Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 16:41, курс лекций

Описание работы

Предмет и содержание современного менеджмента.
1. Сущность и подходы к определению менеджмента. Законы и принципы менеджмента.
2. Цели и управление по целям в менеджменте.
3. Понятие эффективности управления.

Файлы: 1 файл

Lektsii_2.docx

— 151.95 Кб (Скачать файл)

Миронов Евгений Игоревич. 
1 лекция. 
Предмет и содержание современного менеджмента.

1. Сущность и подходы  к определению менеджмента. Законы  и принципы менеджмента.

2. Цели и управление  по целям в менеджменте.

3. Понятие эффективности  управления.

 

I. Менеджмент – функция управления, то есть вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и в любой сфере деятельности, если оно направлено на получение прибыли как конечного результата.

Существуют следующие подходы к определению сущности и содержания менеджмента: 
- менеджмент как область науки; 
- менеджмент как организация управления предприятием; 
- менеджмент как процесс принятия управленческих решений; 
- менеджмент как организация или аппарат управления; 
- менеджмент как категория людей. 
Основные законы управления: 
- общая или объективные законы управления (закон соответствия социального содержания управления в форме осуществления деятельности, являющаяся объектом управления; закон единства системы управления; закон единства действия законов управления); 
- частная или субъективные законы (закон изменения в функции управления; закон сокращения числа ступеней управления; закон концентрации функций управления); 
- специальные законы (закон развития; закон синергии; закон единства, анализа и синтеза и т.д.). 
Принципы управления: 
- принцип научной обоснованности управления; 
- принцип системного подхода к решению управленческих задач; 
- принцип оптимальности управления; 
- принцип гибкости; 
- принцип регламентации; 
- принцип формализации; 
- принцип демократизации управления, согласно которому удовлетворение интересов собственников, руководителей трудового коллектива и отдельных работников должно реализоваться на справедливой основе. 
 
III. В экономической науке под эффективностью понимают соотношение между результатами финансово-хозяйственной деятельности и затратами. Осуществление и совершенствование организаций вызывает необходимость определения эффективности данной деятельности, используя при этом специфические измерители: качественные характеристики управленческого труда (предприимчивость или инициативность, инновационность, своевременность, корпоративность, экономичность, ответственность, творчество как форма умственного труда и т.д.), количественные (по степени соответствия достигаемых результатов уставленным целям (себестоимость, увеличение прибыли, экономия на капитальных вложениях, качественная продукция), по содержанию и организации процесса управления (расходы на исследовательские проекты и работы, переподготовка управленческих кадров, содержание зданий и помещений на приобретение техники и технических средств и т.п.). Под эффективностью управления понимают результативность управления деятельностью предприятия, которое является следствием способности менеджеров разрабатывать эффективные управленческие решения и добиваться поставленной цели.

- административные ресурсы (право управлять и соответствующие  полномочия); 
- профессиональные ресурсы (опыт и знания руководителя);

- психологические ресурсы (лидерство, харизма, коммуникабельность, имидж). 
Выделяют следующие пути: 
- совершенствование структуры управления; 
- разработка стратегии развития организации; 
- разработка информационной системы организации; 
- разработка системы принятия решений; 
- разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения кадров; 
- создание организационной культуры. 

II. Предназначение фирмы в условиях постоянно меняющейся внешней среды является миссия фирмы, которая определяется ее руководством и реализуется через ее стратегию. Правильно сформулированная миссия фирмы должна давать представление о 3 основных аспектах: 
- сфера бизнеса; 
- предназначение фирмы в системе национального хозяйства и общества в целом; 
- возможность оперативного и своевременного изменения стратегического курса организации. 
Цели – это конкретизация миссии фирмы в форме, доступной для управления в процессе их реализации. 
Основные цели: 
- конкретность и измеримость; 
- определенность во времени; 
- адресность и направленность; 
- контролируемость; 
- согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями. 
Выделяют 4 этапа в процессе управления по целям: 
- определение круга полномочий и обязанностей руководителей всех уровней; 
- разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей; 
- составление реальных планов достижения поставленных целей; 
- контроль, измерение и оценка  полученных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировка заданий. 
Объединенные цели и задачи составляют иерархическую модель – дерево целей, которая способствует упорядочиванию по иерархии целей. Для его построения используют следующие правила: 
- общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата; 
- при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация по целям каждого последнего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей следующего уровня; 
- при формировании целей разного уровня необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения; 
- под целью каждого уровня должны быть независимы друг от друга; 
- основу дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой работы, которые могут быть выполнены в определенные сроки и определенными способами.

 

2 блока проблем профессионализации  в менеджменте:

1. Связан с трудностями  достижениями монополи на выполнение  управленческих услуг и вытеснение  любительства. 5 сдерживающих факторов: 
- размер бизнеса;

- национальные традиции  карьеры менеджеров;

- отсутствие прямой горизонтальной  связи (горизонтальные связи –  коммуникативные связи между  различными подразделениями одного  уровня или людьми организации, занимающие неподчиненное отношение  друг к другу); 
- серьезная специфика в отдельных сферах деятельности;

- неразделенность функций  собственности и управления.

2. Связан со сложностью  формирования в этой области  механизмов профессионального контроля  и устойчивых связей.

 

 

Ключевые процессы организации: 
- получение ресурсов из внешней среды; 
- производство продукции;

- передача продукции во  внешнюю среду.

Внутренняя среда включает: 
- цели и задачи организации; 
- работников, технику и технологию; 
- внутреннюю информацию;

- организационную культуру.

Внешняя среда:

- экономическая; 
- политическая;

- правовая; 
- технологическая; 
- социальная; 
- другие составляющие. 
Автономные части внешней среды: 
- макроокружение; 
- непосредственное окружение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 лекция.

Эволюция менеджмента. 
1. Условия и факторы возникновения и развития теории и практики менеджмента. 
2. Эволюция школ управления.

3. Современные концепции  и подходы к менеджменту.

 

I. Производственные отношения в процессе труда непрерывно изменяются и нуждаются в управлении, то есть являются объектом управления, а экономика как теория является аппаратом изучения и описания этого объекта в целях управления. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений: задачи, человека, управленческой деятельности.

Основные этапы развития управления зарождались еще с древних времен, поскольку всегда требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп. Основные этапы развития теорий и практики управления:

- Древний период (9-7 тыс. лет  до н.э. – XVIII века н. э.); 
- Индустриальный (1776 – 1890 гг.);

- Период систематизации (1856 -1960 гг.); 
- Информационный (1960 – настоящее время).

Рационализм в менеджменте понимается как система норм, отклонения от которой является дисфункцией, понижающей эффективность системы, при этом концепция рационализации подразумевает процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели, становится все более ограниченным правилами, предписаниями, законами. 

II. 1. Школа научного управления (1885 – 1920 гг.). Возникновение школы связано с работами Ф.У. Тейлора, Л. Гилбера, Г. Гана. Школа доказала, что управление может значительно повысить эффективность организации, благодаря чему управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности. Представителями: 
- проводились исследования содержания работы и ее основных элементов; 
- проводились замеры затрат времени на выполнение приемов труда;

- разрабатывались рациональные  приемы труда;

- предлагалась система  стимулирования труда;

- обосновывалась необходимость  представления рабочим отдыха  и перерывов в работе. 
2. Классическая (административная) школа (1920 – 1950 гг.). А. Файоль, Д, Муним, Л. Урвик.

- разработала общую теорию  управления организацией;

- предлагала рациональную  систему управления путем деления  организации на подразделения  на функциональные признаки;

- считала наиболее рациональным  принцип единоначалия; 
- создала систему универсальных принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, единоначалия, единство направления, дисциплина, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, «скалярная цепь», порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух.

Недостатки: невнимание к человеческому фактору, недостаточное внимание к научной разработке методов управления, организация рассматривалась как закрытая система. 
3. Школа человеческих отношений поведенческих наук (1950 – настоящее время). А. Маслоу, М. Фалле, Д. Мак-Грегор, Ф. Гербер и др. Школа человеческих отношений: 
- обосновывала роли взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности; 
- объясняла активность деятельности людей и мотивы их поведения к потребностям; 
- вырабатывала приемы управления человеческими отношениями и т.д. 
Школа поведенческих наук изучала: 
- мотивацию; 
- характер власти и авторитета; 
- лидерство; 
- коммуникации в организации и т.д.

Основной целью было повышение эффективности организации за счет улучшение качества человеческих ресурсов.

4. Школа науки управления (количественная) (1950 – настоящее  время). Ориентировалась на использование  в управлении математики, статистики, инженерных наук и количественных  методов. Математические модели  позволили описать различные  переменные характеристики в  управлении и отношение между  ними, что невозможно сделать  в условиях реального эксперимента.

 

III. Современные концепции менеджмента базируются на концептуальных, институциональных, социокультурных различиях моделях управления: 
- американская модель; 
- японская модель; 
- европейская модель; 
- арабская модель; 
- российская модель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 лекция. 
Методы и функции управления. 
1. Понятие процесса управления, его основные черты. 
2. Классификация функций менеджмента.

3. Основные методы управления.

 

Доклад: «Общенаучные методы менеджмента».

 

I. Процесс управления – это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочивание и координацию функционирования и развития организации и ее элементов, в интересах достижения стоящих перед ними целях. Он решает 2 задачи:

- тактическая – заключается в поддержании устойчивости взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; 
- стратегическая – развитие и совершенствование, а также переход в качественно и количественно иное состояние. 
Предметом и продуктом труда управления является информация. Поэтому содержание процесса во многом зависит от квалификации лица, принимающего решение, его стиля, ситуации и культуры организации. 
Стадии процесса управления:

- оценка ситуации, то есть  выявление сильных сторон и  ограничений; 
- целеполагание (1 лекция); 
- принятие управленческого решения. 
 
II. Функция управления – это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления. 
Классификация функций менеджмента: 
1. По содержанию управленческой деятельности выделяют:

- планирование - деятельность, связанная с составлением планов;

- организация – структура фирмы, а также обеспечение ее всем необходимым;

- мотивация – активизация людей и побуждение их к эффективному труду;

- контроль – количественная  и качественная оценка работ; 
- координация – обеспечивает бесперебойность и непрерывность процесса. 
2. По масштабу времени:

- стратегическое управление (более 3 лет); 
- тактическое управление (до 3 лет); 
- оперативное управление (сразу).

3. По этапам процесса  управления:

- оценка ситуации; 
- целеполагание; 
- принятие управленческого решения. 
4. По факторам производственного процесса: 
- управление продуктом; 
- управление персоналом; 
- управление информацией и т.д.

5. По объекту управления:

- управление экономическими  процессами; 
- управление социально-психологическими процессами; 
- управление организационными процессами;

- управление технологическими  процессами. 

III. Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.  
Различают 3 группы основных методов менеджмента:

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"