Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 16:41, курс лекций
Предмет и содержание современного менеджмента.
1. Сущность и подходы к определению менеджмента. Законы и принципы менеджмента.
2. Цели и управление по целям в менеджменте.
3. Понятие эффективности управления.
Миронов Евгений Игоревич.
1 лекция.
Предмет и содержание современного менеджмента.
1. Сущность и подходы к определению менеджмента. Законы и принципы менеджмента.
2. Цели и управление по целям в менеджменте.
3. Понятие эффективности управления.
I. Менеджмент – функция управления, то есть вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и в любой сфере деятельности, если оно направлено на получение прибыли как конечного результата.
Существуют следующие подходы
к определению сущности и содержания менеджмента:
- менеджмент как область науки;
- менеджмент как организация управления
предприятием;
- менеджмент как процесс принятия управленческих
решений;
- менеджмент как организация или аппарат
управления;
- менеджмент как категория людей.
Основные законы управления:
- общая или объективные законы управления
(закон соответствия социального содержания
управления в форме осуществления деятельности,
являющаяся объектом управления; закон
единства системы управления; закон единства
действия законов управления);
- частная или субъективные законы (закон
изменения в функции управления; закон
сокращения числа ступеней управления;
закон концентрации функций управления);
- специальные законы (закон развития;
закон синергии; закон единства, анализа
и синтеза и т.д.).
Принципы управления:
- принцип научной обоснованности управления;
- принцип системного подхода к решению
управленческих задач;
- принцип оптимальности управления;
- принцип гибкости;
- принцип регламентации;
- принцип формализации;
- принцип демократизации управления,
согласно которому удовлетворение интересов
собственников, руководителей трудового
коллектива и отдельных работников должно
реализоваться на справедливой основе.
III. В экономической науке под эффективностью
понимают соотношение между результатами
финансово-хозяйственной деятельности
и затратами. Осуществление и совершенствование
организаций вызывает необходимость определения
эффективности данной деятельности, используя
при этом специфические измерители: качественные
характеристики управленческого труда
(предприимчивость или инициативность,
инновационность, своевременность, корпоративность,
экономичность, ответственность, творчество
как форма умственного труда и т.д.), количественные
(по степени соответствия достигаемых
результатов уставленным целям (себестоимость,
увеличение прибыли, экономия на капитальных
вложениях, качественная продукция), по
содержанию и организации процесса управления
(расходы на исследовательские проекты
и работы, переподготовка управленческих
кадров, содержание зданий и помещений
на приобретение техники и технических
средств и т.п.). Под эффективностью управления
понимают результативность управления
деятельностью предприятия, которое является
следствием способности менеджеров разрабатывать
эффективные управленческие решения и
добиваться поставленной цели.
- административные ресурсы
(право управлять и
- профессиональные ресурсы (опыт и знания
руководителя);
- психологические ресурсы
(лидерство, харизма, коммуникабельность,
имидж).
Выделяют следующие пути:
- совершенствование структуры управления;
- разработка стратегии развития организации;
- разработка информационной системы организации;
- разработка системы принятия решений;
- разработка системы подбора, обучения,
оценки и перемещения кадров;
- создание организационной культуры.
II. Предназначение фирмы в условиях
постоянно меняющейся внешней среды является
миссия фирмы, которая определяется ее
руководством и реализуется через ее стратегию.
Правильно сформулированная миссия фирмы
должна давать представление о 3 основных
аспектах:
- сфера бизнеса;
- предназначение фирмы в системе национального
хозяйства и общества в целом;
- возможность оперативного и своевременного
изменения стратегического курса организации.
Цели – это конкретизация миссии фирмы
в форме, доступной для управления в процессе
их реализации.
Основные цели:
- конкретность и измеримость;
- определенность во времени;
- адресность и направленность;
- контролируемость;
- согласованность и непротиворечивость
с другими целями и ресурсными возможностями.
Выделяют 4 этапа в процессе управления
по целям:
- определение круга полномочий и обязанностей
руководителей всех уровней;
- разработка и согласование целей и задач
управления в рамках установленных обязанностей;
- составление реальных планов достижения
поставленных целей;
- контроль, измерение и оценка полученных
каждым руководителем показателей и по
каналам обратной связи корректировка
заданий.
Объединенные цели и задачи составляют
иерархическую модель – дерево целей,
которая способствует упорядочиванию
по иерархии целей. Для его построения
используют следующие правила:
- общая цель, находящаяся в вершине графа,
должна содержать описание конечного
результата;
- при развертывании общей цели в иерархическую
структуру целей исходят из того, что реализация
по целям каждого последнего уровня является
необходимым и достаточным условием достижения
целей следующего уровня;
- при формировании целей разного уровня
необходимо описывать желаемые результаты,
а не способы их получения;
- под целью каждого уровня должны быть
независимы друг от друга;
- основу дерева целей должны составлять
задачи, представляющие собой работы,
которые могут быть выполнены в определенные
сроки и определенными способами.
2 блока проблем
1. Связан с трудностями
достижениями монополи на
- размер бизнеса;
- национальные традиции карьеры менеджеров;
- отсутствие прямой
- серьезная специфика в отдельных сферах
деятельности;
- неразделенность функций собственности и управления.
2. Связан со сложностью
формирования в этой области
механизмов профессионального
Ключевые процессы организации:
- получение ресурсов из внешней среды;
- производство продукции;
- передача продукции во внешнюю среду.
Внутренняя среда включает:
- цели и задачи организации;
- работников, технику и технологию;
- внутреннюю информацию;
- организационную культуру.
Внешняя среда:
- экономическая;
- политическая;
- правовая;
- технологическая;
- социальная;
- другие составляющие.
Автономные части внешней среды:
- макроокружение;
- непосредственное окружение.
2 лекция.
Эволюция менеджмента.
1. Условия и факторы возникновения и развития
теории и практики менеджмента.
2. Эволюция школ управления.
3. Современные концепции и подходы к менеджменту.
I. Производственные отношения в процессе труда непрерывно изменяются и нуждаются в управлении, то есть являются объектом управления, а экономика как теория является аппаратом изучения и описания этого объекта в целях управления. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений: задачи, человека, управленческой деятельности.
Основные этапы развития управления зарождались еще с древних времен, поскольку всегда требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп. Основные этапы развития теорий и практики управления:
- Древний период (9-7 тыс. лет
до н.э. – XVIII века н. э.);
- Индустриальный (1776 – 1890 гг.);
- Период систематизации (1856
-1960 гг.);
- Информационный (1960 – настоящее время).
Рационализм в менеджменте понимается
как система норм, отклонения от которой
является дисфункцией, понижающей эффективность
системы, при этом концепция рационализации
подразумевает процесс, в ходе которого
выбор действующими лицами средств достижения
цели, становится все более ограниченным
правилами, предписаниями, законами.
II. 1. Школа научного управления
(1885 – 1920 гг.). Возникновение школы связано
с работами Ф.У. Тейлора, Л. Гилбера, Г. Гана. Школа
доказала, что управление может значительно
повысить эффективность организации,
благодаря чему управление стало признаваться
как самостоятельная область деятельности.
Представителями:
- проводились исследования содержания
работы и ее основных элементов;
- проводились замеры затрат времени на
выполнение приемов труда;
- разрабатывались рациональные приемы труда;
- предлагалась система стимулирования труда;
- обосновывалась необходимость
представления рабочим отдыха
и перерывов в работе.
2. Классическая (административная) школа
(1920 – 1950 гг.). А. Файоль, Д, Муним, Л. Урвик.
- разработала общую теорию управления организацией;
- предлагала рациональную
систему управления путем
- считала наиболее рациональным
принцип единоначалия;
- создала систему универсальных принципов
управления: разделение труда, полномочия и ответственность,
единоначалия, единство направления, дисциплина,
подчиненность личных интересов общим,
вознаграждение персонала, централизация,
«скалярная цепь», порядок, справедливость,
стабильность рабочего места для персонала,
инициатива, корпоративный дух.
Недостатки: невнимание к человеческому
фактору, недостаточное внимание к научной
разработке методов управления, организация
рассматривалась как закрытая система.
3. Школа человеческих отношений поведенческих
наук (1950 – настоящее время). А. Маслоу,
М. Фалле, Д. Мак-Грегор, Ф. Гербер и др. Школа
человеческих отношений:
- обосновывала роли взаимодействия между
людьми в процессе совместной деятельности;
- объясняла активность деятельности людей
и мотивы их поведения к потребностям;
- вырабатывала приемы управления человеческими
отношениями и т.д.
Школа поведенческих наук изучала:
- мотивацию;
- характер власти и авторитета;
- лидерство;
- коммуникации в организации и т.д.
Основной целью было повышение эффективности организации за счет улучшение качества человеческих ресурсов.
4. Школа науки управления
(количественная) (1950 – настоящее
время). Ориентировалась на
III. Современные концепции менеджмента
базируются на концептуальных, институциональных,
социокультурных различиях моделях управления:
- американская модель;
- японская модель;
- европейская модель;
- арабская модель;
- российская модель.
3 лекция.
Методы и функции управления.
1. Понятие процесса управления, его основные
черты.
2. Классификация функций менеджмента.
3. Основные методы управления.
Доклад: «Общенаучные методы менеджмента».
I. Процесс управления – это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочивание и координацию функционирования и развития организации и ее элементов, в интересах достижения стоящих перед ними целях. Он решает 2 задачи:
- тактическая – заключается
в поддержании устойчивости взаимодействия
и работоспособности всех элементов объекта
управления;
- стратегическая – развитие и совершенствование,
а также переход в качественно и количественно
иное состояние.
Предметом и продуктом труда управления
является информация. Поэтому содержание
процесса во многом зависит от квалификации
лица, принимающего решение, его стиля,
ситуации и культуры организации.
Стадии процесса управления:
- оценка ситуации, то есть
выявление сильных сторон и
ограничений;
- целеполагание (1 лекция);
- принятие управленческого решения.
II. Функция
управления – это вид деятельности,
основанный на разделении и кооперации
менеджмента и характеризующийся определенной
однородностью, сложностью и стабильностью
воздействия на объект со стороны субъекта
управления.
Классификация функций менеджмента:
1. По содержанию управленческой деятельности
выделяют:
- планирование - деятельность, связанная с составлением планов;
- организация – структура фирмы, а также обеспечение ее всем необходимым;
- мотивация – активизация людей и побуждение их к эффективному труду;
- контроль – количественная
и качественная оценка работ;
- координация – обеспечивает бесперебойность
и непрерывность процесса.
2. По масштабу времени:
- стратегическое управление
(более 3 лет);
- тактическое управление (до 3 лет);
- оперативное управление (сразу).
3. По этапам процесса управления:
- оценка ситуации;
- целеполагание;
- принятие управленческого решения.
4. По факторам производственного процесса:
- управление продуктом;
- управление персоналом;
- управление информацией и т.д.
5. По объекту управления:
- управление экономическими
процессами;
- управление социально-психологическими
процессами;
- управление организационными процессами;
- управление технологическими
процессами.
III. Метод управления – это совокупность
приемов и способов воздействия на управляемый
объект для достижения поставленных целей.
Различают 3 группы основных методов менеджмента: