Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:37, курс лекций
Конфликт – несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая старается сделать так, чтобы были приняты ее взгляды. Существует три подхода в изучении конфликтов:
традиционный. Все конфликты вредны и должны быть устранены.
С точки зрения человеческих отношений. Конфликты являются естественным и неизбежным результатом в деятельности любой группы.
С точки зрения взаимодействия. Конфликт имеет не только позитивное значение, но и является необходимым условием для решения поставленных задач.
Методы социальных исследований используются при решении проблем работы с персоналом, ролью персонала в отклонении от запланированной работы, в выборе направлений действия и заинтересованности.
Социальные исследования проводятся
путем сбора и обработки
Существуют три группы методов управления:
1) Организационно-
Организационные методы могут быть 2х видов:
Организационное регламентирование – определение структуры управления (число уровней и звеньев управления, отделов, секторов, групп), цели их деятельности, задач, взаимосвязи, потоков информации.
Организационное нормирование разделение прав и обязанностей каждого работника управляемой системы, каждого звена, каждой ступеньки путем разработки специальных положений, должностных инструкций, схем взаимодействия.
Распределительные методы представляют собой совокупность средств юридических воздействий на общественные отношения. Они принимают форму законодательных актов, инструкций, приказов, распоряжений, хозяйственных договоров. Распределительное воздействие должно быть в виде приказа или распоряжения. В них обязательно должны быть адресность, сроки исполнения и ответственность. Распределительное воздействие решает множество задач, которые можно сформулировать следующим образом:
2) Экономические методы представляют собой систему экономических мер, определяющих хозяйственную деятельность и выбор руководителем формы и приемов решения определенной задачи. Сущность экономических методов заключается в следующем:
3) Социально-психологические методы – совокупность средств воздействия на социальные процессы внутри предприятия и на самого человека.
Чтобы эффективно управлять с помощью
вышеперечисленных методов
Самые важные социальные и психологические основы управления:
Информация – совокупность различных сообщений об изменениях, происходящих в системе и окружающей среде.
Управление как информационный процесс состоит в обмене информацией между органами управления, управляемым объектом и “внешней средой”.
Схема циркуляции информации в системе управления
Процесс управления производством можно охарактеризовать наличием двух потоков информации: нисходящей от субъекта к объекту управления и восходящей (наоборот).
Внешняя информация – информация, содержащаяся в государственных органах и у руководства компании, о ситуации на рынке, о конкуренции, о научных достижениях.
Внутренняя информация содержит сведения о ходе производственного процесса, о кадровых перестановках, об использовании оборудования и новых технологий. Информационные потоки, циркулирующие в системе управления весьма неоднородны по характеру содержащихся в них данных. Часть из них носит осведомительный характер, часть – распределительный.
Распределительная информация поступает от органов управления в виде заданий технико-экономических показателей, нормативов сырья, материалов и трудовых затрат, финансовых показателей.
К осведомительной информации относится совокупность данных, характеризующихся технико-экономическими показателями внутренней информации.
Для целей оперативного управления производством информация может быть сгруппирована по признакам:
Данные - обычно различные сведения, плановые, нормированные, учетные, содержащиеся в различных документах. Информация передается и обрабатывается в форме символов и фиксируется на носителях информации. Совокупность символов для обмена информацией в той или иной системе называется языком информацией.
На практике используются различные единицы информационного языка: символы, слова, разряды.
Количество информации должно удовлетворять требованиям:
Все виды информации, необходимые для управления, составляют информационную систему управления (ИСУ) – есть организационно оформленная совокупность информационных потоков документов, каналов связи и технических средств, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы управления в целях эффективности ее функционирования.
Классификация ИСУ
Одной из важных сторон в области
прогресса управления является процесс
по автоматизации переработки
Систему сбора информации при всех формах ее регистрации совмещают с диспетчированием, которая в свою очередь тесно связана с учетом и контролем систем управления. Для того чтобы человек мог воспринимать любой вид информации, должна быть осуществлена ее индикация, удобная для человеческих органов чувств. В практике применяются следующие формы индикации информации:
Выбор носителя информации (память, документы, диски) производится исходя из учета:
Обработка информации – целая серия запланированных действий и операций для получения желаемых результатов. Процесс обработки – специальная программа, где описан подробно весь процесс ввода информации, порядок ее обработки, методы контроля, обеспечивающие надежность расчетов.
Коммуникации представляют собой процесс, связанный с межличностным и организационным общением при передаче информации как внутри организации, так и с внешней средой. Коммуникации делятся на внутренние и внешние.
Внешние коммуникации – коммуникации между организацией и ее окружением. Организация использует следующие средства коммуникации с внешней средой:
Внешние коммуникации – коммуникации между структурными подразделениями и отдельными производителями.
Классификация коммуникаций
Управление кадрами в рамках управления предприятием имеет стратегический и оперативный аспект. Организация управления персонала выражается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей: