Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:37, курс лекций

Описание работы

Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты ее взгляды. Существует три подхода в изучении конфликтов:
традиционный. Все конфликты вредны и должны быть устранены.
С точки зрения человеческих отношений. Конфликты являются естественным и неизбежным результатом в деятельности любой группы.
С точки зрения взаимодействия. Конфликт имеет не только позитивное значение, но и является необходимым условием для решения поставленных задач.

Файлы: 1 файл

Menedzhment_konets_kursa_lektsy.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

 

Методы социальных исследований используются при решении проблем работы с персоналом, ролью персонала в отклонении от запланированной работы, в выборе направлений действия и заинтересованности.

Социальные исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала, о характере взаимодействия между людьми, а также о типах культуры, сложившейся под воздействием структурного состава кадров и других факторов развития организации. С этой целью очень широко применяются интервью и опросы, наблюдения, изучение документов и факторов группового наблюдения.

 

Существуют три группы методов управления:

1) Организационно-распределительные методы – методы прямого воздействия на управляемую систему, которые основаны на различных документах управленческого аппарата. Организационные методы предусматривают:

    • Разработку организационных решений
    • Определение необходимых ресурсов
    • Определение сроков исполнения
    • Определение ответственности лиц
    • Контроль исполнения
    • Организационные воздействия

 

Организационные методы могут быть 2х видов:

  • Организационное регламентирование
  • Организационное нормирование

 

Организационное регламентирование – определение структуры управления (число уровней и звеньев управления, отделов, секторов, групп), цели их деятельности, задач, взаимосвязи, потоков информации.

Организационное нормирование разделение прав и обязанностей каждого работника управляемой системы, каждого звена, каждой ступеньки путем разработки специальных положений, должностных инструкций, схем взаимодействия.

Распределительные методы представляют собой совокупность средств юридических воздействий на общественные отношения. Они принимают форму законодательных актов, инструкций, приказов, распоряжений, хозяйственных договоров. Распределительное воздействие должно быть в виде приказа или распоряжения. В них обязательно должны быть адресность, сроки исполнения и ответственность. Распределительное воздействие решает множество задач, которые можно сформулировать следующим образом:

  1. возвращение системы к заданной программе
  2. перевод системы из одного состояния в другое
  3. гармонизация отдельных элементов в производстве
  4. реализация воздействия на функции управления

 

2) Экономические методы  представляют собой систему экономических мер, определяющих хозяйственную деятельность и выбор руководителем формы и приемов решения определенной задачи. Сущность экономических методов заключается в следующем:

  • предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективу развития исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития. Основу плана составляют договора, заключенные с потребителями продукции, работ или услуг.
  • Предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, либо по государственным ценам. Источником формирования финансовых ресурсов является амортизационные отчисления, средства, полученные от реализации ценных бумаг, прибыль, паевые и иные взносы членов трудового коллектива предприятия и кредиты.
  • Предприятие самостоятельно устанавливает форму, систему и размер оплаты труда работников. Предприятие практикует минимальный размер заработной платы, условия труда, социальный пакет независимо от вида собственности и организационно-правовой формы предприятия.
  • Предприятие обязано обеспечить работникам безопасные условия труда, и несет ответственность за ущерб.
  • Предприятие независимо от организационно-правовой формы ведет отчетность. Предприятие предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения.
  • За нарушение договорных, кредитных, налоговых и других обязательств предприятие несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

3) Социально-психологические  методы – совокупность средств воздействия на социальные процессы внутри предприятия и на самого человека.

 

Чтобы эффективно управлять с помощью  вышеперечисленных методов надо:

  1. работников необходимо делать соучастниками принятия решений
  2. нельзя злоупотреблять приказами, т.к. они вызывают ответное внутреннее сопротивление
  3. необходимо уделять огромное внимание формированию коллектива, созданию хорошей производственной атмосферы. Работники должны быть подобраны с учетом их интересов, наклонностей, возраста, симпатий. Эффективно работает коллектив с традициями
  4. должно уделяться постоянное внимание природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей хорошему настроению, проявлению инициативы, изобретательности и самостоятельности.

 

Самые важные социальные и психологические основы управления:

  • создание производственного коллектива
  • его социальное развитие
  • стиль руководства

Параграф 16. Информационное обеспечение менеджмента.

Информация  – совокупность различных сообщений об изменениях, происходящих в системе и окружающей среде.

Управление как информационный процесс состоит в обмене информацией между органами управления, управляемым объектом и “внешней средой”.

 

Схема циркуляции информации в системе управления

 

Процесс управления производством  можно охарактеризовать наличием двух потоков информации: нисходящей от субъекта к объекту управления и восходящей (наоборот).

Внешняя информация – информация, содержащаяся в государственных органах и у руководства компании, о ситуации на рынке, о конкуренции, о научных достижениях.

Внутренняя  информация содержит сведения о ходе производственного процесса, о кадровых перестановках, об использовании оборудования и новых технологий. Информационные потоки, циркулирующие в системе управления весьма неоднородны по характеру содержащихся в них данных. Часть из них носит осведомительный характер, часть – распределительный.

Распределительная информация поступает от органов управления в виде заданий технико-экономических показателей, нормативов сырья, материалов и трудовых затрат, финансовых показателей.

К осведомительной информации относится совокупность данных, характеризующихся технико-экономическими показателями внутренней информации.

Для целей оперативного управления производством информация может  быть сгруппирована по признакам:

  1. источник возникновения
    • первичная
    • производная (промежуточная, командная, отчетная)
  2. способ фиксирования
    • устная
    • документированная
  3. способ выражения
    • цифровая
    • алфавитная
  4. по носителям информации и органам восприятия человеком и прибором
    • хроматическая
    • звуковая
  5. по характеру фиксирования данных
    • фиксированная
    • нефиксированная (не предназначена для широкого круга)
  6. по направлению движения
    • исходящая
    • восходящая
  7. по степени стабильности. Это постоянные и переменные сведения о результатах работы.
  8. по значению в процессе управления
    • директивная
    • отчетная
    • учетная
    • контрольная
  9. по принадлежности к сферам деятельности и функциям управления
    • конструкторская
    • бухгалтерская
    • финансовая
    • технологическая
  10. по времени возникновения
    • о прошлых событиях
    • о текущих событиях
    • о будущих событиях
  11. по степени определенности
    • детерминированная
    • вероятностная
  12. по видам преобразований
    • стратегическая
    • тактическая

 

Данные  - обычно различные сведения, плановые, нормированные, учетные, содержащиеся в различных документах. Информация передается и обрабатывается в форме символов и фиксируется на носителях информации. Совокупность символов для обмена информацией в той или иной системе называется языком информацией.

На практике используются различные  единицы информационного языка: символы, слова, разряды.

Количество информации должно удовлетворять  требованиям:

  • надежность / достоверность
  • объем информации должен быть минимальным при максимальном ее смысле
  • поиск информации должен проходить минимальное количество подразделений и уровней управления
  • информация должна быть объективной, отражать плюсы и минусы проблемы, давать правдивую картину.
  • Текст информации сжат, понятен, цифровые данные должны быть представлены так, чтобы потребитель не перерабатывал ее, название информации должно отчетливо отражать содержание. Информационные материалы должны содержать факты и данные о тенденциях развития на длительный период времени.

 

Все виды информации, необходимые  для управления, составляют информационную систему управления (ИСУ) – есть организационно оформленная совокупность информационных потоков документов, каналов связи и технических средств, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы управления в целях эффективности ее функционирования.

 

Классификация ИСУ

  1. По степени централизации
  • Централизированная
  • Децентрализированная
  1. По степени охвата
  • Комплексные (охватывают весь управленческий комплекс)
  • Локальные (предназначены для определенных функций управления)

 

Одной из важных сторон в области  прогресса управления является процесс  по автоматизации переработки информации. Поэтому все ИСУ могут быть классифицированы следующим образом:

  • Простые ИСУ, где весь цикл сбора и преобразования информации производится человеком вручную
  • Смешанные системы, где человек собирает и преобразует информацию с помощью автоматизированных устройств
  • Информационные справочные системы (самые употребляемые)
  • Информационно-советующие системы (не только выдают информацию о состоянии объекта, но и выбирают определенные решения по формированию управляющего воздействия). Они способны анализировать управленческие ситуации
  • Самонастраивающиеся системы (отличаются способностью при изменении внешнего воздействия в ситуациях, несоответствующих заранее заданной программе, автоматически изменять алгоритм принятия решения в определенных пределах)
  • Самообучающие системы (способны анализировать результаты своей деятельности с целью приспособления алгоритма выработки решения к изменяющейся реальности)
  • Информационно-управляющиеся системы (осуществляют управленческое воздействие, направленное на оптимизацию деятельности объекта управления, на основе разработанного управляющим персоналом алгоритмом)

 

Систему сбора информации при всех формах ее регистрации совмещают  с диспетчированием, которая в  свою очередь тесно связана с  учетом и контролем систем управления. Для того чтобы человек мог  воспринимать любой вид информации, должна быть осуществлена ее индикация, удобная для человеческих органов чувств. В практике применяются следующие формы индикации информации:

  • Цифровая
  • Алфавитная
  • Символическая
  • Предметно-визуальная

 

Выбор носителя информации (память, документы, диски) производится исходя из учета:

  • Обеспечения наибольшей точности при фиксации ее на носителях
  • Удобства хранения
  • Легкости нахождения и исправления ошибок
  • Нахождения нужной части информации

 

Обработка информации – целая серия запланированных действий и операций для получения желаемых результатов. Процесс обработки – специальная программа, где описан подробно весь процесс ввода информации, порядок ее обработки, методы контроля, обеспечивающие надежность расчетов.

Параграф 17. Коммуникационные процессы управления.

Коммуникации представляют собой процесс, связанный с межличностным и организационным общением при передаче информации как внутри организации, так и с внешней средой. Коммуникации делятся на внутренние и внешние.

Внешние коммуникации – коммуникации между организацией и ее окружением. Организация использует следующие средства коммуникации с внешней средой:

  • С потребителем общаются с помощью рекламы
  • В налоговую представляют отчеты
  • В сфере отношений с общественностью осуществляется благотворная деятельность
  • С поставщиками используют их рекламу на материалы, сырье, комплектующие, заключают договора о поставках.

 

Внешние коммуникации – коммуникации между структурными подразделениями и отдельными производителями.

 

 

 

 

 

 

 

Классификация коммуникаций

 

Параграф 18. Кадры и кадровая политика предприятия.

Управление кадрами в рамках управления предприятием имеет стратегический и оперативный аспект. Организация  управления персонала выражается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей:

  • Производственной
  • Финансово-экономической
  • Социальной (кадровой)

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"