются:
а) сумма затрат по размещению заказов ( включающих расходы по транспортированию и приемке товаров)
ОПП
ОЗрз = ----------- х Срз , где
РПП
ОЗрз - сумма операционных затрат по размещению заказов;
Срз - средняя стоимость размещения одного заказа;
ОПП – объем производственного потребления товаров в рассматриваемом периоде;
РПП – средний размер одной партии поставки товаров.
Из приведенной формулы видно, что при неизменном объеме производственного потребления и средней стоимости размещения одного заказа общая сумма операционных затрат по размещению заказов минимизируется с ростом среднего размера одной партии поставки товаров.
б) сумма затрат по хранению товаров на складе.
РПП
ОЗхт = ----------- х Сх , где
2
ОЗхт - сумма операционных затрат по хранению товаров на складе;
Сх - стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.
Из приведенной формулы видно, что при неизменной стоимости хранения единицы товара в рассматриваемом периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов на складе минимизируется при снижении среднего размера одной партии поставки товаров.
Т.о. с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижаются ОЗрз и возрастают ОЗхт. Данная модель позволяет оптимизировать пропорции между этими двумя группами затрат так, чтобы их совокупная сумма была минимальной.
Определение экономичного (оптимального) запаса
затраты
Суммарные затраты
Затраты на хранение
Стоимость выполнения заказа
Оптим. запас Размер запаса
Математически данная модель выражается формулой:
2*ОПП*Срз
РППо = Ö ¾¾¾¾¾¾ , где
Сх
РППо - оптимальный средний размер партии поставки товаров.
Соответственно оптимальный средний размер производственного запаса определяется по формуле:
РППо
ПЗо = ¾¾¾¾¾
2
Для запасов готовой продукции расчет показателей аналогичен.
В теории финансового менеджмента принято выделять различные стратегии финансирования текущих активов в зависимости от отношения менеджера к выбору величины чистого оборотного капитала. Известны четыре модели поведения: идеальная, агрессивная, консервативная, компромиссная. Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и внеоборотными активами (ОК=ДП-ВА). Следовательно, каждой стратегии поведении соответствует свое базовое уравнение.
Идеальная модель основана на взаимном соответствии категорий «текущие активы» и «текущие обязательства». Модель означает, что текущие активы по величине совпадают с краткосрочными обязательствами, т.е. чистый оборотный капитал равен нулю. В реальной жизни такая модель практически не встречается. Кроме того, с позиции ликвидности она наиболее рискованна. Суть этой стратегии состоит в том, что долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне внеоборотных активов, т.е. базовое балансовое уравнение (модель) будет иметь вид: ДП=ВА