Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:37, курс лекций
Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты ее взгляды. Существует три подхода в изучении конфликтов:
традиционный. Все конфликты вредны и должны быть устранены.
С точки зрения человеческих отношений. Конфликты являются естественным и неизбежным результатом в деятельности любой группы.
С точки зрения взаимодействия. Конфликт имеет не только позитивное значение, но и является необходимым условием для решения поставленных задач.
Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты ее взгляды. Существует три подхода в изучении конфликтов:
В зависимости от конфликтующих сторон различают 4 типа конфликтов:
Причины конфликтов: распределение ограниченных ресурсов; недостаток информации и ее восприятие; неопределенность организационной структуры, функций и обязанностей; нарушение субординации; конфликтные рабочие места, характеризующиеся несоответствием прав и обязанностей; различия в ценностных ориентирах и потребностях работников и руководителей.
Причины конфликтов в малых группах:
Модель процесса конфликта
Функциональные последствия: Одно из последствий заключается в том, что проблема может быть решена способом приемлемым для обеих сторон, в результате чего люди будут чувствовать причастность к решению данной проблемы.
Конфликты могут уменьшить способность группового мышления и покорность, когда подчиненные не высказывают идей, которые противоречат идеям руководителя.
Дисфункциональные последствия:
Управление конфликтной ситуацией.
Существует 2 категории управления конфликтной ситуацией
4 структурных метода:
Межличностная: установление договоренности
Этика – философская наука, объектом которой является мораль. Эта наука об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Существует личная и деловая этика.
Личная этика обычно складывается под влиянием воспитания в семье, социальной среды, моральных качеств, системы ценностей и выбора, который совершается в наиболее важные моменты жизни.
Деловая этика – адаптированная к практическим нуждам без нашего сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Эта этика ведения переговоров с партнерами, ведение документации.
Деловой этикет: определенные нормы, регламентированный стиль работы, манера общения между фирмами.
Этика руководителя: правила, по которым создает структуру и определяет задачи, подбирает замов, обучает их самостоятельной работе, не унижает подчиненных, не заводит любимчиков.
Этика работника: фирма – дом родной, шеф всегда прав, не перекладывает свои обязанности на других, начальник не любит работников умнее себя.
Стресс – состояние напряжения, возникающие у человека под влиянием сильных воздействий, неспецифическая (общая) защитная физиологическая реакция организма.
Концепция стресса предложена в 1936г Генри Силье, который обозначил его как общий адаптационный синдром. Он выделил три фазы стресса: реакция тревоги, фаза сопротивления, фаза истощения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются. Психологи отмечают следующие симптомы поведения человека на рабочем месте, которые свидетельствуют о его состоянии стресса:
Разновидности стресса
Физиологический – накопившееся психо-эмоциональное состояние частых стрессовых ситуаций, которые в последствии выражаются такими признаками стресса как депрессия, снижение аппетита, головокружения.
Информационный – возникает, когда наступает перегрузка информационными данными и человек не справляется с поставленными перед ним задачами.
Эмоциональный – появляется в ситуации незаслуженного отношения окружающих к личности. Обиды, угрозы, физические травмы. Стрессы, вызванные эмоциями можно разделить на 4 категории:
Причины стресса:
Борьба со стрессом (способы борьбы)
Снизить риск можно несколькими способами:
Психология – наука о душе (с 1879г). В системе управления с точки зрения психологии любой сотрудник рассматривается как “черный ящик”, закрытый на замок. Поэтому главная задача любого управленца максимально эффективно работать и для этого необходимо узнать, что там в этом ящике.
С точки зрения темперамента люди делятся:
Холерики энергичные, увлеченные, целеустремленные, подвижные, все время заняты делом, иначе энергия пойдет на разложение коллектива изнутри. В критические моменты работают неудержимо долго. Девиз: “Не минуты покоя”
Флегматики активны, терпеливы, надежны, устойчивы, постоянны. Однако они медлительны, безразличны, толстокожи, суховаты в общении, не могут работать в дефиците времени, необходим индивидуальный темп работы. Девиз “Не торопи”
Меланхолики высоко чувствительные, мягкие, человечны, способны к сочувствию. Но у них низкая работоспособность, замкнутость, застенчивость, мнительность. Это хорошие диспетчеры и художники. Девиз “Не навреди”
Сангвиники жизнерадостные, увлеченные, отзывчивые, общительные. Но есть склонность к зазнайству, разбросанности, легкомыслию, ненадежности, сверхбдительности. Вкусы и интересы непостоянны. Конек – организаторская работа. Трудоспособен, но не всегда трудолюбив. Девиз “Доверяй, но проверяй”
Характер – это совокупность индивидуальных особенностей личности, складывающихся постепенно.
Выделяют 4 группы основных черт, выражающие отношения личности к определенной стороне деятельности.
4 типа характера:
Интеллект – системы психических процессов, обеспечивающих реализацию способностей человека оценивать ситуацию, принимать решения и в соответствии с этим регулировать свое поведение. Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ-коэффициент. Учеными выделено несколько основных периодов интеллектуального развития:
Статус человека заключается в целом наборе ролей, которые он играет в разные моменты своей деятельности.
Роль – социально-психологический феномен, связанный с выполнением вхождения личности в ту или иную деятельность в соответствии со своими возможностями.
Что влияет на мнение людей при знакомстве?
Психология во внешней среде.
В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные способности всех участников этого процесса:
Методы управления – это способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей. Методы управления предусматривают использование нескольких подходов: