Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 16:41, курс лекций

Описание работы

Предмет и содержание современного менеджмента.
1. Сущность и подходы к определению менеджмента. Законы и принципы менеджмента.
2. Цели и управление по целям в менеджменте.
3. Понятие эффективности управления.

Файлы: 1 файл

Lektsii_2.docx

— 151.95 Кб (Скачать файл)
  • организационно-административные методы – методы, с помощью которых менеджер, как субъект власти воздействует на персонал - это методы принуждения, носящие директивный, обязательный характер и основанные на дисциплине, ответственности и власти. В свою очередь, они подразделяются на группы: 1. Методы организационно-стабилизирующего воздействия: штатное расписание, положение о внутреннем трудовом распорядке, должностные инструкции, планы работ и т.п. 2. Методы распорядительного воздействия: указание, контроль. 3. Методы дисциплинарного воздействия: поощрение и взыскание.  
    К числу данных методов относят: организационное проектирование, регламентирование, нормирование, инструктаж, команда, рекомендации и т.д.
  • экономические методы управления – предполагают учет и использование экономической заинтересованности трудового коллектива и каждого работника в результатах своего труда. Они включают: экономическое планирование, хозрасчет, ценообразование, экономическое стимулирование, экономическую мотивацию и т.д.

экономическая мотивация складывается из: 
- прямого материального вознаграждения (з/п, премии, дивиденды);

- дополнительных  выплат;

- штраф.

       -     социально-психологические методы  – совокупность специфических  способов       и средств  воздействия на личностные отношения  и социальные процессы, возникающие  в трудовых коллективах: создание  благоприятного психологического  климата; планирование социального  развития коллектива; формирование  групп; управление мотивацией; управление  конфликтами и т.д.

       К числу  данных методов относятся:  
       - моральное поощрение;

- социальное  планирование;

- убеждение;

- внушение;

- личный пример  и т.д.

Технология менеджмента: метод мозгового штурма, метод синектики, метод дневников, метод дельфи, метод голосования, метод Дельвека и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 лекция.

1. Виды и типы управленческих  решений.

2. Этапы процессов принятия  управленческих решений. 
3. Методы и способы разработки управленческих решений.

 

I. Управленческое решение – это выбор альтернативы, т.е. способа решения. 
Цели управленческого решения – обеспечение достижения целей организации. 
Классификация управленческих решений: 
- по степени уникальности: запрограммированное (рутинное, когда решение – результат заранее определенной последовательности шагов или действий), незапрограммированное (уникальное, творческое – возникает ситуация, которая сопряжены с неизвестными факторами);

- по степени воздействия  на будущее: оперативное, тактическое (административное), стратегическое; 
- по виду лица, принимающего решения: индивидуальное, коллективное; 
- по степени определенности ситуации: детерминистские (принимаются в условиях определенности), решение исходов событий (принимаются в условиях неопределенности), вероятностное (принимается в условиях риска);

- по содержанию: социальное, экономическое, организационное, маркетинговое  и т.п.;

- по способам принятия  решений: интуитивное решение (выбор  основан  на ощущении, а также  принимаются с учетом знаний  и накопленного опыта), рациональное (выбор основан на результате  аналитического процесса).

Необходимые элементы принятия решений:

1. Наличие цели;

2. Наличие альтернативы;

3. Необходимость волевого  акта лица, принимающего решение.

 

II. Процесс принятия управленческого решения – это циклическая последовательность действий субъектов управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в следующем:

- анализ ситуации (необходимость  принятия управленческого решения  возникает на основе сигнала  о внешнем или внутреннем управление, вызвавшем или способным вызвать  отклонение от заданного режима  управления; данный этап требует  спора и обработки информации);

- идентификация проблемы; 
- определение критерия выбора, т.е. показателей, по которому будут производить сравнение и выбор наилучшего варианта;

- разработка альтернативы;

- выбор альтернативы;

- согласование решения (в  современных системах управления  сложилась ситуация, при которой  разрабатывают решение одни работники, утверждают – другие, а выполняют  – третьи. Практика управления  показывает, что эффективность принятия  решение значительно вырастает, когда исполнитель имеет возможность  внести замечание, предложение и  т.п. Поэтому наилучший способ  согласования решения – привлечение  работников к процессу его  принятия;

- управление реализации  – определение комплекса работ  и ресурсов и распределение  их по исполнителям и срокам;

- контроль и оценка  результатов: является источником  направления и систематизацией  опыта принятия решений, а также  выполняет функцию обратной связи.

Под риском понимается опасность ошибочного решения, т.е. опасность потерь в результате негативного отклонения от цели.  
Существует 2 типа правила принятия решений:

  • правила, использующие численное значение вероятных решений (максимасное решение по максимизации максимально возможных доходов; максиминное решение – решение, при котором максимизируется минимально возможный доход; минимаксное – минимизируются максимальные решения);
  • правила, использующие данные конкретные значения (платежная матрица – метод статистической теории решений, помогающие выбрать один из нескольких вариантов стратегии (матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются); дерево решений – метод науки управления, схематично представляющий проблему принятия решений; метод прогнозирования включает в себя: неформальные методы, которые используют следующие виды информации: 1. вербальная информация; 2. письменная информация; 3. промышленный шпионаж.; формальные методы; качественные методы: метод мозгового штурма, совокупное мнения с оптовиком, модель ожидания потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 лекция.

Связующие процессы и конфликты в менеджменте.

1. Понятие коммуникации  и этапы коммуникационного процесса. Коммуникационные сети и стили.

2. Групповая динамика и  лидерство в менеджменте.

3. Управление конфликтами  и методы их разрешения.

4. Этика и культура менеджмента.

 

«Невербальная коммуникация». 

I. Коммуникация – это передача информации от одного объекта к другому.

В процессе обмена информацией Можно выделить 4 базовых элемента:

- отправитель – лицо, генерирующее идеи, собирающее информацию и передающее ее;

- сообщение – непосредственно  информация, закодированная с помощью  символов;

- каналы – средство  передачи информации;

- получатель – лицо, которому  предназначена информация и который интерпретирует ее.

В связи с эти выделяют следующие этапы коммуникационного процесса:

- зарождение идеи;

- кодирование информации  и выбор канала;

- передача информации;

- декодирование.

В управлении выделяют 3 вида коммуникационных сетей:

- открытая – движение  информации может быть остановлено, так как попадает в тупик, то  есть, к элементу структуры управления, находящемся в конце канала, одновременно  движение может встретить препятствие  в виде посредника или контролера (останавливает, искажает или направляет  в другую сторону); сети, состоящие  из 2 и более уровней, подходят, прежде  всего, формальным и иерархическим  структурам, имеют центральное звено, служащее исходным пунктом в  вертикальных коммуникационных  каналах;

- замкнутые сети – тупики или контролеры либо отсутствуют, либо их можно обойти;

- комбинированные.

Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого субъект предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими субъектами.

1. Открытие себя – субъект  идет на это, концентрируя тем  самым внимание на себя, чтобы  вызвать обратную реакцию на  свое поведение. 
2. Реализация себя – ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе) могут побудить субъекты отказаться от данного стиля.

3. Замыкание в себе –  используют интроверты.

4. Защита себя – используют, чтобы лучше узнать о других  или более правильно их оценить, при этом свои качества не  обсуждают. 
5. Торговаться для себя. 

II. Групповая динамика – процессы взаимодействия членов в группе: образование в группах подгрупп по интересам, развитие группы, изменение ролей членов группы, распад группы, появление в группе лидеров и их уход.  
Лидерство, как тип отношений в управлении, реализуется в системе «лидер – последователи», не «начальник – подчиненные». Выделяют следующие теории лидерства:

- теория черт или теория  лидерских качеств;

- концепция харизматического  лидерства;

- факторно-аналитическая  концепция (вторая волна теории  черт).

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией 3 основных переменных:

- лидерские качества;

- лидерское поведение;

- ситуация, в которой действует  лидер.

Групповая динамика – это изменение поведенческих реакций индивидов в зависимости от состава группы и наоборот.

Подходы к получению лидерства: 
- цели группы;

- нормы группы;

- структура группы и  проблемы лидерства;

- сплоченность группы;

Фазы развития группы:

- диффузная группа;

- группа ассоциации –  есть общая цель, официальная  структура, но нет совместной  деятельности;

- группа кооперация –  формируется общая деятельность;

- группа автономия –  развита групповая сплоченность, эффективная общая деятельность;

- трудовой коллектив –  организация, характеризующаяся совместной  социально значимой деятельностью.

 

III. Конфликт – столкновение противоположных тенденций в психике людей, во взаимоотношениях людей, в их формальных и неформальных поступков, обусловленное различием их взглядов, позиций и интересов.

Существует система тактик поведения индивида в развертывающегося во внешнем конфликте, в которую включено 5 основных тактик:

- сотрудничество;

- соперничество;

- компромисс;

- приспособление;

- избегание.

Для разрешения организационных конфликтов широко используются структурные методы управления конфликтами:

- методы, связанные с использованием  руководителя своего положения  в организации;

- методы, связанные с разведением  частей организации участников  конфликта;

- методы, связанные с созданием  определенного запаса в работе;

- соблюдение специального  интеграционного разделения;

- методы, связанные со  слиянием организации и наделение  их общей целью.

 

IV. Позиция менеджеров играет большую роль в сочетании этических и коммерческих стандартов поведения, поэтому менеджер должен учитывать 4 основных аргумента:

- уверенность в том, что  данная деятельность не выходит  за границы этических и юридических  норм;

- уверенность в то, что  данная деятельность соответствует  интересам индивида и организации, а от индивида ожидают именно  подобных действий;

- безопасная;

- помогает организации, то организация отнесется к менеджеру снисходительно, а также защитит человека, который занимается такой деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие организационных структур управления. 
1. Типы и основные организационные структуры управления. 
2. Схемы построения ОСУ. 
3. Понятие централизованного и децентрализованного управления.

 

I. Организация системы менеджмента обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняя целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления. Вертикальное разделение определяется числом и уровнем управления, горизонтальное – осуществляется по признакам.  Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций, для чего их должностные лица наделяются правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Организационные методы: 
- организационное проектирование; 
- регламентирование;

- нормирование.

Различают связи:

1. Линейные – административное  подчинение;

2. Функциональные – по  сфере деятельности без прямого  административного подчинения;

3. Кооперационные – между  подразделениями одного уровня.

В зависимости от характера связей выделяют следующие основные типы организационных структур управления:

- линейная: каждый руководитель  обеспечивает руководство нижестоящими  подразделениями по всем видам  деятельности;

- функциональная: реализуют  взаимосвязь административного  и функционального управления;

- линейно-функциональная: линейные  руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные  органы, при этом линейные руководители  низших ступеней административно  не подчинены функциональным  руководителям высших ступеней;

- матричная: характерна тем, что исполнитель может иметь 2 и более руководителей – линейный  и руководитель программы или  направления;

- дивизиональная: дивизионы  или филиалы выделяются по  области деятельности или географически;

- множественная: объединяет  различные структуры на разных  ступенях управления, например: дивизиональная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах – линейно-функциональная или матричная. 
Основные элементы ОСУ:

- должность (должностная  инструкция);

- отдел или служба (соответствующее  положение). 
Организационные принципы:

- демократические основы  управления;

- принцип системного подхода;

- принцип управляемости;

- принцип соответствия  субъекта и объекта управления;

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"