Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:37, курс лекций

Описание работы

Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты ее взгляды. Существует три подхода в изучении конфликтов:
традиционный. Все конфликты вредны и должны быть устранены.
С точки зрения человеческих отношений. Конфликты являются естественным и неизбежным результатом в деятельности любой группы.
С точки зрения взаимодействия. Конфликт имеет не только позитивное значение, но и является необходимым условием для решения поставленных задач.

Файлы: 1 файл

Menedzhment_konets_kursa_lektsy.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Параграф 11. Конфликты  и типы конфликтов.

Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты ее взгляды. Существует три подхода в изучении конфликтов:

  • традиционный. Все конфликты вредны и должны быть устранены.
  • С точки зрения человеческих отношений. Конфликты являются естественным и неизбежным результатом в деятельности любой группы.
  • С точки зрения взаимодействия. Конфликт имеет не только позитивное значение, но и является необходимым условием для решения поставленных задач.

В зависимости от конфликтующих  сторон различают 4 типа конфликтов:

  1. межличностные конфликты
  2. межгрупповые
  3. конфликты между личностью и группой
  4. внутриличностные

 

Причины конфликтов: распределение ограниченных ресурсов; недостаток информации и ее восприятие; неопределенность организационной структуры, функций и обязанностей; нарушение субординации; конфликтные рабочие места, характеризующиеся несоответствием прав и обязанностей; различия в ценностных ориентирах и потребностях работников и руководителей.

Причины конфликтов  в малых группах:

  • стремление подгруппы к власти
  • превышение лидером своей власти
  • борьба за лидерство
  • столкновение по официальным и неофициальным каналам
  • перенос личных взаимоотношений на деловые и наоборот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель процесса конфликта

 

 

Функциональные  последствия: Одно из последствий заключается в том, что проблема может быть решена способом приемлемым для обеих сторон, в результате чего люди будут чувствовать причастность к решению данной проблемы.

Конфликты могут уменьшить способность  группового мышления и покорность, когда подчиненные не высказывают  идей, которые противоречат идеям  руководителя.

Дисфункциональные последствия:

  • неудовлетворенность, рост текучести кадров
  • меньшая степень сотрудничества в будущем
  • сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации
  • представление о другой стороне, как о “враге”, представления о целях своей стороны как о положительных, а о целях другой – как об отрицательных
  • сворачивания взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами
  • увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и доверия
  • смещение акцентов, придание большего значения “победе в конфликте”, чем решению проблемы

 

Управление  конфликтной ситуацией.

Существует 2 категории управления конфликтной ситуацией

  • структурная
  • межличностная

 

4 структурных метода:

  • разъяснение требований к работе
  • координационные и интеграционные механизмы
  • установление общеорганизационных комплексных целей
  • создание структуры системы вознаграждения

 

Межличностная: установление договоренности

Параграф 12. Менеджмент и  этика.

Этика – философская наука, объектом которой является мораль. Эта наука об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Существует личная и деловая этика.

Личная этика обычно складывается под влиянием воспитания в семье, социальной среды, моральных качеств, системы ценностей и выбора, который совершается в наиболее важные моменты жизни.

Деловая этика – адаптированная к практическим нуждам без нашего сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Эта этика ведения переговоров с партнерами, ведение документации.

Деловой этикет: определенные нормы, регламентированный стиль работы, манера общения между фирмами.

Этика руководителя: правила, по которым создает структуру и определяет задачи, подбирает замов, обучает их самостоятельной работе, не унижает подчиненных, не заводит любимчиков.

Этика работника: фирма – дом родной, шеф всегда прав, не перекладывает свои обязанности на других, начальник не любит работников умнее себя.

Параграф 13. Стресс как  феномен.

Стресс – состояние напряжения, возникающие у человека под влиянием сильных воздействий, неспецифическая (общая) защитная физиологическая реакция организма.

Концепция стресса предложена в 1936г  Генри Силье, который обозначил  его как общий адаптационный  синдром. Он выделил три фазы стресса: реакция тревоги, фаза сопротивления, фаза истощения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются. Психологи отмечают следующие симптомы поведения человека на рабочем месте, которые свидетельствуют о его состоянии стресса:

  • чрезмерное употребление алкоголя/курение
  • хронические переживания
  • нервозность/напряжение
  • впечатлительность, легкая ранимость
  • эмоциональная неустойчивость
  • проблема со сном, здоровьем, неспособность к отдыху

 

Разновидности стресса

  1. информационный
  2. физиологический
  3. эмоциональный

 

Физиологический – накопившееся психо-эмоциональное состояние частых стрессовых ситуаций, которые в последствии выражаются такими признаками стресса как депрессия, снижение аппетита, головокружения.

Информационный  – возникает, когда наступает перегрузка информационными данными и человек не справляется с поставленными перед ним задачами.

Эмоциональный – появляется в ситуации незаслуженного отношения окружающих к личности. Обиды, угрозы, физические травмы. Стрессы, вызванные эмоциями можно разделить на 4 категории:

  • временный, вызван ощущением, что нужно выполнить дело (несколько дел) к какому-то сроку
  • предупредительный стресс (беспокойство), ощущение взволнованности по поводу предстоящих событий
  • ситуационный стресс, результат избыточного давления, создаваемого людьми или событиями
  • стресс столкновения, возникает тогда, когда приходиться иметь дело с людьми, общение с которыми неприятно либо непредсказуемо.

 

Причины стресса:

  1. рабочие условия
  2. рабочие перегрузки
  3. ролевые конфликты
  4. обязательность
  5. ответственность
  6. перемены
  7. взаимоотношения с подчиненными
  8. взаимоотношения с коллегами
  9. недостаток стажа
  10. чувства, вызываемые работой или карьерой

 

Борьба со стрессом (способы борьбы)

  1. Антистрессовая система упражнений
  2. Анализ окружающего вас ролиобусловленного поля, формируемого из людей, оказывающих на человека то или иное воздействие

Снизить риск можно несколькими  способами:

  • Построить надежные, приятные отношения, поддерживать отношения со своим начальством, коллегами, подчиненными
  • Прояснить свои цели, согласовать их с начальством
  • Не берите лишнюю работу и не давайте невозможных обещаний, не отказывайтесь от работы, иначе приобретете репутацию несговорчивого человека
  • Оцените сильные и слабые стороны
  • Определите цель карьеры, которая по вашим собственным самоощущениям реальна
  • Реально смотрите на то, чего можете достичь

 

  1. Заключаются в том, как просто игнорировать, бездействовать и выжидать

Параграф 14. Психология в  менеджменте.

Психология  – наука о душе (с 1879г). В системе управления с точки зрения психологии любой сотрудник рассматривается как “черный ящик”, закрытый на замок. Поэтому главная задача любого управленца максимально эффективно работать и для этого необходимо узнать, что там в этом ящике.

С точки зрения темперамента люди делятся:

  • Холерики
  • Флегматики
  • Меланхолики
  • Сангвиники

 

Холерики энергичные, увлеченные, целеустремленные, подвижные, все время заняты делом, иначе энергия пойдет на разложение коллектива изнутри. В критические моменты работают неудержимо долго. Девиз: “Не минуты покоя”

Флегматики активны, терпеливы, надежны, устойчивы, постоянны. Однако они медлительны, безразличны, толстокожи, суховаты в общении, не могут работать в дефиците времени, необходим индивидуальный темп работы. Девиз “Не торопи”

Меланхолики высоко чувствительные, мягкие, человечны, способны к сочувствию. Но у них низкая работоспособность, замкнутость, застенчивость, мнительность. Это хорошие диспетчеры и художники.  Девиз “Не навреди”

Сангвиники  жизнерадостные, увлеченные, отзывчивые, общительные. Но есть склонность к зазнайству, разбросанности, легкомыслию, ненадежности, сверхбдительности. Вкусы и интересы непостоянны. Конек – организаторская работа. Трудоспособен, но не всегда трудолюбив. Девиз “Доверяй, но проверяй”

 

Характер – это совокупность индивидуальных особенностей личности, складывающихся постепенно.

Выделяют 4 группы основных черт, выражающие отношения личности к определенной стороне деятельности.

  1. к труду
  2. к другим людям
  3. к самому себе
  4. к вещам

 

4 типа характера:

  1. демонстративный тип
  2. педантичный характер
  3. затеривающий тип
  4. возбудимые личности

 

Интеллект – системы психических процессов, обеспечивающих реализацию способностей человека оценивать ситуацию, принимать решения и в соответствии с этим регулировать свое поведение. Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ-коэффициент. Учеными выделено несколько основных периодов интеллектуального развития:

  1. 18-25 лет. Частая смена подъемов и спадов, неустойчивая и активная перестройка мысленных функций.
  2. 26-35 лет. Увеличение устойчивости, снижение уровня непроизвольной памяти, увеличение непроизвольного внимания, формирование индивидуального стиля умственной деятельности.
  3. 36-40 лет. Усиление условности интеллекта, появление зрелости и мудрости.
  4. после 40 лет. Развитие вербального интеллекта.

 

Статус  человека заключается в целом наборе ролей, которые он играет в разные моменты своей деятельности.

Роль – социально-психологический феномен, связанный с выполнением вхождения личности в ту или иную деятельность в соответствии со своими возможностями.

 

Что влияет на мнение людей при  знакомстве?

  • Прическа
  • Глаза
  • Одежда, общий имидж
  • Интонация

 

Психология  во внешней среде.

В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные способности всех участников этого процесса:

  • Умение слушать и быть услышанным
  • Умение убеждать
  • Жажда – ничто, имидж – все
  • Стиль одежды: традиционный, классический, оригинальный, модный
  • Украшения
  • Манера говорить

Параграф 15. Методы управления.

Методы управления – это способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей. Методы управления предусматривают использование нескольких подходов:

  1. Системный подход применяется в управлении как способ упорядочивания управляемых проблем,  посредством которого осуществляется структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов, проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.
  2. Комплексный подход является специфичной формой конкретизации, системности, т.к. его основу составляет рассмотрение проблем управления, в их связи и взаимосвязи с использованием методов исследования логических наук, изучающих эти проблемы.
  3. Моделирование предполагает решение проблем управления путем применения моделей, т.е. представление проблем в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные системы, существующие для цели решения.
  4. Экспериментирование позволяет оценить результативность различные управленческих нововведений, плюс вести поиск научно обоснованных нововведений, использование которых окажется полезным для решения целей организации.
  5. Конкретно-исторический в динамике. В развитии любого объекта управления можно выделить такие стадии цикла как: проектирование и создание, рост, зрелость и завершение.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"